Главная страница

Отечественная война 1812 года в цифрах и задачах



Скачать 66.52 Kb.
НазваниеОтечественная война 1812 года в цифрах и задачах
Дата05.03.2016
Размер66.52 Kb.
ТипКонспект

Департамент образования города Москвы

Южное окружное управление образования

ГБОУ Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения

Конспект

открытого урока по математике

на тему:

«Отечественная война 1812 года

в цифрах и задачах»


Подготовили учителя математики:

Оськина Н.В.,

Шаламова Г.А.


Москва, 2012г.

Цели урока:

1.Дидактические:

- создание условий для формирования представлений о войне 1812 года;

- ознакомление учащихся с элементами военной истории, особенностями военной стратегии, тактики изучаемой эпохи методами решения задач соответствующего содержания.

- обзор общей картины Отечественной войны 1812 года.

2. Развивающие:

- развитие и становление интеллектуальных и практических умений (работа с историческими данными математическими методами);

- обучение элементам творческой деятельности;

- повторение и закрепление математических методов и способов обработки информации.

    1. Воспитательные:

- формирование у учащихся понимание глубоко народного, отечественного  характера войны 1812 года;
- воспитание у учащихся чувства гордости за нашу историю, чувства высокого патриотизма.

Вступительное слово.

История предоставляет любознательному человеку массу возможностей для расширения кругозора, а будучи рассказана, опираясь на действительные величины, становится более наглядной и живой.

Математика – наука точная, поэтому уточнив исторические события войны 1812 года ответами на вопросы “когда”, “сколько”, “с какой скоростью” и т.д. – математика придаст истории черты конкретности и осязаемости. А решение математических задач будет более увлекательным занятием, если объектами решения будут исторические события 1812 года, а составлены математические задачи будут с использованием современных видео технологий.

Изучая исторические и литературные источники об Отечественной войне 1812 года, важно расширить свои знания конкретными цифрами и математическими расчётам, ведь математика, обогатившись историей, может стать увлекательней, а история, в свою очередь, выиграет, опираясь на язык цифр.
Задачи, решаемые с помощью уравнения

на темы:

1. Состав русской армии

2. Участие моряков в войне 1812 года

3. Герои Отечественной войны…

4. О.И. Бове

5. Памятник войны 1812 года
Состав русской армии
Историческая справка. Сухопутные войска русской армии 1812 г включали несколько родов войск: пехоту, кавалерию, артиллерию и инженерные войска. Пехота состояла из егерей, гренадёров и собственно пехоты (которая до 1811 г. называлась мушкетёрами). Егеря – лёгкая пехота, обученная действиям в рассыпном строю. Гренадёра – тяжёлая пехота, в которую традиционно подбирали физически сильных и высоких солдат. Кавалерия делилась на лёгкую (гусары и уланы) и тяжёлую (кирасиры и драгуны). Боевой порядок российской армии был глубоким и позволял осуществлять широкие манёвры силами на поле сражения.


Задача о позициях войск:

Позиции русских войск на Бородинском поле по фронту растянулись на 5 км больше, чем вглубь. Периметр, занятый позициями русских войск, составил 30 км. Найдите длину и ширину территории, занятой позициями русских войск.
Задача о кавалерии: Найдите скорости передвижения кирасиров и гусаров (в км/день), если известно, что скорость кирасиров меньше скорости гусаров на 7 км/день, а сумма их скоростей за день составляет 77 км/день.
Задача о пехоте: Путь, пройденный егерями за 12 дней со скоростью на 2 км/день больше, чем скорость гренадёров, равен пути, пройденному за 13 дней гренадёрами. Найдите скорость егерей и скорость гренадёров?
Участие моряков в войне 1812 года
Уникальность Морского Гвардейского Экипажа заключалась в совмещении морской службы на придворных гребных судах, яхтах и кораблях и береговой службы в качестве пехотного батальона Гвардейского корпуса Российской императорской армии. Боевое крещение гвардейские моряки получили в Отечественную войну 1812 года, выполняя в основном функции инженерных войск. Заканчивали моряки-гвардейцы эту войну в Париже. Наиболее отличившиеся моряки стояли в почётном карауле у дворца Талейрана во время подписания Парижского мирного договора.

Задача о морском экипаже: В Гвардейском Экипаже было 432 человека. Известно, что нижних чинов насчитывалось 349 человек, а юнг 10 человек. Унтер-офицеров было на 7 меньше, чем музыкантов и на 12 больше, чем офицеров. Определите, сколько человек каждого ранга было в Морском Гвардейском Экипаже.


Историческая справка.

«– Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?»…

М.Ю. Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов написал своё знаменитое стихотворение в 1837 году. Но, оказывается, незадолго до этого он слушал рассказ о Бородинском сражении из уст… Михаила Лермонтова. У классика русской поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова имелся замечательный родственник – троюродный брат Михаил Николаевич. Корнет Гусарского полка Михаил Лермонтов охотно беседовал со своим старшим (на 22 года) родственником – «двойным» георгиевским кавалером, капитаном первого ранга Гвардейского флотского экипажа Михаилом Николаевичем Лермонтовым – и с интересом слушал рассказы о Наполеоновских войнах… И, естественно, обращался к нему «дядя», ведь он был истинным героем своего времени: без кавычек и преувеличений. По сути, стихи «Бородино» – это диалог двух офицеров-гвардейцев: кавалериста и моряка.

Герои Отечественной войны…
«Гордиться славой своих предков

не только можно, но и должно».
А. С. Пушкин
В 1912 году при подготовке к празднованию 100-летия Бородинского сражения по всей Российской империи губернаторам был разослан циркуляр, которым предписывалось отыскивать на местах живых участников Отечественной войны 1812 года. В результате было найдено 25 человек.
Задача о ветеранах-1. Из 25 участников Бородинского сражения лишь 1/5 часть смогла прибыть на торжества по случаю празднования 100-летия Бородинского сражения. Сколько человек смогли принять участие в торжествах?
Задача о ветеранах-2. Известно, что самый младший из ветеранов был на 14 лет меньше самого старшего из ветеранов Отечественной войны 1812 года. Определите возраст самого младшего и самого старшего из ветеранов, если их суммарный возраст составлял 230 лет.

Историческая справка.

Все 25 человек были в возрасте более 110 лет, за исключением И. Машарского, которому на тот момент исполнилось 108 лет. Самому старшему из ветеранов — бывшему фельдфебелю А.И. Винтонюку — было уже 122 года. Он был настолько слаб, что не мог ходить без посторонней помощи. Среди ветеранов Отечественной войны 1812 года был и Павел Яковлевич Толстогузов. В 1912 году этому старейшему жителю г. Тобольска было уже 117 лет. К тому времени он плохо видел и слышал, но при этом, по свидетельству современников, был ещё «достаточно бодр». Специально присланный к нему фотограф сделал его фотоснимок (рядом с ним на снимке запечатлена его 80 летняя супруга). Как говорят историки, этот фотоснимок уникален тем, что только единицы из участников Отечественной войны 1812 года смогли дожить до момента распространения фотографии. Редкая фотография ветерана хранится ныне в Тобольском государственном архиве.

О.И. Бове
За тот месяц, что наполеонская армия провела в Москве, город был полностью разрушен. Для руководства работами по его восстановлению была создана Комиссия для строения Москвы, в которую вошли виднейшие архитекторы столицы под руководством О.И. Бове. Огромной заслугой работы Комиссии является создание трёх парадных площадей города – Театральной, Воскресенской и Манежной.
Задача о площадях-1: Театральная площадь имеет форму прямоугольника, длина которого в 1,5 раза больше ширины. Периметр прямоугольника равен 885 м. Вычислите его площадь.
Задача о площадях-2: Театральная площадь в 4 раза больше Воскресенской. Лубянская – на 1 га меньше Театральной. Вычислите территорию, занимаемые каждой площадью, если известно, что Лубянская и Воскресенская площади вместе занимают 5 га.
Памятник войны 1812 года
Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года.
25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал "Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия…".
По замыслу государя в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, главная идея которого предельно ясно была изложена словами царского Манифеста: "В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознёс себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа...”

Задача о Храме Христа Спасителя: Известно, что на воссоздание Храма Христа Спасителя в начале XXI века ушло в 10 раз меньше времени, чем на его строительство в XIX веке. Найдите, сколько лет строился храм в XIX веке, если на строительство и воссоздание Храма вместе ушло 44 года