|
Организация адаптационного периода Г.А. Прядехина, Л.А. Пасекова
Санкт-Петербург Организация адаптационного периода
(из опыта работы ГДОУ № 23 Пушкинского района Санкт-Петербурга) Организация комплексного подхода медико-педагогической службы составляет единый взаимосвязанный комплекс достаточно самостоятельных служб.
В каждой из них на основе общих целей выдвигают специальные задачи, решение которых позволяет развить индивидуальные возможности воспитанников и на основе этого оптимизировать учебный и воспитательный процесс в ДОУ. Это создает возможности для системной, комплексной, планомерной, контролируемой работы, как в ситуативной, так и в перспективной деятельности.
Всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка обеспечивается комплексным взаимодействием на все стороны его активности. Данное воздействие основывается на совокупности взаимосвязанных пространств развития внутри дошкольного учреждения.
Комплексный медико-педагогический подход осуществляет:
Диагностику состояния здоровья детей, уровня их психосоматического здоровья;
Выявление причин и степени задержек физического, функционально-психического и личностного развития детей;
осуществление адекватной помощи детям, консультирование педагогов и родителей;
Разработка индивидуализированной лечебной программы;
Определение индивидуальных планов коррекционно-педагогической и развивающей деятельности;
Обеспечение условий для всестороннего и безопасного развития;
Организацию различных видов деятельности и общения. Формирование опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к окружающему.
При медико-педагогическом комплексном подходе необходимо учитывать факторы ускорения и оптимизации адаптационного периода:
Изучение ребенка до поступления его в ясли, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптационного периода.
Уточнение пожелания родителей по вопросам питания, формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков и т.д.
Готовность родителей понять проблемы ребенка и дошкольного учреждения, решать их совместно с педагогическим коллективом, творчески подходить к сложным ситуациям, активно участвовать в жизни своего малыша в детском саду.
Также родителям предлагаются рекомендации, памятки, индивидуальные беседы со специалистами о психофизиологических особенностях детей, о значении режима дня, ритмов сна, активного бодрствования, прогулок, расписании занятий, а также о задачах работы группы и знакомство с сотрудниками ДОУ, которые будут работать с детьми.
Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, педагоги и специалисты ДОУ обеспечивают решение воспитательно-образовательных задач в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряют и облегчают протекание адаптационного процесса.
Адаптация обеспечивает актуализацию потенциала развития и саморазвития педагогов, родителей, детей. Прядехина Г.А., Пасекова Л.А. Организация адаптационного периода (из опыта работы ГДОУ № 23 Пушкинского района Санкт-Петербурга)//Традиции и инновации в специальном образовании: Материалы XIV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Образование и детство». СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007, С. 402-403. |
|
|