1 этап - потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;
этап - потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;
3 этап - потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях. Дети первой группы практически должны пройти все три этапа. Их потребность на первом этапе привыкания в ласке, внимании, просьбу взять на руки и т. д. трудно удовлетворить в условиях группы. Поэтому адаптация таких детей происходит длительно, с осложнениями (от 20 дней до 2—3 месяцев). Задача воспитателя — создать максимум условий для того, чтобы подвести ребенка ко 2-му этапу привыкания. С переходом на 2-ой этап для ребенка более характерной станет потребность в сотрудничестве со взрослым и получении от него сведений об окружающем, длительность этого этапа также зависит от того, насколько полно и своевременно будет удовлетворена эта потребность.
3 этап привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации ребенка к условиям воспитания заканчивается.
Дети второй группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10—20 дней). А для детей третьей группы, с первых дней испытывают потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослым на познавательные темы,— конечный этап является первым, и поэтому они привыкают быстрее других (от 2-3 до7-10дней). Если не будет соответствующим образом организовано общение и игровая деятельность вновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится, но и осложнится, т. е. если у него к моменту поступления были сформированы навыки общения, хронометраж методиста позволят правильно определить прогрессировать. Вот почему воспитателю необходимо знать характерные особенности детей, этапы их привыкания. От того, насколько правильно воспитатель определит потребность, обусловливающую поведение ребенка, создаст необходимые условия, способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и продолжительность адаптации ребенка. Если воспитатель не принимает во внимание, какие потребности определяют поведение ребенка, педагогические воздействия его будут бессистемными, случайными по характеру. Заплакал ребенок — воспитатель дал ему игрушку, побежал ребенок к двери — его вернули, да еще запретили это делать; сидит ребенок один — воспитатель предложил ему играть с ребятами. Такого рода воздействия либо вовсе не приносят пользы, либо оказывают только самое кратковременное влияние.
Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которой главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
К сожалению, персонал детских учреждений не придает, как правило, значения организации общения, поэтому часто оно протекает стихийно. Воспитатели учат ребенка играть, учиться, трудиться и не учат его общаться.
Я уже отмечала, что деятельность общения имеет свое содержание и этапы развития. Однако в процессе привыкания определяющее значение имеет не возраст, а развитие форм общения. Так, дети первой группы, независимо от возраста, на первом этапе привыкания непременно нуждаются в непосредственно эмоциональном общении, но только на втором этапе привыкания — в ситуативно-действенном. Поэтому воспитателем должны быть выбраны и соответствующие средства общения: на первом этапе - улыбка, ласка, внимание, жест, мимика в т.д.; позднее - показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т.п.
В каждом виде общения удовлетворяются имеющиеся потребности и формируются новые. Так, в процессе непосредственно эмоционального общения не только удовлетворяется потребность в доброте, ласке, внимании близкого, но начинает формироваться и потребность в сотрудничестве со взрослым. В процессе ситуативно-действенного общения не только удовлетворяется потребность в сотрудничестве со взрослым и познании с его помощью окружающего, но и формируется потребность в самостоятельных действиях и общении со взрослым на познавательные темы.
Например, поступившего в группу Сережу по характеру поведения можно было отвести к первой группе. Он звал маму, плакал, не проявлял никакого желания вступить с воспитателем в контакт. Мама осталась в группе, помогла установить контакт ребенка с воспитателем. С помощью ласки и доброты воспитатель привлек внимание ребенка, стал знакомить с игрушками, окружающими предметами. Используя приемы показа, совместных действий с Сережей, он удовлетворил и его потребность в сотрудничестве.
Наташа, придя в группу, стала самостоятельно играть с куклой — укладывать спать, поить и кормить, не только показала Наташе, чем и как можно играть, но и похвалила ее игру. Расширение содержания общения тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества со взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность. Овладение предметной деятельностью способствует развитию внеситуативно-речевой формы общения, освоению специального опыта окружающей среды.
Предметно-игровая деятельность детей развивается примерно по следующим этапам:
манипуляция с предметами; отдельные предметные действия и наблюдение за действиями других;
предметная деятельность, включение в сюжетно-ролевые игры.
Воспитатель должен учитывать уровень сформированности предметно игровых действий детей, как и их готовность к общению в действии со взрослыми и с детьми в группе.
Определение уровня развития потребности в общении у ребенка Определить, каков уровень навыков общения у вновь поступившего ребенка, воспитатель может в процессе наблюдения за ним в первые дни и часы пребывания его в группе. Ситуация введения ребенка в группу позволяет обнаружить, способен ли он вступить в контакт с воспитателем и сверстниками, в какой форме это общение осуществляется, какой уровень деятельности при этом проявляется.
Обращаю особое внимание на следующее:
а) эмоциональное состояние ребенка (слезы, улыбка, неуравновешенное состояние, т. е. спокойствие, сменяется слезами, и наоборот);
б) характер деятельности (отсутствие действий наблюдения, подражательные действия, самостоятельные предметные или игровые действия);
в) отношение к окружающим взрослым и сверстникам (негативное, положительное или вообще отсутствует);
г) высказывания о желаемом.
Показателями хорошего и быстрого привыкания ребенка можно считать:
спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние,
активные действия при ознакомлении с окружающим;
умение войти в контакт со взрослыми и сверстниками;
высказывания, не связанные с воспоминаниями о близких.
Плач при уходе близких, отказ от деятельности, отрицательное (негативное) отношение к воспитателю и детям, высказывания «Хочу домой», «Где моя мама?», радость при возвращении близких — показатели того, что привыкание ребенка будет длительным, болезненным.
Например, Марина 2года. При расставании с мамой плачет после ее ухода, бездеятельно относится к воспитателю. Стрессовое состояние не позволяет ей спокойно воспринимать окружающее, она сидит в уголке, отвернувшись от всех, плачет и приговаривает: «Мама! Когда придет моя мама?» Уговоры мои она как будто и не слышит. Пример такого поведения характерен для детей, относимых к первой группе. Детям второй группы по характеру поведения в период привыкания свойственно неуравновешенное эмоциональное состояние. При отсутствии воспитателя они начинают плакать или проявляют явную готовность заплакать. Постоянно наблюдая за действиями взрослого и подражая им, эти дети не выпускают воспитателя из поля своего зрения. Готовы с ним контактировать постоянно, отвечают на все вопросы, но детей первое время сторонятся.
Для детей третьей группы характерно спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние. Они включаются в предметную самостоятельную деятельность или сюжетно-ролевую игру, устанавливают положительные взаимоотношения со взрослым и сверстниками. Речь в основном насыщена вопросами: «Что это? Кто это? Где это?» и т. п. Например, Света 2,3 года, расставшись с родными, спокойно и уверенно входит в группу. Эмоциональное состояние уравновешенное. Слез не возникает и тогда, когда воспитатель выходит и группы. При общении с ним девочка проявляет инициативу, обращаясь, время от времени с вопросами. Играет самостоятельно, в основном одна. С детьми контактирует, но редко и кратковременно.
Если сложно только в наблюдении установить группу поведения ребенка, можно воспользоваться хронометражем. Веду запись вех данных о поведении ребенка, каждые 5—10 минут отмечая его эмоциональное состояние, характер деятельности, характер взаимоотношений, речь, приемы и методы педагогического воздействия. Наблюдения, проведенные воспитателем за ребенком в условиях семьи и в группе в первые дни посещения детского учреждения, хронометраж позволят правильно определить принадлежность ребенка по характеру поведения к той или иной группе, а, следовательно, и наметить соответствующую систему педагогических воздействий. Использую таблицу Рекомендуемый выбор методов и педагогических приёмов
в работе с детьми в зависимости от характера групп привыкания к ДОУ
Этапы
привыкания
| Потребности
| Методы и приемы педагогического воздействия
| при удовлетворении потребности в общении
| при формировании опыта коммуникативных действий при общении
| 1.
| Потребность в общении с близкими взрослыми, в получении от них ласки, внимания, сведений об окружающем
| Доброта, ласка, понимание к желаниям ребенка, показ окружающих предметов и
действий с ними
|
| Потребность в общении с близкими взрослыми, как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем
|
| Показ, пример действия воспитателя, совместные действия воспитателя с ребенком, упражнения, вовлечение в игру, индивидуальные игры-занятия
| 2.
| Потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и активных самостоятельных действиях
| Показ, пример действия воспитателя, совместные действия воспитателя с ребенком, упражнения, вовлечение в игру, индивидуальны е игры-занятия
|
| Потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и активных самостоятельных действиях
|
| Игра-занятие поручение, указание, напоминание, упражнение в самостоятельном действии, вовлечение в игру
| 3.
| Потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и активных самостоятельных действиях
| Игра-занятие, поручение, указание, напоминание, упражнение в самостоятельном действии, вовлечение в игру
|
| Потребность в общении со сверстником и самостоятельной деятельности
|
| Упражнение в совместных действиях с товарищами, вовлечение в игру и т.п.
| |