|
Неопределённая форма глагола Урок-игра по русскому языку в 4 классе на основе групповой формы работы
Тема: Неопределённая форма глагола.
Цели:
-выяснить, почему форма глагола называется неопределённой;
--развивать у детей наблюдательность, умение сравнивать, обобщать;
-формировать умение работать в группе. Оборудование: таблички с названиями отделов: отдел писем, отдел новостей, отдел информации.
Ход урока.
(Класс делится на группы. Каждое задание выполняют в группе. Проверка осуществляется фронтально, сразу после выполнения задания)
Сообщение цели урока.
- Ребята, сегодня нам предстоит помочь редактору газеты «Глагол» подготовить к выпуску очередной номер газеты.
Читатели этой газеты уже многое знают о глаголе.:
Вопросы, на которые отвечает глагол.
Что обозначает.
Постоянные признаки.
Как изменчется.
Задание № 1. Отдел новостей просит вас сообщить что- то новое о глаголе.
Для этого вам надо выполнить задание: найти и выписать только глаголы.
Определить у глаголов время, лицо, число, род.
Прозимовал, перелетать, вьюга, прозвучать, позолотит, простор, заморозить, выплясывают, ненастная. После выполнения работы в группах идёт проверка. (В классе некоторая заминка. Дети смогли определить время только у глаголов: позолотит, выплясывают, прозимовал. )
-Прочитайте глаголы, которые вызвали у вас сомнение. (Прозвучать, перелетать, заморозить)
-Ребята, может быть кто- то определит число, время, лицо глаголов? (Дети затрудняются)
-Да, ребята, вы правы. Это особая форма глаголов, которая не изменяется ни по лицам, ни по числам, ни по временам, ни по родам.
-Может быть, кто- нибудь догадался, как называется эта форма глагола?
(Неопределённая форма)
-На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? (Что делать? Что сделать?)
-Какие суффиксы имеют глаголы в неопределённой форме? (-ти- чь-)
-Срочно опубликуйте эту новость в газете «Глагол» Неопределённая форма глагола
↓
Что делать?
Что сделать?
↓
-ть, -ти,-чь Задание № 2. Отдел информации даёт в газету статью с фразеологическими оборотами.
-Ребята, объясните читателям, что они означают, замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы. Держать речь, водить за нос, лодыря гонять, зарубить себе на носу.
Слова для справок: обманывать, выступать, запомнить, бездельничать.
-Докажите, что эти глаголы имеют неопределённую форму. Задание № 3. В отдел писем поступила записка. Автор записки затрудняется в написании двух глаголов.
-Выберите проверочные слова для глаголов:
Упл….тить (деньги) упл…тнить (землю)
Переплатить, вплотную, выплатить, плотный, уплотниться, зарплата, плотно, платный.
-Оставшиеся слова распределите по группам однокоренных слов. Задание № 4. А сейчас, ребята, вы должны поработать корректорами. Найдите и исправьте ошибки в следующих высказываниях:
Толочь в ступе соду.
Ус хорошо, а два лучше.
Купил кита в мешке.
-Напишите то из них, в котором есть глаголы в неопределённой форме.
Подведение итогов.
Что нового узнали на уроке?
-Какая рубрика газеты «Глагол» вам понравилась больше всего? 3. Домашнее задание. |
|
|