|
«Опыт ресоциализации детей «группы риска»
«Опыт ресоциализации детей «группы риска»
Р.Ю. Иванова, методист «Центра детского творчества» Центрального района г. Кемерово.
В статье представлен опыт работы «ЦДТ» по работе с детьми «группы риска». Содержание и многообразие форм, применяемых в учебно-воспитательном процессе, дает возможность учреждению дополнительного образования заинтересовать и вовлечь обучающихся детей в свою систему, увеличить число воспитывающих факторов, влияющих на сознание и поведение, чувства и волю, на эмоции и интеллект. восстанавливают утраченные навыки социально одобряемого поведения "трудного" подростка помогают преодолеть отчуждение от основных институтов социализации (семьи, школы), переориентировать систему внутренних ценностей. Проблема работы с детьми «группы риска» в современных социально-экономических условиях приобретает особую актуальность. Это обусловлено динамикой процессов, происходящих в обществе, утратой социально-значимых ориентиров, разнообразием трудностей, с которыми приходится сталкиваться молодежи, и ее неумением их преодолевать. Это приводит к проявлению отклонений в поведении, которое в психолого-педагогической литературе обозначается различной терминологией: «трудные дети», трудновоспитуемые, дезадаптированные, дети «группы риска». С детьми «группы риска» работа в «ЦДТ» ведётся с 2000 года.
Целью работы является создание условий для развития личности как способа реабилитации «трудного» подростка.
Основные задачи, которые мы ставим:
Формировать у подростков знаний о себе, обучение методам самоконтроля.
Обучать детей различным социальным навыкам (коммуникации, налаживания социальных контактов).
Проводить социально-психологическую коррекцию детей «группы риска».
Создавать и укреплять мотивацию в детях заниматься в творческих объединениях Центра детского творчества, развивать способности.
Реализация цели и задач осуществляется путём тесного взаимодействия с органами профилактики района. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Центрального района
– многопрофильное учреждение высшей категории, на системно-целевой основе последовательно осуществляет разноуровневое, востребованное жизнью, личностно значимое для ребенка образование, органически дополняющее школьное, способствующее гармоническому развитию творческой личности, профессиональному самоопределению, обеспечивающее полноценное вхождение ребенка в социум.
В Центре детского творчества обучаются по 7 направлениям деятельности:
спортивно-техническое;
художественно-эстетическое;
физкультурно-спортивное;
социально-педагогическое;
туристско-краеведческое;
эколого-биологическое;
культурологическое.
Ядром педагогической системы Центра является ребенок, поэтому обучение содержит ценностно-ориентационный аспект, ориентируется на окружающий социум, постоянно обновляется и самосовершенствуется. К сожалению, мешают многие факторы: неблагоприятная экономическая обстановка, наличие деструктивных факторов социума (растет число семей, в которых родители не занимаются воспитанием ребенка, наркомания, вредные привычки среди детей и др.), малая рождаемость, синдром психологического выгорания среди педагогов.
Обучение в творческих объединениях Центра бесплатное, поэтому приходят дети, родители которых не могут оплатить обучение в художественной или музыкальной школе, спортивной секции и т.д. Педагоги ЦДТ сокращают пространство девиантного поведения для детей «группы риска», так как в условиях дополнительного образования ребенок не праздно проводит свободное от основной учебы время, а находит дело соответствующее его интересам, желанию и часто скрытому от взрослых душевному состоянию. У нас нет «двоечников» и «отличников», у таких детей не висит ярлык, они становятся более открытыми, получают шанс реализовать себя.
В своей работе педагоги используют такие формы и методы работы с «трудными», которые способствуют формированию и закреплению в детях позитивной самооценки, навыков саморегуляции, управления негативными эмоциями, навыков сотрудничества и уверенности в себе, способность к самопознанию. Главным инструментарием в этом является приобщение к творческой деятельности через практическое применение знаний и умений.
Мы не выделяем этих ребят среди сверстников, они на равных участвуют в творческих делах, выполняют задания педагога, участвуют в общественно-полезном труде и акциях. С обучающимися проводятся беседы, лекции, круглые столы, просмотр и обсуждение видеофильмов, музыкальных программ, тренинги, консультации, вечера встреч. Обучающиеся принимают активное участие в городских акциях «Мы выбираем здоровый образ жизни», «Мы против СПИДа и наркотиков». Индивидуальная и групповая работа с детьми из «группы риска», выстраивается, исходя из наблюдений психолога ЦДТ, и состоит из психологических бесед и тренингов.
В Центре детского творчества регулярно проводятся круглые столы по теме «Профилактика правонарушений», на которые приглашают работников правоохранительных органов, социальных педагогов, специалистов социальных служб, врачей-наркологов, психологов.
Организовано тесное сотрудничество с коллективом методического отдела Областной юношеской библиотеки. На базе библиотеки регулярно проводятся мероприятия для подростков «группы риска» - лекции, литературные вечера, слайд программы, исторические, интеллектуально – творческие игровые программы. Проводятся беседы – обзоры по наркотическому воспитанию подростков, диспуты по темам «Прогулки по аду», «О здоровом образе жизни», «Рок против наркотиков», «Каким я вижу себя в будущем»- круглый стол, «Связанные одной целью».
Кроме того, с обучающимися проводятся спортивные игры, экскурсии в музеи, трудовые акции в Парке Чудес, походы в киноцентр «Юбилейный», Государственную филармонию, они принимают участие в туристических слётах, походах, поисково-исследовательских экспедициях, в первенстве по спортивному ориентированию.
Летом 2011года работа с детьми «группы риска» была организована в рамках проекта «Формула успеха», который объединяет следующие блоки деятельности:
психологическое сопровождение детей «группы риска»
волонтёрская деятельность
театральная мастерская
экскурсионно-туристическая деятельность
спортивная деятельность
С октября 2011г. запускается новый пилотный проект под названием «Практикум по социализации детей «группы риска». Группа, из числа учащихся района, состоящих на профилактическом учёте в ОПДН отдела полиции в течение года занимается с тремя психологами. В структуру занятия входят:
1. Теоретическая часть (беседа).
2. Практическая часть:
-дыхательные упражнения, для снятия эмоционального и мышечного напряжения.
-игры или упражнения, способствующие включению в групповую работу.
-упражнения-активаторы, используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в общении.
- упражнения, предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа ситуаций с прогнозом их разрешения.
- упражнения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижению.
3.Релаксация.
4.Рефлексия ( подведение итогов занятия, получение обратной связи от участников)
Ожидаемые результаты от работы практикума:
-формирование у подростков адекватной самооценки, снижение потребности в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения.
- развитие способности к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций, умения избавляться от привычных стрессовых реакций.
- принятие позитивных жизненных целей и мотивации к их достижению.
- развитие коммуникативных навыков. В «ЦДТ» работает дополнительная образовательная программа творческого объединения «Подросток», которая включает в себя организацию воспитательно-образовательного процесса для обучающихся «группы риска» и социально активных детей.
Реализация данной программы построена на поэтапном освоении подростками знаний и умений, чередовании практических заданий. Программа предназначена для подростков 11-18 лет и рассчитана на 2 года обучения. Целью данной программы является создание условий для формирования социальных навыков у подростков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в социуме. В объединении создаются условия, в которых возможно по- новому оценить свои возможности и перспективы в жизни. Это достигается через:
Предоставление помощи в преодолении чувства отверженности;
Обеспечение психологической безопасности;
Предоставление возможности обрести позитивно настроенное окружение;
Предоставление возможности заниматься общественно-полезной деятельностью;
Результатом прохождения, двух этапов обучения подростки получат знания своего психотипа, о моральных нормах человека, умение вырабатывать личностную стратегию поведения, организовывать себя и других, убеждать, наблюдать, навыки организаторской работы, профессионального самоопределения, аналитической работы, организации коммуникативных игр, подготовки праздника.
С 2002 года в «ЦДТ» работает методист по работе с детьми “группы риска», который осуществляет тесное взаимодействие с органами профилактики района, перспективное планирование работы с детьми “группы риска”.
Методическая работа строится по трем направлениям деятельности:
1.Работа с учреждениями района и социальными институтами.
2.Работа с педагогическими кадрами образовательных учреждений Центрального района
3.Работа с детьми “группы риска”.
Взаимодействие методиста с образовательными учреждениями, детьми выстраивается в виде комплексов:
методист – социальный педагог – замдиректора по воспитательной работе;
классный руководитель – подросток;
методист – педагог – ребенок – родители;
методист – ребенок – педагог дополнительного образования.
Задачи методической деятельности по работе с детьми “группы риска”:
Помочь подросткам использовать свое свободное время более целенаправленно и плодотворно.
Создавать методические рекомендации для образовательных учреждений района по работе с трудными подростками.
Вовлечь детей в личностно-значимую деятельность.
Проводить методические объединения с социальными педагогами один раз в месяц.
Поддерживать связь с родителями детей посещающих творческие объединения Центра.
Поддерживать связь с ПДН, КДНиЗП, наркологическими кабинетами, психологическими службами, культурно-массовыми и социальными институтами района.
Продолжать работу с трудными подростками в объединении “Подросток”.
Тесно сотрудничать с пресс-центром “Поколение – NEXT”, с детской общественной организацией “Армия жизни”, имидж лабораторией “ПИАР” и т.д.
Для социальных педагогов Центрального района ежемесячно организовываются и проводятся: семинары, методические объединения, круглые столы, консультации со специалистами, тематические беседы. В них принимают участие психологи, представители правоохранительных органов, органов опеки, врачи-наркологи..Проводятся семинары по темам: “Методы работы с детьми “группы риска”, “Разработка методов, организаций по профилактике наркомании и правонарушений”, “Влияние обстановки в семье на развитие противоправного поведения детей”, “Если случалась беда”, “Береги здоровье смолоду”, “Физическая зависимость от наркотиков”, “Методы и формы в работе с детьми девиантного поведения”, «Советы профилактики» и т.д.
Методист по работе с детьми “группы риска” постоянно взаимодействует с кабинетом медико-психологической и наркологической помощи. В Центр детского творчества регулярно приходят с этого кабинета с лекциями, видео-беседами психологи и врачи-наркологи . Поднимаются такие темы, как: алкоголь, наркотики, табако- курение, беспризорные дети. Просматриваем и обсуждаем видео и DVD фильмы, например: “Право на жизнь”, “Доза”, “Конкретное детство”. В работе также задействуем различные плакаты и памятки о пропаганде здорового образа жизни и о пагубном воздействии психоактивных веществ на здоровье человека. В таком же контексте мы работаем и с Центром помощи семье и детям, с Центром по борьбе со СПИДом, с Центром медицинской профилактики
В ЦДТ создан банк данных о подростках состоящих на учете в ПДН, ВШУ; о детях, не посещающих занятия. Методист Центра детского творчества по работе с детьми “группы риска” координирует всю работу проводимую по социальным вопросам, отчитывается перед отделом образования Центрального района и управлением образования по вопросам жизнеобеспечения детей “группы риска”.
Методист совместно со специалистами ТОО Центрального района постоянно ведет контроль над трудными подростками, оказывает помощь и правовую защиту обучающимся, находящимся с социально опасном положении. Одним из самых сложных направлений в деятельности методиста является профилактическая работа с родителями трудных подростков:
родители должны быть информированы о проблемах подрастающего поколения;
родители должны быть обучены умению вовлекать своих детей занятиями спортом, искусством, приобщать к культурным ценностям.
На базе Центра детского творчества Центрального района, уже несколько лет действует семейный клуб “Коктейль” для родителей. Здесь в интересной и непринужденной атмосфере родители обсуждают с педагогами проблемы воспитания детей. Форма занятий с родителями разработана так, чтобы каждый мог высказать свое собственное мнение по обсуждаемому вопросу, выслушать мнение участников, тем самым, обогатить свой опыт, расширить взгляды и принципы в воспитании детей. Для родителей проводятся вечера встреч с интересными людьми, концертные программы с участием детей объединений ЦДТ, конкурсы и чаепития. На такие вечера приглашаются специалисты психологической службы, специалисты по правовым вопросам и т.д.
В Центре детского творчества для родителей проводится обучающий цикл бесед: “Взрослые и дети”, “Как лучше понимать друг друга”. Родители могут прослушать весь цикл обучения, либо участвовать в отдельных программах. Основная цель лекций: профилактика различных хронических заболеваний, отражающихся на эмоциональном состоянии ребенка и его поведении.
Как показывает практика, у трудновоспитуемых подростков свободного времени в четыре раза больше, чем у других школьников, и столь же велика разница его качественного использования. Если благополучные дети самоутверждаются в учебе, труде, личных увлечениях, то для трудных подростков вхождение в эти сферы ограничено, и избыток свободного времени становится для них криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик несовершеннолетнего. В отличие от школы сфера дополнительного образования расширяет поле социализации ребенка, имеет разные направления деятельности, выходит на другие факторы влияния (семья, общение, социальная помощь и защита, молодежная политика, здравоохранение, безопасность и охрана общественного порядка, образование, досуг, культура и спорт, производство и прочее). В учреждениях дополнительного образования активно реализуются оригинальные образовательные технологии выявления и развития одаренности детей, предоставляется возможность каждому ребенку удовлетворить интерес к творческой деятельности в удобном для него темпе и в любой последовательности освоить разнообразные образовательные области. Содержание и многообразие форм, применяемых в учебно-воспитательном процессе, дает возможность учреждениям дополнительного образования заинтересовать и вовлечь обучающихся детей в свою систему, увеличить число воспитывающих факторов, влияющих на сознание и поведение, чувства и волю, на эмоции и интеллект. Учреждения дополнительного образования выполняют функции ресоциализации, восстанавливают утраченные навыки социально одобряемого поведения "трудного" подростка, его социальный статус, помогают преодолеть отчуждение от основных институтов социализации (семьи, школы), переориентировать систему внутренних ценностей. |
|
|