|
Ответами к заданиям 1-24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов №1 справа от номера задания,
Часть 1. Ответами к заданиям 1-24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Морские волны сбегаются к берегу с разных сторон, вблизи береговой линии трутся о дно. (2)В этот момент разные части волн ведут себя по-разному, потому что сказывается разница глубин: где море глубже, волна движется быстрее, где мельче — медленнее. (3)…. набегающий гребень волны замедляет свой бег, а спешащая вслед ему подошва волны движется быстрее.
1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
Части морских волн — гребень и подошва — вблизи берега ведут себя по-разному.
На скорость движения разных частей волн влияет глубина моря.
Там, где море глубже, волна движется медленнее, а где мельче — быстрее.
Подошва волны движется быстрее из-за близости береговой линии.
Ответ:_________________________________________
2.
Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в третьем
предложении? например
только
вот почему
именно Ответ:_________________________________________________
3.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ГРЕБЕНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ГРЕБЕНЬ -бня, м.
1. Высокая, обычно с украшениями гребенка для поддерживания прически, а также (устар.) вообще гребенка (в 1 знач.). 2. То же, что гребенка (во 2 знач.) (спец.). Прядильный г. 3. Вырост на голове некоторых птиц, пресмыкающихся. Петушиный г. 4. Верхняя точка, верх. Г. горы. Г. атмосферного давления.
Ответ:_____________________________________________________
4.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Выпишите это слово.
1) балОванный
2) мусоропрОвод
3) чЕрпать
4) дозвонЯтся Ответ:_______________________________________________ 5.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно. 1) ДЛИТЕЛЬНЫЙ кашель у ребёнка нередко является симптомом
серьёзного заболевания.
2) В БОЛОТИСТОЙ почве содержится мало кислорода и питательных
веществ, необходимых растениям.
3) Обширные территории Сибири и Дальнего Востока расположены в
зоне ВЕЧНОЙ мерзлоты.
4) К негативным ЭКОЛОГИЧНЫМ факторам относятся химическое
загрязнение воды и уничтожение зелёных насаждений. Ответ:_____________________________________________________ 6.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно. 1) о пятистах сорока рублях
2) копчёные окороки
3) поезжай домой
4) менее интересно
Ответ:______________________________________
7.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А. Пока подытоживовались итоги конкурса, 1. Неправильное построение организаторы провели интересную экскурсию. предложения с причастным оборотом.
Б.В сочинении я хотел сказать о значении театра 2.Нарушение норм управления.
в моей жизни и почему я увлёкся им.
В. Вопреки прогноза установилась ясная погода. 3.Ошибочное использование
глагольного суффикса.
Г. Это произведение Василия Быкова я 4. Неправильное построение предложения прочитал летом, посвященное с деепричастным оборотом
Великой Отечественной войне.
Д. Получив диплом о среднем профессио- 5.Ошибочное построение предложения
нальном образовании,Щербакова сразу направили с однородными членами.
работать в Ростов.
Ответ:
8.
Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
арб... траж
бл... стательный
б... тонный
дек... рированный Ответ: ________________________________________________________
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. воз...меть (действие) , меж...гровая (тренировка)
бе...застенчивый, ...дешний
ра...положиться, ра…будить
пр...обретение, пр...вращение
Ответ:_________________________________________________ 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
глин...стый
опостыл...вший
опрометч...вый
въедл…вый Ответ:___________________________________________________________ 11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
дол...вой
заманч...во
ноч...вать
прост...нький
Ответ:_______________________________________________________
12. Определите предложение, в котором НЕ со словами пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. (Не) замеченные учеником ошибки были исправлены красным карандашом.
На соревнованиях по пятиборью Антон показал далеко (не) лучший результат.
К нему и птица (не) летит, и тигр (не) йдёт..
Несмотря на простоватую внешность, докладчик оказался человеком отнюдь
(не) глупым.
Игорь очень подвёл всех нас, (не) сдержав своего слова. Ответ:__________________________________________________________
13.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ПО) НАЧАЛУ шутка показалась Антону безобидной, теперь же он понял, (НА)
СКОЛЬКО ошибся. (НЕ) СМОТРЯ на холодное и дождливое лето, Миша (ПО) ПРЕЖНЕМУ каждые
выходные проводил в деревне. ЧТО (БЫ) привлечь к себе внимание гостей, маленький Тимошка насыпал (В)
ПУСТУЮ жестяную банку камней и стал трясти ею над головой. Все (ПО) РАЗНОМУ поняли смысл фильма, но (НИ) КТО не ушёл из кинотеатра
разочарованным. Ответ: ___________________________________________________ 14.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Белые грибы, которые собра(1)ы в листве(2)ых лесах южного Подмосковья, вкусны
не только в супе, но и в тушё(3)ом виде, а особенно — жаре(4)ые на подсолнечном
масле с луком.
Ответ: _________________________________________________________ 15.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1.Огонек в башне светился ровным красноватым светом.
2. Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною но даже и приятною.
3. Море вечно и неумолчно шумит и плещется.
4. Буран крутит швыряет снегом и высвистывает и заливается жутким воем.
5.И старшие и мы сами страшно испугались и пришли в смятение Ответ:___________________________________________________
16.
Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Маргарита сидела (1) заткнув пальцами уши (2) и глядела на (3) дремавшую на
каминной полке (4) сову.
Ответ:__________________________________________________________ 17.
Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Район Старой Ладоги, где скандинавы появились (1) по свидетельству
историков (2) в середине VIII века, известен тяжёлыми почвами,
обработка которых орудиями без железных наконечников была (3) в высшей
степени (4) затруднительна.
Ответ:______________________________________________________________ 18.
Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Жителям оставалось надеяться только на трёх смельчаков (1) в руках (2) которых (3)
теперь была судьба всего города.
Ответ:_____________________________________________________________ 19.
Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
После праздников отношения между супругами совсем испортились (1) и (2) хотя
они никогда не бранились при посторонних (3) но настроение у всех членов семьи
было подавленное (4) а в доме царила гнетущая атмосфера.
Ответ:_____________________________________________________________ Прочитайте текст и выполните задания 20-25. (1)Алексей Кондратьевич Саврасов писал картины природы и преподавал в Московском
училище живописи и ваяния. (2)Добрый и снисходительный к людям в жизни, в вопросах
искусства он становился требовательным и строгим.
(3) - Ну какая же это верба, юноша? - говорил он, просматривая работу ученика. -
(4) Не знаете - посмотрите. (5)Десять раз посмотрите, потом рисуйте. (6) Надо знать
природу как свои пять пальцев, чтобы писать пейзажи. (7)Верьте только своим глазам, а не выдумывайте природу!
(8) Потом подходил к другому этюду и вздыхал:
(9) - Тут всё правильно: и ветки, и почки, и молодые побеги. (10)Но разве же это
живопись? (11)Это рисунок для ботанического атласа, а не живопись. (12)Потому что мало знать природу, надо природу чувствовать. (13)Разве вы не заметили, как печально
склоняет ива к воде свои гибкие ветви? (14)А как весело играют весной на берёзе серёжки! (15)Они так и светятся в лучах солнышка, которое ещё только начинает пригревать. (16)А вы хоть и смотрели на природу, да главного-то и не увидели. (17)Не тронула вас она. (18)Но если природу писать с волнением, с чувством, то картина ваша взволнует и зрителя. (19)А так её - у купца в передней и то повесить нельзя, не то что в картинной галерее.
(20) Каждый год, едва заканчивались занятия в училище, отправлялся художник «на
натуру» - с глазу на глаз беседовать с полями, рощами, перелесками.
(21) В 1871 году, ещё до прихода весны, уехал Саврасов из столицы. (22)И вот он на
Волге, в Костроме. (23)Всегда был ему по душе этот старинный русский город. (24) В
центре - высокая каланча да каменные ряды, в которых торгуют мясом, молоком,
пряниками. (25)А за ними - по пригоркам, по оврагам - лепится серая от времени,
деревянная Кострома - настоящая большая деревня. (26)Идёшь от Волги, поднимаешься в
гору; плывёт в воздухе далёкий звон колоколов Ипатьевского монастыря. (27)Тихо здесь
после Москвы, и так легко, так свободно дышится!
(28)Художник снял комнатку в мезонине большого деревенского дома. (29)Но первые дни, даже недели, работа не клеилась. (ЗО)Стоял у окошка, смотрел на занесённые снегом
избы, на ветхую каменную церковку, на хмурое небо да узловатые голые берёзы с
чёрными прошлогодними гнёздами. (31)Ничто не трогало в этом пейзаже сердца
художника. (32)Надевал сапоги, долго шёл по побуревшей от грязи дороге,
присматривался, прислушивался, но весна не приходила. (ЗЗ)Возвращаясь в дом, он
печально вздыхал, жалуясь хозяйке:
(34)-Далеко ещё до весны, Дарья Петровна. (35)Ой, далёконько...
(36)Но весна пришла, как она приходит всегда, - неожиданно, сразу. (37)Однажды утром
разбудили художника громкие птичьи крики. (38)Он глянул в окошко и рассмеялся, как
ребёнок, потому что за окном голубело небо. (39)Наскоро накинув халат, Саврасов настежь распахнул створки окна. (40)Резкий холод ворвался в комнату, но художник не
замечал этого. (41)Вот оно! (42)Началось!.. (43)Робкий луч солнца проложил по снегам
голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. (44)Но главное - птицы!(45) С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружились в прозрачном весеннем воздухе, и унылые чёрные гнёзда ожили: вокруг них хлопочут уже, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости.
(46) Шаги заскрипели по лестнице, открылась дверь, и в комнату заглянула хозяйка.
(47)Увидев открытое окно, она потянулась его закрыть, но Саврасов остановил её.
(48)- Кондратьич, а Кондратьич! (49)Чай будешь пить? (50)Я самовар вскипятила.
(51)- Потом, потом, хозяюшка. (52)Не до того мне сейчас! (53)Грачи прилетели! - отозвался он, взволнованный.
(54)Схватив палитру, так и не захлопнув окна, художник стал пристраиваться на
подоконнике со своей работой. (55)Напевая, набрасывал на белом холсте согретые
первым лучом весны деревья, и почерневшие избы, и маленькую церковку.
(5 6)Почему же так долго не мог взяться художник - признанный мастер пейзажа - за кисти и краски? (57)Чего он ждал, чего ему не хватало? (58)Он ждал и нашёл наконец такой момент, когда в природе вдруг всё стало меняться. (59)Теперь он мог показать природу в движении. (60)«Грачи прилетели!» - так сказалось, так и назвал он свою картину, ставшую впоследствии знаменитой. (61)В этой картине он выразил всё, что томило его, чего ожидал он с таким нетерпением, - первое дуновение весны. (По О.М. Туберовской*.) Туберовская Ольга Михайловна (род. в 1940 г.) - советский писатель, искусствовед, автор книги «В гостях у картин». 20.
О чём говорит высказывание героя: «Это рисунок для ботанического атласа, а не
живопись»? Укажите номер ответа. 1) С точки зрения Саврасова, рисунок ученика точен, но лишён художественности.
2) Саврасов считает, что на своём рисунке ученик недостаточно правдиво изобразил природу.
3) По мнению Саврасова, изобразительное искусство не должно служить практическим задачам, в частности иллюстрированию научной литературы.
4) По убеждению Саврасова, художник должен правдиво выражать в картинах детали наблюдаемых предметов и явлений. Ответ:_______________________________________________________________ 21.Какое из утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 16-18 представлено рассуждение.
2) Предложение 29 раскрывает суждение, высказанное в предложении 28
текста.
3) Предложения 43-45 содержат описание.
4) В предложениях 46-47 представлено повествование.
Ответ: ________________________________________________________________ 22. Какое слово использовано в тексте в переносном значении? Укажите номера ответов. 1) заблестели (предложение 43)
2) ждал (предложение 57)
3) плывёт (предложение 26)
4) повесить (предложение 19)
Ответ: ___________________________________________________________________ 23. Среди предложений 14−19 найдите такое, которое связано с предыдущими
при помощи частицы. Напишите номер этого
предложения.
Ответ:_________________________________________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23..
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте
на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру
термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой
соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами. 24. Искреннее неравнодушие О.М. Туберовской к проблеме истинного искусства проявляется в использовании такого синтаксического средства,как (А)___________________(предложения 41-42), и такого приёма ,как (Б)__________________________(предложения 10-11). А такие лексические средства, как(В) ______________( «как ребёнок», «словно вата» в предложениях 38,43 ) и (Г)____________________(«долгожданные гости» предложение 45) придают размышлению особую живость, достоверность и эмоциональность.
Список терминов:
метафора
вопросно-ответная форма изложения
синоним
диалектизмы
риторические вопросы
парцелляция
восклицательные предложения
ряды однородных членов
сравнение
Ответ:
-
Часть 2
25.
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на
читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. |
|
|