№ урока
| Тема урока
Тип урока
| Элемент содержания
| Требования к уровню достижений
|
Иметь представ-ление
| Знать
| Уметь/иметь опыт, применять на практике
|
1
| Удивительный мир музыка-льных образов.
Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.
| Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.
Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.
Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.
Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.
Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.
Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.
| Знать/понимать: что музыкальный образ – живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке.
Уметь: Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.
|
2
| Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.
| Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс.
Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса..
Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова
Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.
Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.
Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев.
| Знать/понимать: жизненно – образное содержание музыкальных произв едений разных жанров.
Уметь: различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская.
|
3
| Два музыка-льных посвя-щения. Портрет в музыке и живописи. Кар-тинная галерея. Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.
| Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.
Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.
Д. Тухманов Д., сл. М.Ножкина «Россия».
М.Глинка, ст. А.С.Пушкина. «Я помню чудное мгновенье».
М. Глинка. «Вальс-фантазия».
«Вальс» из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица»
«Вальс» из балета С.С.Прокофьева «Золушка».
| Знать/понимать: способы создания различных образов: музыкальный
портрет. Понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств.
Уметь: Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произ-ведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора – М.Глинки.
|
4
| Два музыка-льных посвя-щения. Портрет в музыке и живописи. Кар-тинная галерея.
Комбинированный урок
|
5
| «Уноси мое сердце в звенящую даль…».
Урок комплек-сного применения ЗУН.
| Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов.
Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобра-зительность в музыке.
С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень».
С.В.Рахманинов, сл. Г.Галиной. «Здесь хорошо».
С.В.Рахманинов «Островок».
Ю.Визбор «Лесное солнышко».
| Знать/понимать: Знать имена выдающихся русских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов, Н.Римский- Корсаков. Знать определения музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.
|
6
| Музыкальный образ и мас-терство испол-нителя.
Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.
| Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.
Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.
М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина.
М.И.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин».
Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко».
Ю.Визбор «Лесное солнышко».
| Знать/понимать: имена известных исполнителей (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова), понятие бельканто.
Уметь: размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,
о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы.
|
7
| Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве ком-позиторов.
Урок-лекция.
| Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.
Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).
РНП «Матушка, что во поле пыльно».
М.Матвеев «Матушка, что во поле пыльно». М.П.Мусоргский. Хор «Плывёт, лебёдушка» из оперы «Хованщина».
М.И.Глинка. Хор «Разгулялися, разливалися» из оперы «Иван Сусанин».
М.И.Глинка. «Романс Антониды» из оперы «Иван Сусанин».
А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице».
| Знать/понимать: Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда, Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных).
Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов.
|
8
| Образы песен зарубежных ком-позиторов. Ис-кусство прекра-сного пения.
Комбинированный урок
| Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.
Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.
М.И.Глинка Венецианская ночь в исп. Н.Дорлиак
Ф.Шуберт «Форель».
Ф.Шуберт 4 часть «Фореллен-квинтете».
Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) Исп И.Козловский.
Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) на нем яз исп. Г. Прей
А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице».
| Знать/понимать: известных испол-нителей - (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова. Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения- бельканто.
Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов
искусств в создании единого образа.
|
9
| Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».
Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.
| Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.
Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.
Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке.
Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Б.Гмыря.
В. Шаинский «Багульник»
| Знать/понимать: имена зарубежных композиторов: Ф.Шуберт и его произведения. Знать определения музыкальных жанров и терминов: баллада.
Уметь: различать эпические, драма-тические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произве-дениями других видов искусств. Выделять музыкальные средства выразительности, передавать свои музыкальные впечатления в устрой форме.
|
10
| Образы русской народной и духовной музы-ки. Народное искусство Древ-ней Руси.
Урок-лекция.
| Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.
Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.
«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова
«Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши»
Киевский распев «Свете тихий»
П.Г.Чесноков «Да исправится молитва моя»
| Знать/понимать: особенности народ-ного искусства. Понимать значение определений: - а капелла, знаменный распев, партесное пение. Знать жанры церковного пения: тропарь, стихира, величание, молитва.
Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка народная.
|
11
| Образы русской народной и духовной музы-ки. Духовный концерт.
Урок-лекция.
| Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..
Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.
М.Березовский. Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» 1часть.
Б.Окуджава «Молитва»
| Знать/понимать: особенности развития народной и духовной музыки в Древней Руси, знакомство с некоторыми характерными этапами развития церковной музыки в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения). Знать композитора М.Березовского.
Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музы-кальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка народная, религиозная.
|
12
| «Фрески Софии Киевской».
Комбинированный урок
| Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.
Фрагменты из концертной симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской»:
«№3. Орнамент»;
«№6. Борьба ряженых»;
«№7. Музыкант».
Б.Окуджава «Молитва»
| Знать/понимать: какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты.
Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа на примере музыки В.Кикты. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств.
|
13
| «Перезвоны» Молитва.
Комбинированный урок
| Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.
В. Гаврилин «Весна» и «Осень» из вокального цикла «Времена года».
В. Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва»; «№2. Смерть разбойника»; « №4. Ерунда»; «№8. Ти-ри-ри».
Песня иеромонаха Романа «В минуту трудную сию…»
Б.Окуджава «Молитва»
| Знать/понимать: значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов.
Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,
о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы.
|
14
| Образы духовной музыки Западной Европы. Небес-ное и земное в музыке Баха. По-лифония. Фуга. Хорал.
Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.
| Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).
Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.
И.С.Бах «Токката» ре минор.
И.С.Бах «Токката» ре минор в рок-обработке.
И.С.Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает».
И.С.Бах. «Рождественская оратория №2» Хорал.
И.С.Бах «Рождественская оратория №4» Хорал.
А.Городницкий «Атланты»
| Знать/понимать: определения музы-кальных жанров и терминов: фуга, токката, полифония, хорал, кантата, реквием. Знать имена зарубежных композиторов - И.Бах, и их произведения. Понимать особенности полифонического изложения музыки. Получить представление о стиле барокко.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,
о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы.
|
15
|
16
| Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бура-на».
Урок расширения знаний.
| Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.
Фрагменты из кантаты Дж.Перголези «Стабат матер»:
«№1. Стабат матер долороза»
«№13. Амен».
В.А.Моцарт «Реквием»: «№1ч. Реквием атернам»
Фрагменты из сценической кантаты К.Орфа «Кармина Бурана»: « №1. О, Фортуна!»:
« №2. Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой»
«№5. Тая, исчезает снег»
«№8. Купец, продай мне краску»; «№20
Приходите, приходи»
«№21. На неверных весах моей души».
А.Городницкий «Атланты»
| Знать/понимать: особенности языка западноевропейской музыки на примере кантаты и реквиема. Знать произведения К.Орфа – сценическая кантата, особенности его творчества, понятия: реквием, кантата, полифония.
Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки.
|
17
| Авторская музы-ка: прошлое и настоящее. нрк. Барды Ямала.
Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.
| Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня .
Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.
Д.Тухманов «Из вагантов» - из вокальной рок-сюиты «По волне моей памяти».
«Гаудеамус» - Международный студенческий гимн.
А.Городницкий «Снег»;
| Знать/понимать: определения музыкальных жанров и терминов: авторская песня, имена авторов бардовской песни: Б.Окуджава, Ю.Ким, В.Высоцкий, А.Городницкий. Историю развития авторской песни.
Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собственную точку зрения, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия; сравнивать различные исполнительские трактовоки одного и того же произведения и выявления их своеобразия.
|
18
| Джаз – искусство 20 века.
Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний
| Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз -
спиричуэл, блюз.
Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.
Спиричуэл «Бог осушит мои слёзы»
Спиричуэл «Вернёмся с Иисусом».
Блюз «Сегодня я пою блюз».
Дж.Гершвин. «Любимый мой».
И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп. джаз-оркестра п/у Д.Эллингтона.
И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп.джаз-оркестра п/у Л.Утёсова.
М.Минков «Старый рояль».
У.Хьюстон «Я всегда буду тебя любить».
| Знать/понимать: истоки джаза, определения музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз. Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей: Дж.Гершвин, Л.Армстронг, Д.Эллингтон.
Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Творческое самовыражение учащихся в хоровом исполнении песен.
|
19
| Вечные темы искусства и жизни.
Вводный. Рас-ширение и углуб-ление знаний..
| Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд..
Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Программная и не программная музыка.
Ф.Шопен. «Этюд № 12».
Ф Шопен. «Прелюдия №24» ре минор.
Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».
| Знать/понимать: что жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Понимать, что все искусства связаны между собой. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Знать выдающихся исполнителей симфонической и камерной музыки.
Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.
|
20
| Образы каме-рной музыки. Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.
| Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.
Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки..
Ф.Шопен «Баллада №1» соль минор.
Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».
| Знать/понимать: жанры камерной музыки: инструментальная баллада, ноктюрн, прелюдия, инструментальный концерт. Понимать строение музыкальных форм: рондо, вариация.
Уметь: узнавать произведения определенного композитора. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя интерпретацию замысла композитора.
|
21
| Инструменталь-ная баллада. Ночной пейзаж. Урок расширения знаний.
| Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада, ноктюрн. Сравнительная характе-ристика особенностей восприятия мира композиторами.
Особенности жанра инструментальной баллады. Ф.Шопен – создатель жанра инструментальной баллады. Разнообразие музыкальных образов в одном произведении. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа.
Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор.
П.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор.
А.П.Бородин «Ноктюрн» из «Квартета №2». Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».
| Знать/понимать: что баллада один из жанров романтического искусства, а создателем инструментальной баллады был Ф. Шопен.
Уметь: выразительно исполнять песни, передавая в них музыкальные образы. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя интерпретацию замысла композитора.
|
22
| Инструменталь-ный концерт. «Итальянский концерт».
Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.
| Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления
Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж.
А.Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»:
А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».
А. Вивальди «Весна» 1часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.
А. Вивальди «Зима» 2 часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.
И.С. Бах «Итальянский концерт».
О.Митяев «Как здорово».
| Знать/понимать: значение программной музыки, закрепить представления о различных видах концерта: хоровой духовный концерт, инструментальны, особенности стиля барокко.
Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музы-кальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.
|
23
| «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея.
| Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.
Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента. Выразительность и изобразительность в музыке.
Ч.Айвз «Космический пейзаж».
Э. Артемьев «Мозаика».
О.Митяев «Как здорово».
| Знать/понимать: осознать взаимопро-никновение и смысловое единство слова, музыки, изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Синтезатор.
Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.
|
24
| Образы сим-фонической му-зыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.
Сообщение и усвоение новых знаний.
| Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.
Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.
Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель»:
«Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание».
Н.Зубов. «Не уходи».
О.Митяев «Как здорово
| Знать/понимать: понимать значение симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения. Различать звучание различных музыкальных инструментов, понимать определение программной музыки.
Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Определять тембры музыкальных инструментов, выявлять средства выразительности, форму, приемы развития музыкальных произведений.
|
25
|
26
| Симфоническое развитие музы-кальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
Расширение и углубление знаний.
| Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обра-ботка классической музыки.
В. А. Моцарт «Симфония № 40».
В.А.Моцарт «Авэ верум».
П И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4.
Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».
| Знать/понимать: имена выдающихся русских: П.Чайковский и зарубежных- В.Моцарт. композиторов и их произведения, уметь войти в мир музыкальных образов композиторов П.Чайковского и В.Моцарта. Понимать значение интерпретаций в произведениях.
Уметь: осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобра-зительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки. Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.
|
27
|
28
| Программная увертюра. Увер-тюра «Эгмонт».
Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.
| Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.
Жанр программной увертюры. Воплощение литерату-рного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.
Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».
Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».
| Знать/понимать: имена зарубежных композиторов: Л.Бетховен и его произведения. Понимать строение сонатной формы на примере увертюры «Эгмонт».
Уметь: сравнивать различные испол-нительские трактовки одного и того же произведения и выявлять их своеобразие, высказывать собственную точку зрения.
|
29
|
30
| Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
| Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.
Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.
П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».
| Знать/понимать: имена выдающихся русских (П.Чайковский) композиторов и их произведения. Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора;
Уметь: выявлять связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности
|
31
|
32
| Мир музы-
кального театра.
| Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.
Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.
Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»: ( на выбор учителя)
«Вступление»
«Улица просыпается»
«Патер Лоренцо»
«Монтекки и Капулетти (Танец рыцарей)»; «Гибель Тибальда»; «Приказ Герцога»; «Похороны и смерть Джульетты».
Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику».
Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика»: ( на выбор учителя)
«Песня Орфея»;
«Дуэт Орфея и Эвридики»;
песня Орфея «Не срывай его, золотой цветок…»; баллада Фортуны
«Все несчастливцы, как один…»;
сцена Орфея и Харона;
речитатив и баллада Харона «Орфей, дай мне руку…»; ария Орфея «Потерял я Эвридику»
| Знать/понимать: имена выдающихся русских и современных композиторов: С.Прокофьев, П.Чайковский, А.Журбин и их произведения. Понимать жизненно – образное содержание музыкальных произведений.
Уметь: Различать звучание различных музыкальных инструментов. Вырази-тельно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Уметь узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов. Сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия.
|
33
|
|
34
| Образы кино-музыки.
Проверочная ра-бота..
| Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.
Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Тестирование по темам года.
(на выбор учителя)
И.Дунаевский Музыка из к/ф «Дети капитана Гранта»:
«Увертюра»
«Песенка о капитане»
песенка Роберта «Спой нам, ветер».
М. Таривердиев. «Мгновения» из к/ф «Семнадцать мгновений весны»
Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта»
К.Армстронг Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе.
Е.Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию».
| Знать/понимать: Знать имена выдающихся композиторов современности: И.Дунаевский,
Г.Свиридов, А.Журбин, Э.Артемьев, Л.Бернстайн и их произведения.
Уметь: сравнивать различные испол-нительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия. Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру.Выразительно исполнять песни. Применять музыкальные знания, умения и навыки в сфере музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время.
|
35
| Образы кино-музыки. Обоб-щающий урок.
|
|
|