|
Поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Татьяна Васильевна Кашолкина
воспитатель,
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №144
г. Иркутск
«В последние годы в стране прослеживается тенденция нарастания социокультурных проблем, низкий уровень этического, гражданско – патриотического, культурно эстетического развития различных категорий детей приводит к возникновению в детской и подростковой среде межэтнической и межнациональной напряжённости. Одна из задач работников сферы образования - культурное развитие несовершеннолетних.»
Из «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»
В настоящее время социально-экономическое, политическое, идеологическое и этническое многообразие современного российского общества представляет собой объективный процесс, объединяющий развитие включенных в него индивидов и происходящий через совокупность различных социальных систем.
В настоящее время зародилась новая педагогическая отрасль научного знания – поликультурная педагогика, являющаяся одним из направлений современной педагогической науки и образовательной практики.
Поликультурная педагогика освещает проблемы поликультурного воспитания и образования подрастающего поколения.
Поликультурное воспитание – это составной элемент мировоззрения человека, способ формирования его открытой, понимающей и принимающей позиции при соприкосновении с представителями разных культур, формирование отношения к своему и другим народам с помощью средств материальной, духовной и нравственной культуры.
Поликультурное образование подразумевает систему знаний детей о материальной, духовной и нормативной культуре разных народов.
Компонентами педагогического образования в условиях поликультурного общества являются знания основных понятий поликультурного образования и воспитания; умение вносить в содержание общего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, страны, этнической группы; умение организовать педагогический процесс как диалог разных культур.
Проблемы поликультурного воспитания и образования детей в процессе их социализации находят отражение в работах педагогов и психологов современности - В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой, А.Н.Джуринского, Г.Д. Дмитриева и др. Научно-теоретические разработки данных авторов легли в основу нашей деятельности.
С целью выявления мнения родителей об актуальности проблемы поликультурного воспитания и образования детей в условиях ДОУ, нами были составлены опросники и проведён экспресс- опрос. Результаты опроса показали: 8% родителей считают, что их знания о культурных традициях родного края достаточны. 40% опрошенных имеют разрозненные, отрывочные сведения. 52% респондентов считают недостаточными знания об истории родного края и в частности об особенностях культуры и быта коренных народов Сибири. 78% родителей считают важным и нужным ознакомление детей с культурным наследием народов Прибайкалья, воспитанием патриотических и интернациональных чувств в сознании подрастающего поколения и доверяют эту работу педагогам дошкольного учреждения.
Также нами был проведён опрос детей. Воспитанникам предлагалось назвать край и город, в котором мы живём, реки и озёра, назвать народы, живущие в Прибайкалье.
В результате опроса мы получили следующие данные: ни один ребёнок не смог назвать свой родной край, 88% детей не назвали родной город (среди ответов были такие: «слышал, но не помню», «Москва»), 24% детей смогли назвать озеро Байкал (среди названий рек упоминались Нил, Волга, Чёрное море). На вопрос о народах, живущих в Сибири большинство детей назвали китайцев, некоторые-русских, лишь 12% детей упомянули бурят (были ответы: «иркутяне», «нерусские», «индейцы»).
Нами были определены направления в работе - это формирование у детей дошкольного возраста базиса личностной культуры; необходимость превентивной культурно-просветительской деятельности в среде родительской общественности; необходимость взаимодействия на профессиональной основе с коллегами-педагогами.
Также намечены пути интеграции личности ребёнка в национальную и мировую культуру- это изучение культуры своего народа; интериоризация культуры своего народа; сравнение культуры с культурой других народов; интеграция в национальную и мировую культуру.
Определяющей составляющей для успешной реализации воспитательно-образовательных задач стал творческий подход. Это - творческий подход к подготовке материально- информационной базы к созданию предметной развивающей среды; к работе по взаимодействию с родителями воспитанников и коллегами.
В соответствии с направлением работы в ДОУ были созданы условия, необходимые для свободного выражения ребёнком впечатлений, полученных в процессе самостоятельной и совместных с педагогами, музыкальными руководителями, инструктором по физическому воспитанию, логопедом и педагогом – психологом видах деятельности.
Организованы региональные уголки в групповых помещениях, музыкально-литературные «салоны» - «В гостях у Сибирячка», «Сказки народов мира», «Родные просторы», зоны творческого развития - «Мастерилка», «Мастерская Самоделкина», «У Винтика и Шпунтика», мини – музеи - «Мы живём в Прибайкалье», «Музей жилища», «Клуб интернациональной дружбы», «Игрушки», «Космическая дружба», спортивная площадка «Дружат дети на планете» и др.
Руководствуясь требованиями федеральных государственных образовательных стандартов в системе дошкольного образования, а также важными принципами возрастной адекватности и интеграции содержания образовательного процесса нами был составлен перспективный план работы, состоящий из трёх этапов. Это - подготовительная работа, педагогические образовательные мероприятия с учётом интеграции образовательных областей и отчётные итоговые мероприятия.
Целью нашей деятельности была работа по профилактике проявлений негативных явлений в среде детей старшего дошкольного возраста и предупреждение межэтнической и межнациональной напряженности.
Средством достижения цели явилось ознакомление детей дошкольного возраста с особенностями материальной, духовной и нравственной культурой народов Прибайкалья и народов мира.
I этап работы включал экскурсии; предварительную работу в региональных уголках и зонах творчества; исследовательскую, экспериментальную, продуктивную деятельность в региональном уголке и зоне творчества; игровую деятельность; трудовую деятельность; музыкально-художественную деятельность; коммуникативную деятельность; театрализованную деятельность; двигательно-игровую деятельность; чтение художественной литературы; работу с аудио и видеоматериалами.
Результатом II этапа работы стали педагогические мероприятия, подготовленные с учётом интеграции образовательных областей :
«Путешествие к Байкалу», «Природный мир Сибири», «Все народы встали в круг», «Труд коренных народов Сибири», «Быт народов Сибири», «Посуда, утварь коренных народов Сибири», «Одежда и обувь народов Сибири», «Праздники и традиции народов Сибири», «Сурхарбан», «Вот какой Сибирячек», «Родная земля», «Добро пожаловать!», «Нардуган» , «Праздник лакомки», «Наше сибирское гостеприимство », «Волшебная рамка для фотографии», «Ердынские игры» , «Солнышко смеётся!» и др.
III этап работы состоял из досуговых тематических мероприятий по презентации для детей, родителей, гостей ДОУ объёмно - пространственных композиций: «Берег Байкала.Тунгусское поселение», «По Иркутскому острогу погуляем мы немного», «Остров Ольхон», «Тофалария- страна гор», «На просторах тундры», «Таёжная сказка», «Легенда тихой долины», «Тоонто», «Город мой родной»,«База семейного отдыха»,«Африка»,«Азия», «Водная гладь»; выставок поделок и рисунков: «Возьмёмся за руки, друзья», «Моя родословная»; концертов: «Мы живём в Прибайкалье», «Родина моя», спортивных мероприятий : «Олимпийцы», «Суглан»; участия в конкурсах детских рисунков : «Мои бабушка и дедушка», «Зимняя прогулка» и др. Организована постоянно действующая выставка «Сибирь глазами детей» и фотовыставка «Детский сад - моя семья. Главный в ней конечно я».
В рамках проведения мероприятий по поликультурному воспитанию и образованию в условиях дошкольного учреждения нами проводилась работа по обмену опытом с педагогами ДОУ, учреждений дополнительного образования нашего региона и социальными педагогами Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей города Иркутска.
Результаты экспресс-опроса по итогам работы показали стабильное повышение интереса детей дошкольного возраста к жизни и культурным традициям народов, населяющих территорию Иркутской области и народов мира.
Таким образом, можно сделать вывод, что удовлетворение образовательных запросов представителей всех этносов, а также воспитание и подготовка детей дошкольного возраста к жизни в поликультурном обществе в условиях дошкольного учреждения решается успешно. Литература:
Даниленко Н.Г., Маркина Ю.Д., Баринкова Ю.С. Материалы к лекциям по проблемам дошкольного образования. Часть 1. - Иркутск: ИИПКРО, 2012.-108 с.
Даниленко Н.Г., Маркина Ю.Д., Баринкова Ю.С. Материалы к лекциям по проблемам дошкольного образования. Часть 2. - Иркутск: ИИПКРО,2012.-79 с.
Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире/М.: Прометей, 2002.
Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование/ М.: Народное образование, 1999.
Малькова З.А., Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы/ // Педагогика. 1999. №4. С.3-10.
|
|
|