Воспитатель должен учитывать, что в соответствии с потребностями, определяющими поведение детей, должны изменяться не только приемы и методы педагогического воздействия, но и содержание деятельности, которую он организует для дальнейшего развития потребностей сферы ребенка.
Новые подходы к адаптации детей младшего дошкольного возраста Чтобы период привыкания к детскому прошел быстрее и спокойнее, нами в комплексе используются различные адаптационные методики и приемы.
Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует комфортно и защищено, проявляет творческую активность.
В связи с этим, применяю в адаптационный период метод «песочной терапии»
Игры с песком — проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом исходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные развивающие обучающие игры- занятия. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Идея «терапии песком» была предложена швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Наблюдая за играми детей в песочнице, я вижу, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, является прекрасным средством для развития самореализации ребенка. Прежде всего, необходима «песочница» Она может быть любой формы, но для я коррекционных занятий предпочтение отдается квадратной или круглой: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности. Внутренняя поверхность должна быть окрашена в голубой или синий цвет - дно символизирует воду, а борта - небо. Занимаюсь обычно с подгруппой детей (3-4человека) и индивидуально, поэтому диаметр нашей песочницы -80см. Широко использовать два ящика- для сухого и влажного песка. Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Поэтому подобрала набор мелких предметов (до 8 см): человеческие персонажи и сказочные герои, животные, растения, дома, машины, предметы домашнего обихода, геометрические фигуры - словом, все что встречается в окружающем мире. Эта коллекция постоянно пополняется.
Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умения нормально общаться.
Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:
Обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка).
Познавательные (с их помощью по решается многогранность нашего мира).
Проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).
На этапе адаптации использую обучающие игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Рекомендуемые упражнения
Отпечатки наших рук. Поверхность песка ровная; песок влажный. Ребенок вместе с воспитателем по очереди делают отпечатки кистей рук — то внутренней, то внешней стороной. Необходимо слегка вдавить руку в песок, прислушаться к своим ощущениям. (Песок прохладный, теплый, сухой, мокрый; когда двигаем руками по песку, ощущаем маленькие песчинки...).
Отпечатки кулачков, костяшек пальцев (найти сходство со знакомым предметом — цветок, солнышко, ежик).
Скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения — как машина едет, ползет змея, карусель); то же, поставив ладонь ребром).
Пройтись поочередно каждым пальчиком правой и левой руки по поверхности песка (потом двумя руками одновременно).
Поиграть пальцами по поверхности песка как на пианино (движения мягкие вверх- вниз - движется вся кисть).
Оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами (вместе пофантазировать: чьи это следы?).
Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики учу ребенка говорить о своих ощущениях, развиваю речь, произвольное внимание и память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре. Результаты «Песочной терапии» во время адаптационного периода
Годы
| В группе А «песочная терапия»
проводилась
| В группе Б «песочная терапия»
не проводилась
| легкая адаптация
| адаптация средней
тяжести
| тяжелая адаптация
| легкая адаптация
| адаптация средней
тяжести
| тяжелая адаптация
| 2009- 2010
| 60%
| 30%
| 10%
| 50%
| 30%
| 20%
| 2010- 2011
| 75%
| 20%
| 5%
| 53%
| 32%
| 15%
| 2011- 2012
| 80%
| 20%
| -
| 57%
| 23%
| 20%
|
Список литературы
Баландина Л.А., Горбачева И.А. и др. Диагностика в детском саду (методическое пособие), 2008 г.
Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад, 2004 г.
Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов-психологов с трудными детьми и их родителями «Дошкольное воспитание»№ 3, 2000г.
Доронова Т.Н. «Радуга» Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада. 2005 г.
Калинина Р., Семенова И., Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад «Дошкольное воспитание» № 4, 2004 г.
Костина В.Новые подходы к адаптации детей младшего дошкольного возраста. 2007 г.
Севостъянова Е. О. «Дружная семейка» Программа адаптации детей к ДОУ. 2003 г.
Тонковой-Ямтолъской Р.В... Социальная адаптация детей в ДОУ. 2003 г.
|