Главная страница


Урок истории Древнего мира в 5 классе. Тема урока: «Путешествие в Александрию Египетскую». Учебник: История Древнего мира. А. А. Вигасин., Г. И. Годер



Скачать 66.01 Kb.
НазваниеУрок истории Древнего мира в 5 классе. Тема урока: «Путешествие в Александрию Египетскую». Учебник: История Древнего мира. А. А. Вигасин., Г. И. Годер
Дата29.02.2016
Размер66.01 Kb.
ТипУрок

Урок истории Древнего мира в 5 классе.

Тема урока: «Путешествие в Александрию Египетскую».

Учебник: История Древнего мира. А.А.Вигасин., Г.И.Годер.

Урок с элементами театрализации. Учитель истории наряжена в образ богини истории Клио.

Учитель: Левченко Екатерина Викторовна

Цели урока: Закрепить изученный материал о походе Александра Македонского на Восток. Узнать об особенностях города, основанного Александром – Александрии Египетской.

1 Организационный момент

На столе у вас должно быть: тетрадка, ручка, карандаш, дневник и учебник.

Остальное уберите в портфель.

2 Проверка домашнего задания

Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в древнюю Александрию Египетскую, но прежде вспомним ранее изученное с помощью тестового задания.

Объяснение выполнение тестового задания.

Каждый ученик получает листочек с тестом и чистый лист для написания ответов.

Напишите свою фамилию и номер варианта. Читаете вопрос и варианты ответов и записывайте себе на листик только цифру и букву с выбранным вами вариантом ответа.

Приступаем к выполнению.

В выполнению теста помогут нам песочные часы (которые тоже были изобретены в древние время). Часы будем использовать дважды. КА только просыпятся последние крупинки работы сдаём.

В проверки помогут нам ваши одноклассницы, а результаты объявят в конце урока.

Пять получили ………………………… учеников

Четыре получили ……………………… учеников

Теперь мы закроем глазки представим мы оказались в далёком прошлом в 4 веке до нашей эре.

Поплывём.

А куда? Поможет карта. «Распад державы Александра Македонского».

* Каким цветом обозначены государства, на которые располагалось держава Александра Македонского?

Красный ---------- Македония

Фиолетовый ----------Сирия

Желтый-----------------Египет

Вот в Египет мы с вами сегодня и поплывем на торговом корабле.

  • Куда?

В один из самых красивых городов Восточного средиземноморья Египетского царства – Александрия.

  • Что мы везём в Александрию на торговом корабле? ………………

(древесину, серебро, пурпурную шерсть, дорогие вина для царя и вельмож).

Помогать нам будет в путешествии покровительница истории богиня КЛИО.

Рассказывает стихотворение и приглашает в путь.
Наш корабль причалил к пристани и на пристани нас встречает богатый купец.

Выходит Радион и рассказывает о городе.

В городе тёплый, мягкий климат. Город омывается двумя морями и благотворной рекой Нил – наполняется с началом лета, не допускала образование болот, которые могли бы произвести вредные испарения.
Город Александрия был построен по греческому образцу.

Продолжает Радион
Весь город пересечён улицами, удобными для верховых лошадей и экипажей; две самые широкие улицы, футов в сто, пересекают одна другую под прямым углом.

В городе есть прекраснейшие общественные святилища и царские дворцы, покрывающие четвертую или даже третью часть всего за­нимаемого городом пространства. Действительно, каждый из царей ста­рался прибавить какое-нибудь украшение к общественным памятникам и в то же время каждый из них строил для себя особый дворец, увеличивая число существовавших до него... Все дворцы соединены между собой, с га­ванью и со всем, что за пределами последней" Часть царских зданий сос­тавляет и Мусей, содержащий в себе место для гулянья, залу для заседаний и большое помещение, где находится столовая состоящих при Мусее уче­ных. Коллегия эта пользуется государственным содержанием и имеет жреца, начальника Мусея, назначаемого некогда царями, а теперь цеза­рем. Другое отделение царского дворца составляет так называемое Сема, помещение для царских гробниц и для Александра... Труп Александра Птолемей перевез в Александрию, похоронил его в том месте, где он лежит и теперь, хотя и не в том самом гробе; теперешний гроб стеклянный, а Птолемей положил его в золотой... Перед большой гаванью у входа в нее с правой стороны находится остров и башня Фарос, с другой стороны ­подводные скалы и мыс Лохиада с царским замком. С левой стороны для въезжающего в гавань находятся соединяющиеся с мысом Лохиадой внут­ренние царские жилища, в которых имеется множество разнообразных жилых комнат и садов...
В городе строили театры, гимнасии (гимназии), мусей (музей).

* Что было ещё построено в городе?

Нам поможет план Александрии Египетской в учебнике на

странице 199.

В Александрии Египетской было построен: стадион, ипподром, маяк, Царский дворец, порт.

Путешествуем дальше по достопримечательностям города Александрия Египетская.

И встречаем смотрителя Фароского маяка – одно из семи чудес света.

Посмотрите на рисунок маяка после реконструкции.

Александр рассказывает о нём.

Путешествуем дальше. По древнему городу и видем красивое здание – это Александрийский мусей.

Давайте в него загляни.

В нем прекрасная библиотека мы идём туда. Так как мы любознательные гости этого города.

Рассказ ученика о Александрийской библиотеки. (Кирилла).

Александрийская библиотека

Дом муз - музей в Александрии - имел огромную библиотеку, слава о

ко­торой распространил ась по всему миру. Здесь хранилось до 500 000 книг. Здесь хранились книги на греческом, латинском и иных языках по самым различным от­раслям науки и литературы: поэмы, исторические, медицинские, математи­ческие, философские труды. По всему миру собирали египетские цари книги для своей библиотеки.

Древняя книга вовсе походила на нашу. Ее писали на листах папируса. Когда автор или (писец) кончал лист, к нему приклеивали другой, получался

длинный столбец. Были книги в сто и более метров в длину! Окончание такой книги прикрепляли к стержню (палке из дерева, металла, кости) и свертывали книгу в свиток. Читать такую книгу было не очень удобно, надо было посте­пенно ее разматывать. Древние люди никогда не писали и не читали за столом или за партой. Низенькие столики были для еды, а писали и читали либо, дер­жа сверток на коленях, либо стоя за высоким пюпитром, похожим на тот, за которым в наши дни в оркестре стоит дирижер.

Листовая книга перевязывалась шнурком и, если это была ценная книга,

укладывалась в трубку-футляр из дерева. В древности не было картона, его за­менял пергамент, на котором начали писать со II в. до н. э.

Что же такое пергамент? Это - тонкая, хорошо выделанная кожа молодого скота. Шкуры козлят, верблюжат, ягнят, ослят, поросят очищали от волоса и подкожного жира, полировали и лощили, белили, растягивали и нарезали лис­тами правильной формы. Папирус рос только в Египте, а пергамент можно было изготовлять везде. Рассказывают, что когда царь Египта запретил выво­зить из страны папирус, в Пергамском царстве (Малая Азия) стали изготовлять писчий материал из шкур скота, и этот материал, поэтому назывался пергамент.

Хороший пергамент напоминает тонкий и плотный полупрозрачный картон такой же толщины, как почтовая открытка или обложка ученической тетради.

Достаточно взглянуть на пионерский барабан, чтоб увидеть пергамент. Но те­перь уже на пергаменте не пишут, в него бьют палочки барабанщика.

Египтяне сначала изготавливали из пергамента футляры для книг, но по­

том поняли, что пергамент прочнее папируса и писать на нем можно с двух

сторон. Можно счистить старый текст (для этого применялся пор истый и очень легкий камень - пемза, заменявший в древнее время нашу резинку) снова писать на листе. Ученые могут особыми сложными способами изучить даже совершенно невидный глазу и счищенный текст между строками нового письма. Это позволило ученым узнать многое о жизни древних людей, об их литературе и науке.
*Вам понравилось в библиотеки?

*Существовал ли специальный план постройки города?

(да существовал, т.к. улицы пересекаются под прямым углом)


  • Почему александрийский музей и музей наших дней называют одним и тем же словом?

(потому, что музей – своеобразный источник информации и знаний человека).

Молодцы, ребята.

Вы очень хорошо рассказывали.

В Александрии были и великие ученые, которые встречалист в библиотеке вели свои научные споры и знакомили друг с другом с открытиями. Отделились от своей родоначальницы – философии и стали самостоятельно.

Появились узкие специалисты:

Математики

Физики

Географы

Врачи

*А каких древних учёных вы знаете, которые были в Александрии?

Евклид

Аристарх с острова Самоса

Эратосфен

Архимед

Учащиеся записывают себе в тетрадь учёных и о них.

*На какие средства существовали ученые?

(они имели жалованье, которое получали от государства)

  • Можно ли назвать Александрию научным центром своего времени?

*Почему?

Подведение итогов тестовых заданий.

3. Закрепление изученного материала.

Путешествие наше на сегодня закончилось, но оно не закончилось в древний мир.

Наш торговый корабль отплывает с этого города. Говорим ему до свиданье.

  • И что мы увозим из этого города?

Зерно, папирус, слоновую кость, тончайшие льняные ткани, изделия из стекла.

Что вам понравилось, а путешествии?

Где мы с вами были?

Домашние задание параграф 43.