|
Пояснительная записка ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по математике основного общего образования, примерной авторской программы по геометрии 7-9 классы, к учебному комплексу для 7-9классов, обязаельным минимумом содержания образования и требованиями к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. Цели и задачи изучения:
овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
Общая характеристика учебного предмета. Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее:
3 часа в неделю алгебры, итого 102 часа; 2 часа в неделю геометрии 68 часов геометрии, в учебный год. Из них 5 часов тематические контрольные работы и 1 час на итоговую административную контрольную работу.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, самостоятельные работы, тесты.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстрированный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Содержание учебного курса 1.Начальные геометрические сведения (11 часов)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол.
Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших
геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур. 2.Треугольники(18 часов)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки. 3.Параллельные прямые (13 часов)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие
параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых. 4.Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 часов)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами
треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства
треугольников. 5. Повторение (6 часов)
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание учебного материала
| Количество часов
| Количество контрольных работ
| Начальные геометрические сведения
| 11
| 1
| Треугольники
| 18
| 1
| Параллельные прямые
| 13
| 1
| Соотношения между сторонами и углами треугольника
| 20
| 2
| Повторение
| 6
| 1
| итого
| 68
| 6
|
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
| Содержание учебного материала
| сроки изучения
| Примеча
ние
| Глава I. Начальные геометрические сведения.
11 часов.
| 1
| Прямая и отрезок.
|
|
| 2
| Луч и угол.
|
|
| 3
| Сравнение отрезков и углов.
|
|
| 4
| Измерение отрезков.
|
|
| 5
| Решение задач по теме «Измерение отрезков»
|
|
| 6
| Измерение углов.
|
|
| 7
| Смежные и вертикальные углы.
|
|
| 8
| Перпендикулярные прямые.
|
|
| 9
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе.
|
|
| 10
| Контрольная работа №1
|
|
| 11
| Работа над ошибками
|
|
| Глава I I. Треугольники.
18 часов.
| 12
| Треугольники.
|
|
| 13
| Первый признак равенства треугольников.
|
|
| 14
| Решение задач на применение первого признака равенства треугольников
|
|
| 15
| Медианы, биссектрисы и высоты треугольника
|
|
| 16
| Свойства равнобедренного треугольника
|
|
| 17
| Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник»
|
|
| 18
| Второй признак равенства треугольника
|
|
| 19
| Решение задач на применение второго признака равенства треугольников
|
|
| 20
| Третий признак равенства треугольника
|
|
| 21
| Решение задач на применение признаков равенства треугольников
|
|
| 22
| Окружность.
|
|
| 23
| Примеры задач на построение.
|
|
| 24
| Решение задач на построение
|
|
| 25
| Решение задач на применение признаков равенства треугольников
|
|
| 26
| Решение задач
|
|
| 27
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе.
|
|
| 28
| Контрольная работа №2
|
|
| 29
| Работа над ошибками
|
|
| Глава I I I. Параллельные прямые.
13 часов.
| 30
| Признаки параллельности прямых
|
|
| 31
| Признаки параллельности прямых
|
|
| 32
| Практические способы построения параллельных прямых.
|
|
| 33
| Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых».
|
|
| 34
| Аксиома параллельных прямых.
|
|
| 35
| Свойства параллельных прямых
|
|
| 36
| Свойства параллельных прямых
|
|
| 37
| Решение задач по теме «Параллельные прямые»
|
|
| 38
| Решение задач по теме «Параллельные прямые».
|
|
| 39
| Решение задач
|
|
| 40
| Подготовка к контрольной работе
|
|
| 41
| Контрольная работа №3
|
|
| 42
| Работа над ошибками
|
|
| Глава I V. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
20 часов.
| 43
| Сумма углов треугольника.
|
|
| 44
| Сумма углов треугольника. Решение задач
|
|
| 45
| Соотношения между сторонами и углами треугольника
|
|
| 46
| Соотношения между сторонами и углами треугольника
|
|
| 47
| Неравенство треугольника.
|
|
| 48
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе
|
|
| 49
| Контрольная работа №4
|
|
| 50
| Анализ контрольной работы
|
|
| 51
| Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства
|
|
| 52
| Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника
|
|
| 53
| Признаки равенства прямоугольных треугольников
|
|
| 54
| Прямоугольный треугольник. Решение задач
|
|
| 55
| Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
|
|
| 56
| Построение треугольника по трем элементам.
|
|
| 57
| Построение треугольника по трем элементам.
|
|
| 58
| Построение треугольника по трем элементам. Решение задач
|
|
| 59
| Решение задач на построение
|
|
| 60
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе
|
|
| 61
| Контрольная работа №5
|
|
| 62
| Анализ контрольной работы
|
|
| Повторение.
6 часов.
| 63
| Повторение темы «Начальные геометрические сведения».
|
|
| 64
| Повторение темы «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник».
|
|
| 65
| Повторение темы «Параллельные прямые».
|
|
| 66
| Повторение темы «Соотношения между сторонами и углами треугольника».
|
|
| 67
| Итоговая контрольная работа.
|
|
| 68
| Итоговый контрольный тест.
|
|
| Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения ученик должен
знать/понимать:
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждения о них, важных для практики;
уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные фигуры, изображать их;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования; решать простейшие планиметрические задачи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения геометрических задач;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Учебно - методическое обеспечение
Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина. Геометрия 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений – 21-е изд.-М.: Просвещение, 2011г.
Н.Ф.Гаврилова. универсальные поурочные разработки по геометрии: 7 класс. -2-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2011г.
Геометрия. Тематические тесты.7 класс./ Т.М.Тищенко, А.Д. Блинков. – М.: Просвещение, 2008.
Контрольные работы по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова и др. «Геометрия 7-9»/ Н.Б. Мельникова. –М.: Издательство «Экзамен», 2009.
Список литературы
Государственная программа по математике для общеобразовательных учреждений Министерства образования Российской Федерации. –М.: Просвещение, 2009г.
Обязательный минимум содержания образования и требования к уровню математической подготовки выпускников основной общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 2009.
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия для 7-9класс. Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2008
«Примерная программа основного общего образования по математике», 2-еиздание, М.: Просвещение, 2009.
Федеральный компонент государственного стандарта образования. Стандарт основного общего образования по математике. //Вестник образования России, 2004 (№12).
|
|
|