Повышение уровня готовности ребенка к обучению в школе I ступени в условиях предшкольного образования в группе кратковременного пребывания на базе школы.
О.М.Лесина (г.Камешково)
Подготовка детей к школе - одна из актуальных проблем, волнующая как педагогов, так и родителей. Особого внимания требует организация образования детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных школ. Дети 6 лет, согласно возрастной периодизации, относятся к дошкольникам. Это – дети старшего дошкольного возраста, который в последнее время прямо связывается только с подготовкой к школе, причем чаще всего в узком ее понимании: либо как натаскивание на чтение (иногда и письмо) и математику, либо как интенсивное развитие отдельных психических функций (памяти, внимания, логического мышления) средствами “тетрадных упражнений”. Ни то, ни другое не имеет никакого отношения к подлинному развитию ребенка, которое, собственно, и обеспечивает его дальнейшую успешность в школе. Мы признаем, что лучшими условиями для дошкольников является возможность обучаться и воспитываться в ДОУ, но в настоящее время из-за дефицита мест решить эту проблему только на базе детских садов невозможно. Для этих целей должны использоваться другие типы образовательных учреждений, при условии создания в них соответствующей учебно-материальной базы, предметно-развивающей среды, игровой зоны и другого.
В Камешковском районе охват детей дошкольным образованием составляет 85%. Причин, порождающих такую ситуацию, много: дефицит свободных мест в дошкольных учреждениях, желание родителей воспитывать ребёнка самостоятельно, наличие неблагополучных семей и педагогически запущенных детей, наличие детей с ослабленным здоровьем, с хроническими заболеваниями, которым противопоказан режим дошкольного учреждения. Вследствие этого дети приходят в первый класс с разным уровнем готовности к обучению (а часть детей вообще не готовы, или готовы условно) в школе первой ступени, необходимым для успешной адаптации к школе.
Предшкольное образование на базе нашей школы – это система мер, направленных на оказание помощи детям, не имеющим возможности до школы посещать детское дошкольное учреждение. В идее предшкольного образования мы пытаемся воплотить гуманный подход к неорганизованному ребёнку с целью «проведения необходимой психологической подготовки» [1], чтобы помочь ему легче адаптироваться к школе.
Считаем, что уровень готовности ребёнка к началу школьного обучения будет выше и успешнее пройдёт адаптация первоклассников, если будет создана система работы по подготовке детей к школе в условиях предшкольного.
На базе МОУ ООШ №3 г. Камешково создана группа кратковременного пребывания «Росточек» для подготовки неорганизованных детей к обучению, которая функционирует с 2005 года. Общая численность группы - от двух до десяти человек, в зависимости от количества неорганизованных детей каждого года, проживающих в микрорайоне школы. Цель работы группы - обеспечение единых стартовых условий для детей, поступающих в школу, минуя МДОУ.
Творческой группой педагогов был изучен и проанализирован опыт по организации предшкольного образования в условиях школы, разработан пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих работу группы кратковременного пребывания. Программа Н.Ф.Виноградовой «Предшкольная пора» [2], которую мы взяли за основу, «предназначена для развития и обучения детей шестого года жизни в условиях подготовительных групп (классов) образовательных учреждений (детских садов, школ). Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах».
Для успешной работы группы кратковременного пребывания «Росточек» школа имеет следующую материально-техническую базу:
учебные кабинеты, оснащённые в соответствии с требованиями СанПин, ФГОС НОО;
спортивный зал, оборудованный необходимым спортивным инвентарём;
технические средства обучения: интерактивная доска, мультимедийный проектор, экран, персональный компьютер, ноутбук, документ-камера, музыкальный центр; МФУ (сканер, принтер, копир);
программное обеспечение подготовки детей к школе в рамках предшкольного образования на базе школы;
подборка дидактических игр совместно с родителями будущих первоклассников, Казакова Г.М., Калмыкова Е.В. «Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе» [4];
видео материал, презентационный материал к занятиям, книжный фонд, фонотека, медиатека.
Взаимодействие специалистов в стенах школы для подготовки детей к поступлению в 1 класс: учителя будущих первоклассников, школьный психолог, социальный педагог, библиотекарь, учитель физкультуры, экскурсовод музейной комнаты МОУ ООШ №3 г. Камешково.
Адаптированный учебно–тематический план на основе программы Н.Ф.Виноградовой «Предшкольная пора» к условиям школы и апробированный проект курса состоит из пяти разделов:
"Познаем других людей и себя",
"Познаем мир",
"Учимся думать, рассуждать и фантазировать",
"Учимся родному языку",
"Учимся рисовать".
Вместе с тем выделение разделов программы достаточно условно, т.к. её особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.
Образовательный процесс выстраивается довольно компактно, так, чтобы реализовать основные линии развития: физическую, познавательноречевую, социальноличностную, художественноэстетическую. При организации занятий с детьми устанавливается учебная нагрузка в соответствии с нормами СанПиН. Специфика организации группы заключается в том, что здесь время “сжато”, и у детей нет таких возможностей “обжиться” в группе сверстников, как в детском саду с полным днем. В связи с этим время распределяется равномерно: на самостоятельную деятельность детей и на развивающие занятия с педагогами. Такие занятия проводятся в непринужденной партнерской форме (парами, малыми группами), что способствует свободному общению детей и педагогов.
Воспитательно-образовательный процесс в группе кратковременного пребывания включает в себя разные формы индивидуальной и совместной деятельности как взрослого с детьми, так и самих детей. Это игровая деятельность, продуктивная (рисование, конструирование), познавательно-исследовательская (экспериментирование с реальными и символическими объектами), а также деятельность по самообслуживанию. При работе с детьми широко используются разнообразные дидактические, развивающие игры, занимательные упражнения, игры-экспериментирования, игровые и проблемные ситуации, элементы моделирования и проектирования. Организация воспитательно-образовательного процесса строится на основе ведущего вида деятельности – игры, с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов каждого ребенка.
Важнейшим моментом является организация предметно-пространственной среды, несмотря на то, что деятельность организуется в различных помещениях, соблюдаются основные принципы: рациональность, доступность материалов и пособий, многоуровневость (обеспечивающая самореализацию детей с разным уровнем развития).
Среда носит стабильный, разнообразный, вариативный, динамичный характер и предполагает возможность преобразования. Она постоянно обновляется эстетически и интеллектуально с учетом специфики возраста и восприятия детей.
Тесная взаимосвязь семьи и школы осуществляется через систему родительских собраний, консультаций, собеседований, рекомендаций, анкетирований, дней открытых дверей, встреч с психологом, встреч с директором, завучем, учителями [5].
Результаты исследования мотивации за 5 лет (анкета Лускановой Н.Г.) показали, что высокая школьная мотивация в 2006-2007 учебном году составила 0%, а с 2007-2008 по 2010-2011 учебный год высокая школьная мотивация составляла от 34% до 50%. В 2,5 раза в период с2007-2008 учебного года по 2010-2011 учебный год снизился уровень тревожности.
Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению неорганизованных детей за 3 года проверялась по методическому блоку Л.Е.Журовой. Результаты показали средний уровень готовности с 2008-2009 по 2010-2011 учебный год. Наблюдается стабильность среднего уровня готовности к школе, что свидетельствует об эффективности организации работы в рамках предшкольного образования.
Созданная система работы по подготовке неорганизованных детей к школе в условиях предшкольного образования в группе кратковременного пребывания «Росточек» помогает детям стать увереннее и успешнее и пройти адаптацию к обучению в первом классе.
Литература:
Бардин К. В. Подготовка ребёнка к школе (психологические аспекты) – М.: Знание, 1983.
Виноградова Н.Ф. Программа обучения и развития детей «Предшкольная пора». – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2007
Реморенко И. Что такое предшкольное образование. - Газета.Ru «Образование», 2005. – Режим доступа: https://gazeta.ru/education/2005/03/24_a_258362.shtml (дата обращения: 24.09.2011).
Казакова Г.М., Калмыкова Е.В. Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе.- АРКТИ, 2010.
Прохорова С.Ю., Нигматуллина Н.В., Белоногова Е.В., Белянина Л.А. Предшкольное образование и система работы с родителями – АРКТИ, 2010
|