|
Образовательная программа курса «Развивающая математика»
МБОУ «Инжавинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Образовательная программа
курса «Развивающая математика»
составила Гридчина М.К.
2012 г. Пояснительная записка
Данная программа имеет интеллектуально- познавательную направленность и нацелена на расширение содержания программы общего образования.
Для школьников младшего и среднего звена присуща неудержимая любознательность, которую следует поддерживать и направлять. Организация кружка — это средство, содействующее удовлетворению детской любознательности. Математический кружок в процессе своей работы поможет расширению кругозора учащихся в различных областях элементарной математики. Разработанная программа содействует развитию математического образа мышления:
краткости речи,
умелому использованию символики,
правильному применению математической терминологии,
умению отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредотачивая внимание только на количественных,
умению делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли.
Методы проведения занятий:
упражнения в решении занимательных задач, ребусов, загадок, задач повышенной трудности,
решение логических упражнений,
короткие сообщения членов кружка, изложение в форме инсценировки,
экскурсии,наблюдения за трудовой деятельностью взрослых,
изготовление наглядных пособий,
выпуск математических газет,
дидактические игры,
викторины.
Разработанная программа предлагает знакомство с элементами геометрии. Весь комплекс упражнений и задач развивающего характера, способствует развитию творческого мышления, позволяет формировать пространственные представления детей.
Для выполнения поставленных задач программа предусматривает следующие виды занятий:
обучающее занятие,
тренировочное занятие,
коллективно-творческое занятие,
беседы по истории математики и геометрии,
игры,
путешествия с препятствиями,
итоговое занятие.
Все занятия взаимосвязаны, дополняют друг друга. Знания, умения и навыки приобретаемые детьми, находят широкое применение на других занятиях в школе (межпредметные связи с историей, природоведением и др.)
Отличительная черта программы о уже существующих — это новизна методов обучения и приёмов обучения педагогов-новаторов и личный опыт работы.
В учебно-воспитательном процессе определяющим является сотрудничество педагога, детей, родителей. Актуальность программы Слово «математика» в переводе с греческого означает «знание», «наука». Не говорит ли уже это о месте математики среди наук? Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. В условиях научно-технического прогресса труд приобретает всё более творческий характер, и к этому надо готовиться за школьной партой. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка по математике возрастает и в связи с введением ЕГЭ в 9 классе.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
«Пик интереса» учащихся к математике приходится на 12 – 13 лет и задача учителя – пробудить его, развить и удержать.
Основная идея кружка по математике – помочь ребятам, интересующимся математикой, поддержать и развить интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает те или иные затруднения, - помочь понять и полюбить её.
Цель программы: расширить возможности учащихся в решении задач и тем самым содействовать развитию их мыслительных способностей, а также пополнить интеллектуальный багаж школьников. Задачи: - способствовать формированию творческого мышления в ходе решения задач;
- развивать логическое мышление;
- развивать у учащихся интерес к математике;
- развивать у детей смекалку;
- развивать у учащихся настойчивость, целеустремлённость;
- расширить кругозор учащихся путём экскурса в прошлое;
- показать широту применения математики в жизни.
Ожидаемые конечные результаты программы: - устранение негативного отношения к математике;
- повышение оценок по математике в журнале;
- расширение кругозора учащихся;
- повышение математической культуры;
- формирование логического мышления;
- применение математики в жизни.
Основное содержание программы Программа включает в себя несколько блоков.
Первый блок – «Подготовка к олимпиаде по математике».
Этот блок содержит различные задачи, при решении которых учащиеся будут развивать и совершенствовать своё логическое мышление.
Цель: развивать логическое мышление, учить решать нестандартные задачи, готовить учащихся к проведению олимпиады по математике.
Формы: мозговой штурм, эвристические беседы.
Второй блок – «Из истории математики».
В этом блоке учащиеся познакомятся с жизнью и деятельностью самых выдающихся учёных-математиков России и их задачами, со старинными методами арифметических действий, со старинными российскими денежными единицами, мерами длины, веса.
Цель: пополнять интеллектуальный запас историко-научных знаний, формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, знакомить с гениями математики и их задачами.
Формы: беседы, конференции, экскурсии в прошлое.
Третий блок – «Занимательные задачи».
В этот раздел входят текстовые задачи на смекалку и сообразительность, задачи на перекладывание спичек, на переливания, математические ребусы, софизмы и т. д.
Цель: развивать смекалку, находчивость, прививать интерес к математике.
Формы: развивающие игры, брейн-ринг, мозговой штурм, викторина.
Четвёртый блок – «Старинные задачи».
В четвёртом блоке учащиеся познакомятся со старинными задачами и их решениями: из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого (1703 год), из «Арифметики» Л. Н. Толстого, индийские (3 - 4, 11 века) и другие.
Цель: учить рассуждать, развивать творческое мышление, расширять кругозор, познакомить с задачами Л. Н. Толстого, Л. Ф. Магницкого, С. А. Рачинского и другими старинными задачами.
Формы: экскурсы в прошлое (работа с энциклопедией в Интернете), сообщения учащихся, мини-рефераты.
Пятый блок – «Прикладная математика».
Содержание: приёмы быстрого счёта; расчёт семейного бюджета с использованием компьютера; изготовление воздушного змея; вырезание из бумаги; задачи «одним росчерком»; азбука Морзе; математические фокусы; кулинарные рецепты.
Цель: показать применение математики в жизни на интересных и полезных примерах, познакомить с приёмами быстрого счёта.
Формы: развивающие игры, лекции, оригами.
Условия реализации Процесс проведения кружка предлагается организовать в виде эвристических бесед, развивающих игр, конференций, викторин, мозговых штурмов для решения математических фокусов, софизмов, ребусов и т. д.
Подразумевается, что занятия проводятся по 1 часу один раз в неделю для 5 - 6 классов и один раз в неделю для 7 – 8 классов с октября месяца по май. Всего 60 занятий (30 – в 5, 6 классах и 30 – в 7, 8 классах).
Учащиеся заранее должны быть осведомлены о плане проведения занятий. Для экономии времени целесообразно в начале занятия вручать каждому участнику письменный текст условий задач очередного занятия.
На занятиях по решению задач , в основном, работают самостоятельно. Руководитель может давать индивидуальные указания, советы.
Так как разделы программы не связаны между собой, то учащиеся имеют возможность подключаться к занятиям на любом этапе.
Проверка усвоения материала не предполагается. Домашнее задание не предусматривается.
Тематическое планирование
Номер
заня-
тия
| Тема занятия
| Источник
| Дата
проведения
| Подготовка к школьной олимпиаде по математике. 5 часов.
| 1
| Решение задач по теме «Нумерация чисел».
| Д.В. Клименченко «Задачи по математике для любознательных».
|
| 2
| Решение задач по теме «Арифметические действия над натуральными числами и нулём».
| Д.В. Клименченко «Задачи по математике для любознательных».
|
| 3
| Решение задач по теме «Уравнения и неравенства».
| Д.В. Клименченко «Задачи по математике для любознательных».
|
| 4
| Решение задач по теме «Делимость натуральных чисел».
| Д.В. Клименченко «Задачи по математике для любознательных».
|
| 5
| Логические задачи.
| Д.В. Клименченко «Задачи по математике для любознательных».
|
| Из истории математики. 5 часов.
| 6
| Старые русские меры длины, площадей.
| С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.».
|
| 7
| Старые русские меры веса (массы) и объёма.
| И. Я. Депман и др. «За страницами учебника математики».
|
| 8
| Денежная система русского народа.
| И. Я. Депман и др. «За страницами учебника математики».
|
| 9
| Как умножали в Древней Индии.
| С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.».
|
| 10
| Умножение по способу египтян и русских крестьян.
| И. Я. Депман и др. «За страницами учебника математики».
|
| Занимательные задачи. 10 часов.
| 11 - 13
| Задачи на перекладывание спичек.
| С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.».
Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки».
|
| 14 - 16
| Расшифровка ребусов.
| Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки».
|
| 17
| Задачи на переливания.
| С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.».
|
| 18
| Задачи на взвешивания.
| С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.».
|
| 19
| Задачи на смекалку.
| Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки».
|
| 20
| Математическая викторина.
|
|
| Старинные задачи. 5 часов.
| 21 - 23
| Из «Арифметики Л. Ф. Магницкого»
| С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.».
|
| 24, 25
| Текстовые старинные задачи.
| С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.».
|
| Прикладная математика. 5 часов.
| 26
| Приёмы быстрого счёта.
| М. В. Ткачёва «Домашняя математика».
|
| 27
| Расчёт семейного бюджета.
| М. В. Ткачёва «Домашняя математика».
|
| 28
| Задачи «одним росчерком».
| М. В. Ткачёва «Домашняя математика».
|
| 29
| Вырезание из бумаги.
| М. В. Ткачёва «Домашняя математика».
|
| 30
| Изготовление воздушного змея.
| М. В. Ткачёва «Домашняя математика».
|
|
7, 8 классы
Номер
заня-
тия
| Тема занятия
| Источник
| Дата
проведения
| Подготовка к олимпиаде по математике. 5 часов.
| 1
| Сложные задачи на проценты.
| С. М. Никольский и др. «Арифметика, 6 кл.».
|
| 2, 3
| Текстовые задачи.
| Л. М. Лоповок «1000 проблемных задач по математике».
|
| 4, 5
| Задачи заочного конкурса по математике «Осень - 2012».
|
|
| Из истории математики. 6 часов.
| 6
| Гений 18 века – Леонард Эйлер.
| Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике».
|
| 7
| Н. И. Лобачевский – великий реформатор геометрии.
| Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике».
|
| 8
| Трагическая судьба Эвариста Галуа.
| Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике».
|
| 9
| Корифей математики 19 века П. Л. Чебышев.
| Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике».
|
| 10
| «Принцесса науки» С. В. Ковалевская.
| Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике».
|
| 11
| В. А. Стеклов, А. Н. Колмогоров.
| Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике».
|
| Занимательные задачи. 10 часов.
| 12
| Задачи на перекладывание спичек.
| С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.».
Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки».
|
| 13
| Расшифровка текстов.
| Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки».
|
| 14
| Расшифровка ребусов.
| М. В. Ткачёва «Домашняя математика».
|
| 15
| Математические софизмы.
| М. В. Ткачёва «Домашняя математика».
|
| 16
| Задачи на взвешивания.
| Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки».
|
| 17 – 21
| Логические задачи.
| Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки».
|
| Старинные задачи. 4 часа.
| 22
| Задачи из «Арифметики Л. Н. Толстого».
| С. М. Никольский и др. «Арифметика, 6 кл.».
|
| 23
| Задачи С. А. Рачинского.
| С. М. Никольский и др. «Арифметика, 6 кл.».
|
| 24
| Индийские старинные задачи.
| С. М. Никольский и др. «Арифметика, 6 кл.».
|
| 25
| Греческие, китайские старинные задачи.
| С. М. Никольский и др. «Арифметика, 6 кл.».
|
| Прикладная математика. 5 часов.
| 26
| Математические фокусы.
| М. В. Ткачёва «Домашняя математика».
|
| 27
| Кулинарные рецепты.
| М. В. Ткачёва «Домашняя математика».
|
| 28
| Азбука Морзе.
| М. В. Ткачёва «Домашняя математика».
|
| 29
| Не отрывая карандаш от бумаги.
| М. В. Ткачёва «Домашняя математика».
|
| 30
| Быстрый счёт без калькулятора.
| М. В. Ткачёва «Домашняя математика».
|
|
Используемые ресурсы 1. «Арифметика, 5 класс», авторы С. М. Никольский, М. К. Потапов и др.; Москва, «Просвещение», 2005 год.
2. «Арифметика, 6 класс», авторы С. М. Никольский, М. К. Потапов и др.; Москва, изд. «Просвещение», 2003 год.
3. «Великие жизни в математике», книга для учащихся 8 – 11 классов, автор Б. А. Кордемский; Москва, «Просвещение», 1995 год.
4. «Домашняя математика», книга для учащихся 7 класса средней школы, автор М. В. Ткачёва; Москва, «Просвещение», 1993 год.
5. «Задачи по математике для внеклассных занятий» (9 – 10 классы), автор И. Х. Сивашинский; Москва, «Просвещение», 1968 год.
6. «Задачи по математике для любознательных», книга для учащихся 5 – 6 классов средней школы, автор Д. В. Клименченко; Москва, «Просвещение», 1992 год.
7. «За страницами учебника математики», пособие для учащихся 5 – 6 классов средней школы, авторы И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин; Москва, «Просвещение», 1989 год.
8. «Сказки и подсказки», задачи для математического кружка, автор Е. Г. Козлова; Москва, «Мирос», 1995 год.
9. «1000 проблемных задач по математике», книга для учащихся, автор Л. М. Лоповок; Москва, «Просвещение», 1995 год. |
|
|