Главная страница

«Особенности творческих проявлений в конструировании у детей 3-7 лет.» Оглавление введение



Скачать 292.61 Kb.
Название«Особенности творческих проявлений в конструировании у детей 3-7 лет.» Оглавление введение
Дата13.03.2016
Размер292.61 Kb.
ТипРуководство



«Особенности творческих проявлений в конструировании у детей 3-7 лет.»


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………… 3

Глава 1. Конструирование, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста…………………………………………………5

1.1. Значение конструирования для всестороннего развития дошкольников.5

1.2. Содержание работы воспитателя по развитию творческих способностей в конструктивной деятельности детей дошкольного возраста……………12

1.3. Особенности развития конструктивного замысла у дошкольников……15

Глава 2.Организация работы по формированию творческой активности дошкольников на занятиях по конструированию в МДОУДСКВ №2 «Ромашка» г.Талдом ………………………………………………………….17.

2.1.Методы и приемы работы по развитию творческих способностей детей в конструктивной деятельности……………………………………………… 17 2.2.Условия ,необходимые для развития конструктивной деятельности дошкольников…………………………………………………………………22

2.3.Руководство воспитателя конструктивной деятельностью детей……..23

Заключение……………………………………………………………………24

Список использованной литературы……………………………………..26

Введение.

Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности. 

Актуальность проблемы проведения занятий по конструированию в дошкольных учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, конструированию уделяется мало часов для освоения детьми, нежели другим дисциплинам (языку, математике, рисованию и др.)Конструирование в процессе обучения - средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательных интересов и склонностей учащихся. Само слово конструирование (от лат. construo - строю, создаю) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов и процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчетов. Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника. В истории педагогики игры со строительным материалом описаны достаточно давно и представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид игры обстоятельно изучен в отечественной дошкольной педагогике (А.Н. Давидчук, Л.А. Венгер, Л.А. Парамонова, С.В. Петрушина и др.).Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Игры со строительным материалом (как театрализованные , дидактические, подвижные игры) можно отнести к разряду рубежных, по средством которых у ребенка формируются умения, качества и свойства личности, подготавливающие его переход к новому виду деятельности. Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности , что убедительно доказано в исследованиях Н.Н. Поддьякова, Л.А. Парамоновой и др.

Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов в процессе технического творчества.

И цель  данного исследования состоит в изучении творческих проявлений в конструировании детей дошкольного возраста.

Объект исследования: игры детей со строительным материалом.

Предметом исследования, выступают конструктивные умения детей дошкольного возраста.

Задачами исследования являются:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу, дабы иметь представление об основах творческого и конструктивного мышления дошкольников.

2.Определить содержание работы и роль воспитателя по развитию строительных игр детей дошкольного возраста, в соответствии с программными требованиями.

3.Проанализировать влияние конструктивного творчества на всестороннее развитие дошкольников (в частности на умственное, сенсорное, нравственное, трудовое, творческое и эстетическое воспитание).

4.Раскрыть методику развития творческих способностей дошкольников в строительных играх .

5.Определить степень модернизации содержания конструирования в дошкольном учреждении .

6.Выяснить значимость использования современных конструкторов в процессе игр детей и приобретении ими новых знаний, умений и навыков.

Для успешного решения поставленных задач в работе целесообразно использовать следующие методы:

  • анализ психолого-педагогической литературы;

  • цитирование педагогов занимающихся этой проблемой;

  • целенаправленное наблюдение за техническими умениями и навыками детей;

  • аннотирование программной литературы;

  • проведение педагогического эксперимента по усовершенствованию знаний, умений и навыков дошкольников;

  • математическая обработка и сортировка полученных при исследовании данных.

1. Конструирование, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
1.1. Значение конструирования для всестороннего развития дошкольников.

Конструктивная деятельность ребенка - достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. Это одна из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Всестороннее развитие - это идеал воспитания, присущий гуманистическим педагогическим концепциям. Идея всестороннего развития личности возникла в эпоху Возрождения и получила различные интерпретации во многих философских педагогических системах. Наиболее часто всестороннее развитие характеризуется как талантливый и разносторонне образованный человек, способный к универсальной деятельности. Всестороннее развитие осмысливается не только как идеальный результат, но и как процесс воспитания и саморазвитие личности, её приобщения к культурным ценностям. Оно может осуществляться полноценно только в тех цивилизованных обществах, где созданы условия для получения наилучшего образования и самостоятельного овладения культурой.

Н.К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т.п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось». 

Конструктивная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

Конструктивная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей .

Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того, чтобы построить какой либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. Дети воспроизводят в своих постройках то, что восприняли раннее, с чем они уже знакомы. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, и т.п.

В процессе самой конструктивной деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.

Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

А.В. Запорожец говорила: «Усвоение ребенком новых знаний и умений, формирование его способностей происходит не путем пассивного восприятия воздействий воспитателя, а в активной форме в процессах различных видов детской деятельности - игры, труда, учения и т.д.» 

Обучение конструктивной деятельности в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед работой, детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Работа с разными по форме предметами требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству.

На занятиях по конструированию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек положительно влияют на формирование связной речи.

При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность.

Сенсорное развитие в процессе конструктивной деятельности приобретает особое значение в дошкольном детстве, так как именно в этот период ребенок интенсивно развивается.

Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство), целенаправленное развитие и усовершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому сенсорное воспитание часто выступает исходным звеном умственного восприятия. В месте с тем развитие сенсорных процессов в конструктивном творчестве играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребенка.

Сенсорное развитие включает в себя формирование восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, что очень важно при конструктивной деятельности.

Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Успешное овладение конструктивной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания, и само содействует этому воспитанию.

Формирование представления о предметах и явлениях с необходимостью требует усвоения знаний о свойствах и качествах предметов, об их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, то есть производят умственные действия. Таким образом, конструктивная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления.

Конструирование также имеет большое значение в нравственном воспитании детей .

Конструктивная деятельность должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

Детское творчество имеет общественную направленность. Ребенок строит постройки не только для себя, но и для окружающих. Ему очень хочется, чтобы его строение что-то рассказало, чтобы в нем узнали дом, в котором он живет, памятник, музей, или его детский сад. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их деятельности, они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку воспитателя.

Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в конструировании дети передают явления общественной жизни. Детей волнуют и полеты в космос, и труд обычных людей.

Значение занятий конструктивной деятельностью для нравственного воспитания заключается еще в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать другу, преодолевать трудности и т.п. В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.

Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к работе товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Конструирование имеет большое значение для трудового воспитания детей .

В конструктивной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для сооружения конструкции необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умением строить предмет определенной конструкции, а также овладеть навыками обращаться с деталями конструктора. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

К.Д. Ушинский считал: «Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни».

Формированию трудолюбия, трудовых навыков способствует также участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них. Нужно уже в детском саду развивать у каждого ребенка трудовые навыки, приучать начинать работу лишь тогда, когда все приготовил.

Конструирование играет большую роль в эстетическом воспитании детей .

Эстетическое воспитание - процесс формирования развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного создания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности.

В процессе конструирования создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства.

Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический блик - стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей и т.п. На разных уровнях детского развития эстетическое восприятие имеет различное содержание. Для развития эстетического восприятия очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчеркнуть его красоту, использовать образное сравнение. Маленьких детей волнует восприятие яркого цвета, блестящей поверхности; старших привлекает повторность элементов, симметрия в расположении частей, конструктивная стройность предмета.

Чем более осознанно начинает ребенок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся эстетические чувства. Постепенно дети приобретают способность к элементарным эстетическим суждениям (о явлениях жизни, о предметах, созданных человеком, о произведениях искусства).

Для эстетического воспитания детей и для развития их конструктивных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность архитектуры, эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений.

В конструировании дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов, а не просто их передаче. Конструктивная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие, когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.

Воспитатель предлагает детям такое содержание для конструирования, которое вызвало бы необходимость вспоминать, придумывать, воображать. Очень важно , чтобы оно было интересно для ребенка, волновало его, чтобы ему хотелось выразить это содержание как можно лучше: например, так предложить нарисовать дом, чтобы у детей возникло желание пофантазировать и придумать «свой» дом, с присущим только ему выразительными чертами.

Характерная черта конструктивного творчества заключается в создании выразительных изображений (мост, башня, ракета). Однако ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой- то мере способностью передавать в постройке, присущие предметам свойства: форму, строение, цвет.

Красота и выразительность постройки зависят от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в строении форму предмета. Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции.

Изображение предметов и явлений действительности детьми в процессе конструирования, является вместе с тем и отражением их отношений к этим предметам: дети отмечают, чем они красивы, что в них интересного, чем хороши, полезны, чем вызывают к себе симпатию, радость или осуждение.

Уже на четвертом году жизни дети стремятся получить оценку своих работ, они испытывают удовлетворение от того, что их строение понравилось, что дети выразили свое одобрение, отметили их работы. Положительная оценка работы должна даваться по заслугам, то есть за действительно достигнутое хорошее качество, выразительность, красоту, но отнюдь не игнорировать тех, у кого работа немного хуже, поощрять необходимо всех в разной степени.

Педагог должен руководить всеми процессами, связанными с созданием выразительного образа: с эстетическим восприятием самого предмета в процессе конструирования, формированием представления о свойствах и общем облике предмета, воспитанием способности воображать на основе имеющихся представлений, воплощением детьми своего замысла в конструировании.

Таким образом, выяснилось, что конструктивная деятельность детей дошкольного возраста влияет не только на техническую сторону развития ребенка, но и на его нравственную и эмоционально-чувственную сферу. Процесс конструирования непосредственно связан со всеми видами деятельности ребенка в детском саду, знания и умения, полученные на занятиях с успехом реализовываются во всех ее сферах.


1.2. Содержание работы воспитателя по развитию творческих способностей в конструктивной деятельности детей дошкольного возраста.

Работа воспитателя в дошкольном учреждении, непосредственно связана и регулируется в соответствии с требованиями государственных образовательных программ.Работа воспитателя с детьми в дошкольном учреждении важна не только в конструктивной деятельности, но и во всех видах деятельности. Однако, мы рассмотрим некоторые программные требования, что касаются именно конструктивной деятельности.

Сотрудничество воспитателя с детьми в первой группе раннего возраста и содержание его работы заключается в основном в развитии у малыша интереса к новым игрушкам, предметам, желания взять их в руки, положить, постукать, покрутить. Это способствует более быстрому усвоению формы, величины, цвета, количества предметов.

Воспитателю необходимо создавать условия для развития целенаправленных действий, умения самостоятельно сосредотачиваться на определенной деятельности.

Игры-занятия со строительными игрушками, проводимые воспитателем, учат детей узнавать и различать кубики и кирпичики, ставить детали одну на другую, выкладывать их в ряд…, снимать со стержня кольца и надевать их обратно по величине.

Задача воспитателя в этот период, это вызвать интерес и эмоциональную отзывчивость у ребенка на конструктивную деятельность, чтобы в дальнейшем малыш охотно увлекался конструированием.

Во второй группе раннего возраста к задачам воспитателя добавляется: воспитание у деток интереса к отображению несложных игровых действий со строением и образными игрушками; привлечение малышей к складыванию строительного материала в коробку, что формирует в детях основы трудового воспитания.

Необходимо начинать привлекать детей к повторению действий за воспитателем в построении конструкции. Обязательно поощрять и оценивать действия ребенка в этом процессе.

На третьем году жизни, в первой младшей группе, задачей воспитателя становится воспитание у детей желание самостоятельно, и без помощи взрослого выполнять несложные действия с деталями конструктора, тем самым, воплощая свой нехитрый замысел. Вызывать интерес к своей постройке и желание с ней поиграть. На этом этапе для осуществления воспитательной работы вводится простой строительный материал (кубики, кирпичики, дощечки…).

В четыре года, во второй младшей группе, воспитатель проводит конструирование, на ряду с играми, и в форме занятий, где ребенок получает уже определенные «легкие» знания (Построить дом для куклы - Маши). Воспитатель вместе с детьми проговаривает этапы строительства, обсуждает форму деталей. Дети учатся экспериментировать с формой, работать в коллективе.

В средней группе, на основе полученных знаний, дети при помощи воспитателя приучаются к аккуратности и качественности построения конструкций. По детальному рассказу и показу дети вместе с воспитателем учатся создавать конструкции из различных природных и бросовых материалов, проявлять творческие способности в конструировании.

На шестом году жизни, в старшей группе, обязанность воспитателя состоит в том, чтобы стимулировать у детей творческую инициативу, фантазию, находчивость, экспериментирование, желание усовершенствовать уже готовую конструкцию.

Педагог приучает детей собирать конструктивный материал для своих поделок, соблюдая при этом правила поведения (не ломать веток, не топтать клумб…).

В подготовительной к школе группе, основной задачей воспитателя является, закрепление полученных знаний и умений детей и введение в работу нового строительного материала - технического конструктора. Воспитатель применяет для конструирования схемы, чертежи, фотографии, рисунки.

Закрепляет привычки коллективной работы и сотрудничества между детьми; умение рассказывать об этапах будущего строительства конструкции соответственно задуманному плану.

Основной особенностью конструирования детей старшего дошкольного возраста, является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определенной логике Ребенок увлекается самим процессом строительства, стремится, чтобы его постройка максимально была похожа на отображаемый или воображаемый предмет, именно здесь конструирование сближается с изобразительной деятельностью.

Значит, в процессе детского конструирования решаются конструктивные задачи: приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Дети в своих постройках отображают все или основные элементы сооружений, одновременно воспроизводят их функции: дверь - чтобы входить, стул - чтобы сидеть. Ребенок усваивает функциональное назначение построек в процессе взаимодействия с окружающей действительностью под руководством взрослых.
1.3. Особенности развития конструктивного замысла у дошкольников

Конструктивное творчество представляет собой сложный комплекс умственных и практических действий. Всякий творческий процесс начинается с определения замысла.

Замысел - это представление о конечном результате, предмете деятельности и путях его достижения. Детский замысел определяется содержанием конструирования, которое организуется взрослым.

Конструктивный замысел рождается в процессе умственной деятельности ребенка. Постоянное сравнение, анализ, синтез известных из прошлого опыта конструкций лежат в основе замысла. Замысел, подкрепленный конструктивными знаниями и умениями, порождает творчество.

Творчество - это такая деятельность, в процессе которой создаются новые элементы, логически аргументированные требованиями реальных условий, в которых протекает детская деятельность.

Одним из условий формирования детского конструктивного творчества, является воспитание у детей конструктивных умений и навыков - овладение техникой строительства. А получение умений и навыков невозможно без практики.

Технические умения и навыки, с помощью которых дети создают свои постройки, можно разделить на более общие и специфические.

К специфическим относятся: сооружение отдельных предметов.

К общим относятся:

  1. с помощью, которых ребенок располагает постройку в пространстве: в длину, ширину, высоту;

  2. умение ставить материал в разном пространственном положение: замыкать пространство, делать перекрытие.

Владея общими техническими умениями, дети могут определять способы сооружения конкретных построек (заборчик, дорожка). В процессе конструирования дети используют различные строительные материалы. Для каждого из них характерны свои технические приемы (деревянные кубики, пластмасса, железо).

Ставя перед детьми конструктивные задачи, воспитатель раскрывает не только цель деятельности, но и средства ее достижения.

Основной формой организации детской деятельности являются занятия. Здесь формируются умения детей осуществлять пространственный анализ конструкции предмета. Конструктивная деятельность детей должна осуществляться в деловой и непринужденной обстановке. Ребята могут советоваться друг с другом и с воспитателем. Одним из условий успешной работы с детьми по конструированию является воспитание у них интереса к этому виду деятельности. Поэтому объединять детей для занятий следует с учетом их желаний.
2.Организация работы по формированию творческой активности дошкольников на занятиях по конструированию в МДОУДСКВ №2 «Ромашка» г.Талдом .

2.1.Методы и приемы работы по развитию творческих способностей детей в конструктивной деятельности.

Конструирование и строительная игра открывают большие возможности для формирования творчества детей, для всестороннего развития личности ребенка.В МДОУДСКВ №2 «Ромашка» педагоги перешли к новой форме организации занятий по конструированию и ручному труду. Они проходят более раскованно, не заорганизованно. Ребятам, например, позволяют в процессе работы отойти от своего рабочего места, самостоятельно взять недостающий материал, подойти к столу товарища, уточнить у него что-то, перенять то или иное конструктивное решение.
Опыт работы убедительно доказывает, что самый верный тон общения с детьми — это тон доверия, содружества, сопереживания, радости со стороны взрослого по отношению к успехам ребенка.
Воспитатели перестроились в плане организации показа и объяснения на занятиях и вне их. Перестали увлекаться многословием, которое приводило к тому, что обилие лишних фраз мешало детям понять главное. Стали более внимательно продумывать объяснение и показ, благодаря чему отводимое на это время значительно сократилось.
Педагоги заметили, что дети устают не от активной конструктивной деятельности, а от сидячего положения, в котором находятся на занятиях. Поэтому им дали возможность двигаться, а на некоторых занятиях (особенно по конструированию из строительного материала) вообще не усаживали на стулья.
В группах младшего дошкольного возраста объяснение и показ проводили перед сидящими детьми, после чего предлагали малышам пройти к своим местам и заняться строительством (стоя).
В силу физиологических особенностей ребенок не может длительное время чего-то ждать, например своей очереди или окончания работы других начинает отвлекаться, нервничать. Учитывая это, педагоги предлагают ему сделать что-нибудь еще по своему желанию или отойти от рабочего стола и заняться другой спокойной деятельностью, а к концу занятия, когда начнется анализ детских работ, подключиться ко всем.
Воспитатели пришли к выводу, что замечания, сделанные вслух, оправдывают себя только в том случае, если относятся не к одному ребенку, а полезны многим: например, если у детей повторяется одна и та же ошибка.
Хорошо зарекомендовал себя прием, когда воспитатель, действуя с предметами, рассуждает, размышляет при ребятах вслух, тем самым побуждая их тоже «думать вслух», т. е. мастерить и проговаривать действия.
Педагоги стремятся чаще предлагать детям такие конструктивные задачи, которые заставляли бы их думать, искать решения, пробовать. Этому особенно способствуют занятия по условиям.
Очень важно находить детским работам практическое применение. Их можно использовать как подарки малышам, сверстникам, взрослым, для игры, на занятиях и т. д. Недопустимо в присутствии дошкольников уничтожать плоды их труда, выбрасывать, выражать к ним пренебрежительное отношение.
При планировании занятий по конструированию и ручному труду в старших и подготовительных к школе группах в некоторых случаях рекомендуется их комбинировать. Например, одна подгруппа конструирует из деталей конструктора (по замыслу), а другая учится делать шов «вперед иголку». Одна изготавливает игрушку из природного материала, а другая работает с готовыми объемными формами и т.д. На следующей неделе они меняются.
Работа детей обязательно анализируется, ибо это один из стимулов ее улучшения. Учитывая возраст и возможности детей, анализ должен носить обучающий и воспитывающий характер, а не проводиться формально, когда педагог в конце занятия, обращаясь к детям, говорит: «Все работали хорошо, все построили красиво, аккуратно, кроме Вовы и Светы».
В младшем дошкольном возрасте подчеркиваются достоинства постройки, ребенку предлагается рассказать об отдельных частях сооружения. Хорошо зарекомендовал себя игровой прием, при котором анализ делается от лица игрушки. Тогда и критика не обижает, а воспитывает (если, например, ребенок шалил на занятии и его постройка не удалась по этой причине).
Старших детей учат самостоятельно анализировать постройки, поделки, высказываться о работе товарища, давать советы друг другу, делиться мнением, как бы построил сам, какие бы более рациональные решения применил.
Причем очень важно учить детей доброжелательно, уважительно относиться к работе товарищей, тактично, справедливо говорить о недостатках и, конечно, не обижаться на критику.
Каждому ребенку необходимо видеть, что педагогу небезразлична его работа, что он брал ее в руки, рассматривал. Способы поощрения могут быть разные. Это и приветливое, ласковое слово, и мимика, и молчаливое пожатие детской руки. Дошкольник бывает счастлив, если иногда на своей поделке вдруг обнаруживает, например, веселое, смеющееся солнышко, нарисованное педагогом.
В нашем дошкольном учреждении на занятиях по конструированию и ручному труду и вне их широко используются различные технические средства (проигрыватели, магнитофоны, диапроекторы).
Часто на занятиях по ручному труду используется музыка. Спокойные, ненавязчивые мелодии являются хорошим фоном для практической деятельности, способствуют созданию эмоционального настроя, снижению утомляемости.

Детское творчество - это деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Дети сооружают свои постройки, конструкции с помощью специальных средств - игровых строительных материалов, деталей. Деятельность, в процессе которой получается та или иная постройка, требует от детей сложных пространственных ориентировок. Для этого детям необходимо постоянно «видеть», представлять создаваемую деталь и постройку в целом с их пространственными особенностями. В процессе конструктивной деятельности у детей формируются представления, развивается воображение, мышление, то есть совершенствуются те способности, которые лежат в основе технического творчества.

Когда дети приобрели технические навыки, овладели техникой строительства, необходимо добиться от детей предварительного замысла конструирования. Так как, творческая деятельность детей является результатом целенаправленного педагогического руководства, хорошим заданием будет конструирование по образцу.

В нашем детском саду имеются разные конструкторы: деревянные, металлические, пластмассовые. Это наборы различных деталей и изображений предметов, с помощью которых дети могут конструировать различные сооружения.

Изображаемые на рисунках модели довольно сложны для детального восприятия их детьми. Для того, чтобы воспроизвести эти модели в постройке, ребенку приходится проделывать очень сложную систему действий. Он должен «видеть» все пространственные особенности как предмета в целом, так и всех его частей, найти в конструкторе детали, которые потребуются для работы, и затем правильно их соединить.

В работе с детьми по конструированию, специальное внимание следует уделять формированию у них умения представлять конструкцию в разном положении. Для этого надо предварительно провести с ними беседу о том, что дома строятся так, чтобы между ними были улицы, проспекты, площади, поэтому различные сооружения строятся часто друг против друга.

В конструировании по образцу под непосредственным руководством воспитателя у детей формируется творческая деятельность. Конструктивное творчество детей проявляется здесь, прежде всего, в создании оригинальных способов конструирования тех предметов, которые определяются образом .Обучение детей творческому конструированию по образцу вооружает их знаниями пространственных отношений и умениями применять их в процессе деятельности. На основе этих знаний, дети поучают возможность осуществлять творческий поиск при сооружении различных построек, как на этапе замысла, так и в ходе его осуществления.

В детском саду воспитательный процесс не ограничивается только конструированием из готовых деталей конструктора. Существует много приемов и способов конструирования из бумаги, природного и бросового материала

Овладению новым способом конструирования посвящается несколько занятий, идущих друг за другом, с постепенным усложнением конструкций поделок на каждом из них. Например: обучая детей конструированию из готовых форм, путем склеивания, воспитатель на первом занятии показывает детям, как из спичечных коробков можно сделать автобус: как склеивать коробки между собой и обклеивать их бумагой, как крепить колеса и т.д., и дети, следуя показу и объяснению, выполняют задание.На втором занятии, основная задача которого показать детям, что от расположения коробок по отношению друг к другу зависит конфигурация конструкции, воспитатель предлагает в начале вспомнить, как дети делали автобус, и затем показывает им несколько образцов готовых поделок мебели. Обследуя эти поделки, дети устанавливают, из скольких коробок сделана каждая из них, как они склеены между собой и т.д., и выбирают предмет, который они будут конструировать, подбирая при этом соответствующий материал.С целью закрепления умений, полученных на двух предыдущих занятиях, воспитатель организует занятие по замыслу (из коробок, картона, бумаги), на котором дети самостоятельно определяют, что они будут делать, из какого материала и как.

Однако на последующих занятиях по изготовлению из коробок, картона и бумаги поделок более сложной конструкции (грузовика, санок, корабля) воспитатель опять обговаривает с детьми весь процесс изготовления.

Такие циклы занятий способствуют формированию обобщенных способов конструирования, которые дети самостоятельно и творчески используют в своих дальнейших поделках.

Из спичечных коробков, например, можно изготовить целый набор деталей для строительных игр.

Если соединить их определенным образом, то потом из полученных элементов можно, собирать различные по форме сооружения: дома, арки, башни, мосты и т.п.
2.2.Условия ,необходимые для развития конструктивной деятельности дошкольников.

Для успешной конструктивной деятельности детей в нашем ДОУ созданы определенные условия.

В группах детского сада не определяют специального места для конструирования, а используют те же столы, за которыми дети занимаются, или любые свободные.

Мелкий строительный материал хранится в коробках, в которых он был приобретен, и по деталям не разбирается .Крупный строительный материал обычно убирают в закрытые шкафы и стеллажи. Мелкий обыгрывающий материал складывают в коробки.

Шкафы размещаются в специально организованных «уголках ручного труда». Как правило, на верхней полке выделяется место для периодически меняющихся выставок (народное искусство, детские поделки, работы школьников, родителей, воспитателей и др.)

На следующей помещаются материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном (различные виды бумаги и картона, выкройки, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы и др.) Затем - все для работы с использованным материалом (различные коробки, шпагат, проволока, поролон, пенопласт и т.д.)

Далее на полке располагается все необходимое для шитья, одна-две детские швейные машинки; коробки с набором ниток, тесьма, пуговицы и т.д.

И наконец, на самой нижней полке раскладывается природный материал (шишки, веточки, желуди, каштаны, ракушки, перышки и др.). Для того чтобы уголок имел эстетический вид и для удобства пользования, на коробках наклеивают маленькие изображения тех предметов, которые в них лежат. Внутри коробки можно поделить на ячейки, например, для хранения желудей, косточек или ниток, пуговиц.

Организуя работу по конструированию и ручному труду, воспитатели должны помнить, что детям не предлагают: мех, бархатную бумагу, ткань на нейлоновой основе, проволоку без оболочки, канцелярский клей, коробки от сыпучих лекарственных средств, плоды репейника, колосья, ядовитые растения, скорлупу сырых яиц, спички, скрепки, булавки, кнопки и другие колющие предметы (кроме иголок, хранящихся у воспитателя), баллоны от аэрозолей и т.д.
2.3.Руководство воспитателя конструктивной деятельностью детей.

Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, воспитатель использует разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т.д. Применение игрушек делает конструирование более осмысленным и целенаправленным (построить гараж в соответствии с размерами машины), способствует дальнейшему развитию игровой деятельности.

Под руководством воспитателя на занятиях дети осваивают новые для них способы соединения (на штифтах, пазах), которые должны быть простыми и доступными, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по картинкам, чертежам. Обращается внимание на специальную отработку у детей умения соединять детали, так как требуется участие мелкой мускулатуры рук, которая у дошкольников еще несовершенна.

Воспитатель, прежде всего сам, тщательно изучает методические указания по сборке, продумывает, что он подробно объяснит детям, а что они будут делать сами. Наборы строительного материала и конструкторы дают детям постепенно по мере их освоения под руководством воспитателя.

В настоящее время, в ДОУ в связи с недостаточным финансированием, выбор конструктивного материала совсем не велик. Дети учатся работать с не самыми новыми конструкторами. Единственное, что есть в наличи - это кубики, деревянный строительный материал, и пластмассовый конструктор, в большинстве случаев в неполной комплектации. Как правило, конструкторов не хватает для всех детей. Воспитатели выходят из положения способом создания деталей конструктора собственными силами и силами детей на занятиях по конструированию. Часто приходит на замену, конструирование из бросового и природного материала .Однако на мой взгляд, данная ситуация развивает у детей терпение и творческий подход к осуществлению задачи. Развивает трудовые навыки и смекалку, желание делать все своими руками. Вызывает гордость и радость за свои деяния, и любовь к данному виду деятельности.

Заключение.

Конструирование - это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, подарка маме, отдыха). Как показывает ряд исследований Л.П. Лурия, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамоновой конструктивная деятельность, отвечая интересам и потребностям дошкольников, обладает чрезвычайно широкими возможностями в плане умственного воспитания детей .Творчество в широком смысле слова - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта - художественного произведения, картины, механического прибора.

Детское конструирование необходимо развивать ,так как разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности .Мы убедились, что конструктивная деятельность связана не только с пространственным мышлением, но и благотворно влияет на всестороннее развитие дошкольников ,в частности на умственное, сенсорное, нравственное, трудовое, творческое и эстетическое воспитание , способствуя их развитию .

Список используемой литературы:

1 .Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1976. - 182 с.

2.Давидчук А.Н.Развитие у дошкольников конструктивного творчества - М., 1976. - 287 с.

3.Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 2008, № 4. С. 25-26.

4.Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1966. - 387 с.

5.Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий М: ТЦ Сфера, 2005. - 341 с.

6.Поддьяков Н.Н.Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий М: ТЦ Сфера, 2009. - 407 с.

7.Лиштван З.В. Конструирование. М.: Просвещение, 1981. - 299 с.

8.Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала М: Карапуз, 2009. - 279 с.

9.Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В., Парамонова Л.А. Всестороннее воспитание детей в игре. // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1988. - 351 с.

10.Парамонова Л., Урадовских Г.Роль конструктивных задач в формировании умственной активности (старший дошкольный возраст)//Дошкольное воспитание - 1985 - № 7 - С.46-49

11.Тарловская Н.Ф. , Л.А. Топоркова «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду». М. «Просвещение». «Владос». 1994. - 215 с.