Главная страница

Пояснительная записка



Скачать 150.14 Kb.
НазваниеПояснительная записка
Дата10.02.2016
Размер150.14 Kb.
ТипПояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по математике основного общего образования, примерной авторской программы по геометрии 7-9 классы, к учебному комплексу для 7-9классов, обязаельным минимумом содержания образования и требованиями к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Цели и задачи изучения:

  • овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.


Общая характеристика учебного предмета.
Геометрия один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее:

3 часа в неделю алгебры, итого 102 часа; 2 часа в неделю геометрии 68 часов геометрии, в учебный год. Из них 5 часов тематические контрольные работы и 1 час на итоговую административную контрольную работу.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, самостоятельные работы, тесты.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстрированный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.

Содержание учебного курса
1.Начальные геометрические сведения (11 часов)

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол.

Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших

геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
2.Треугольники(18 часов)

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.
3.Параллельные прямые (13 часов)

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие

параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
4.Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 часов)

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами

треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства

треугольников.
5. Повторение (6 часов)

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Содержание учебного материала

Количество часов

Количество контрольных работ

Начальные геометрические сведения

11

1

Треугольники

18

1

Параллельные прямые

13

1

Соотношения между сторонами и углами треугольника

20

2

Повторение

6

1

итого

68

6


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Содержание учебного материала

сроки изучения

Примеча

ние

Глава I. Начальные геометрические сведения.

11 часов.

1

Прямая и отрезок.







2

Луч и угол.







3

Сравнение отрезков и углов.







4

Измерение отрезков.







5

Решение задач по теме «Измерение отрезков»







6

Измерение углов.







7

Смежные и вертикальные углы.







8

Перпендикулярные прямые.







9

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.







10

Контрольная работа №1







11

Работа над ошибками







Глава I I. Треугольники.

18 часов.

12

Треугольники.







13

Первый признак равенства треугольников.







14

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников







15

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника







16

Свойства равнобедренного треугольника







17

Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник»







18

Второй признак равенства треугольника







19

Решение задач на применение второго признака равенства треугольников







20

Третий признак равенства треугольника







21

Решение задач на применение признаков равенства треугольников







22

Окружность.







23

Примеры задач на построение.







24

Решение задач на построение







25

Решение задач на применение признаков равенства треугольников







26

Решение задач







27

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.







28

Контрольная работа №2







29

Работа над ошибками







Глава I I I. Параллельные прямые.

13 часов.

30

Признаки параллельности прямых







31

Признаки параллельности прямых







32

Практические способы построения параллельных прямых.







33

Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых».







34

Аксиома параллельных прямых.







35

Свойства параллельных прямых







36

Свойства параллельных прямых







37

Решение задач по теме «Параллельные прямые»







38

Решение задач по теме «Параллельные прямые».







39

Решение задач







40

Подготовка к контрольной работе







41

Контрольная работа №3







42

Работа над ошибками







Глава I V. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

20 часов.

43

Сумма углов треугольника.







44

Сумма углов треугольника. Решение задач







45

Соотношения между сторонами и углами треугольника







46

Соотношения между сторонами и углами треугольника







47

Неравенство треугольника.







48

Решение задач. Подготовка к контрольной работе







49

Контрольная работа №4







50

Анализ контрольной работы







51

Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства







52

Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника







53

Признаки равенства прямоугольных треугольников







54

Прямоугольный треугольник. Решение задач







55

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.







56

Построение треугольника по трем элементам.







57

Построение треугольника по трем элементам.







58

Построение треугольника по трем элементам. Решение задач







59

Решение задач на построение







60

Решение задач. Подготовка к контрольной работе







61

Контрольная работа №5







62

Анализ контрольной работы







Повторение.

6 часов.

63

Повторение темы «Начальные геометрические сведения».







64

Повторение темы «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник».







65

Повторение темы «Параллельные прямые».







66

Повторение темы «Соотношения между сторонами и углами треугольника».







67

Итоговая контрольная работа.







68

Итоговый контрольный тест.







Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения ученик должен

знать/понимать:

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждения о них, важных для практики;

уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные фигуры, изображать их;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования; решать простейшие планиметрические задачи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • решения геометрических задач;

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).


Учебно - методическое обеспечение


  1. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина. Геометрия 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений – 21-е изд.-М.: Просвещение, 2011г.

  2. Н.Ф.Гаврилова. универсальные поурочные разработки по геометрии: 7 класс. -2-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2011г.

  3. Геометрия. Тематические тесты.7 класс./ Т.М.Тищенко, А.Д. Блинков. – М.: Просвещение, 2008.

  4. Контрольные работы по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова и др. «Геометрия 7-9»/ Н.Б. Мельникова. –М.: Издательство «Экзамен», 2009.



Список литературы


  1. Государственная программа по математике для общеобразовательных учреждений Министерства образования Российской Федерации. –М.: Просвещение, 2009г.

  2. Обязательный минимум содержания образования и требования к уровню математической подготовки выпускников основной общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 2009.

  3. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия для 7-9класс. Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2008

  4. «Примерная программа основного общего образования по математике», 2-еиздание, М.: Просвещение, 2009.

  5. Федеральный компонент государственного стандарта образования. Стандарт основного общего образования по математике. //Вестник образования России, 2004 (№12).