|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №159 с углублённым изучением математики, физики» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 159
с углублённым изучением математики, физики »
В чём заключается феномен человека, явившегося в историю под звучным именем Наполеон?
200-летию войны 1812 года посвящается Целевой возраст – 10 лет (4 класс)
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Банникова Н.А.
Новосибирск
2011
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 159
с углублённым изучением математики, физики » Банникова Наталья Анатольевна
Урок с использованием интерактивной доски; применяется активный метод обучения.
Предмет: окружающий мир.
Класс: 4, возраст детей – 10 лет.
Номер урока в теме: третий в цикле уроков, посвящённых 200-летию войны 1812 года.
Тема урока: В чём заключается феномен человека, явившегося в историю под звучным именем Наполеон?
Цель: показать исторического деятеля как сына его времени, подчеркнуть условия жизни, сыгравшие решающую роль в формировании его взглядов и личных качеств.
Задачи:
обучающие:
- ознакомление учащихся с фактами биографии Наполеона Бонапарта
- расширить представление о личности Наполеона, как человека, полководца
- научить видеть положительные черты в противнике России
-учить самостоятельно, работать с нестандартными источниками - литературы и Интернет, находить нужную информацию, анализировать и систематизировать её
2. развивающие:
- развитие умения слушать, анализировать
- развитие познавательного интереса учащихся к жизни Наполеона Бонапарта
- развитие памяти, внимания, сопоставление опыта поколений и собственного жизненного опыта
3. воспитывающие:
- воспитывать интерес к жизни и роли в истории Наполеона Бонапарта
- воспитывать гордость к своей родине за победу над сильным и умным врагом
- воспитывать интерес к предмету
Тип урока: урок с мультимедийной поддержкой;
по основному способу проведения:
биографический урок-портрет
Оборудование:
техническая составляющая:
компьютер, интерактивная доска: SmartBoard,
дидактическая составляющая:
тест с возможностью самоконтроля, бланки с вопросами (рефлексия),
анкета (домашнее задание)
УМК: Школа России
Основные понятия: авантюризм, гениальность
План урока (с указанием времени):
Вводная часть: оргмомент, сообщение темы и цели урока (2 мин)
Ознакомление с биографией Наполеона (20 мин)
Физкультминутка (2 мин)
Продолжение ознакомления с биографией Наполеона(10мин)
Проверка усвоенных знаний, выполнение теста (6 мин)
6. Проверка понимания учащимися воспринятого материала, задание на дом (5 мин) Время урока: 45 минут.
Ход урока
Этап урока
| Что делают
| Использование интерактивных средств (с указанием времени)
| Учитель
| Ученики
| 1.Организационный
| Приветствие, представление, организация внимания школьников.
| Слушают учителя
| 2 мин.
| 2.Мотивационный
| Мотивирует деятельность учащихся на уроке через игровой момент и фразу:
«Что же скрывалось за этой загадочной личностью? В чём заключается феномен человека, явившегося в историю под звучным именем Наполеон?»
Подводит учащихся к определению цели урока.
| Слушают учителя, участвуют в формулировании цели урока.
Учащиеся записывают тему в тетради
| Начинается компьютерная презентация на интерактивной доске SmartBoard.
Слайд №2,3.
(3 мин.)
| 3.Усвоения новых знаний.
Ознакомление с биографией Наполеона Бонапарта
| Создаёт новую образовательную среду.
Помогает детям презентовать слайды с иллюстрациями из жизни Наполеона.
Объясняет основные понятия,
контролирует выполнение записей в тетради
| Учащиеся включаются в деятельность. Представляют информацию, которую сами подготовили, работая с дополнительными источниками, задают вопросы другим ученикам
Просматривают слайды, записывают в тетрадь основные понятия.
| Просмотр компьютерной презентации.
Слайд №4 – слайд №13.
(30 мин.)
(включая перерыв на физкультминутку)
| 4. Проверка усвоенных знаний.
| Предлагает проверить,
насколько усвоен материал, выполнив тест на карточке и на интерактивной доске.
| Выполняют тест. Сверяются с ответами других детей и доской.
| Слайд № 14 учительской презентации с вопросами и ответами на тест.
(5 мин)
| 5. Рефлексия, задание на дом.
| Задаёт вопросы о необходимости подобных уроков, чем интересны такие уроки, что нового узнали дети.
Поясняет домашнее задание в анкетах
для дома.
| Отвечают,
высказывая собственные суждения.
Записывают домашнее задание в дневники.
|
| Ход урока. На экране слайд № 2.
Учитель: Здравствуйте, друзья! Сегодня, как и все предыдущие уроки, мы продолжаем путешествие на машине времени в глубину веков. Побывав в прошлом России, вы уже многое узнали о войне 1812 года, о знаменитых личностях Александре I, Кутузове и многих других людях, сыгравших значительную роль в истории. Если все готовы, то начинаем перемещение во Францию начала XIX века. Сегодня вы узнаете о противнике России в войне 1812 года Наполеоне Бонапарте. Как говорил древнеримский поэт Овидий: «Учиться дозволено и у врага».
М.Ю.Лермонтов о Наполеоне сказал так: «Он миру чужд был, всё в нём было тайной».
Действительно, Наполеон был незаурядным человеком и великим правителем. Кроме того, с его именем связано множество тайн. Желаю вам интересных открытий и впечатлений.
Итак, отправляемся во Францию начала XIX века, историческая судьба которой зависела от такой знаковой фигуры как Наполеон Бонапарт. Но, кто этот человек? Слайд №3.
Мои помощники, которые сегодня станут на время педагогами, сделали предварительную разведку в прошлое и собрали немного информации. (Ученики нашли информацию заранее и рассказывают о Бонапарте, иллюстрируя слайды презентации). II. 1-й ученик: Наполеон был вторым из 13 детей Карло Буонапарте и Летиции Рамолино, пятеро из которых умерли в раннем возрасте. (Слайд №4) Семья относилась к мелким аристократам и жила на итальянском острове Корсика с начала XVI века и только за три месяца до его рождения ставшего владением Франции. Еще в детстве он отличался своим дерзким характером и неустанной жизненной энергией, от которой страдали не только все мальчишки, но и его учителя. Когда его наказывали, Наполеон Бонапарт яростно кричал до хрипоты в голосе. Этого человека невозможно было заставит попросить прощение. И как у всех корсиканцев, у него правили такие качества, как гордыня, упрямство и тщеславие. Маленький корсиканец Бонапарт был, к тому же, очень самолюбивым. Отец поместил мальчика на казенную стипендию в одно из французских военных училищ, а в пятнадцать лет Наполеон поступил в парижскую военную школу, где подготавливались офицеры для армии. Наполеон рос угрюмым и замкнутым, быстро и надолго раздражался, не искал сближения с кем-либо, смотрел на всех без почтения и сочувствия, был очень в себе уверен, несмотря на молодость и малый рост. Академию окончить он не успел. Умер отец, и семья осталась почти без средств к существованию.
2-й ученик: Наполеон поступил на службу в армию с чином младшего офицера.
Тяжело жилось молодому офицеру. Большую часть без того небольшого жалования приходилось отсылать семье, оставляя себе лишь на скудное пропитание. Общества он избегал: одежда его была так невзрачна, что он не хотел и не мог вести светскую жизнь. Наполеону хватало, где то 2-3 часа сна в сутки. И вообще, он считал сон дурной привычкой…
Зато работал он без устали, проводя за книгами все свободное от службы время; читал запоем, с неслыханной жадностью, заполняя заметками и конспектами свои тетради. Больше всего его интересовали книги по военной истории, математике, географии, описания путешествий. А, находящиеся вокруг него люди, не могли подозревать, что этот худой низкорослый офицер в поношенном сюртуке станет самодержавным императором. Но интересно, что Наполеон уже тогда думал о картечи и пушках как о наиболее подходящем способе отвечать на народные восстания.
А знаете ли вы, что Наполеон мог бы стать великим русским полководцем? В 1785 году Бонапарт окончил Парижскую военную школу в чине поручика, а в 1788 году попытался поступить на службу в русскую армию, но получил отказ генерал - поручика Заборовского. Буквально за месяц до прошения Наполеона был издан указ о принятии иноземцев на службу чином ниже, на что Наполеон не согласился. Но вот если бы Бонапарт поторопился подать прошение всего на месяц раньше? Ведь, скорее всего он получил бы чин поручика русской армии, и тогда история всей Европы, да и мира, сложилась бы совсем иначе!
3-й ученик: Особое внимание Наполеон уделял организации полиции и созданию большого штата шпионов.
В Наполеоне не было жестокости как страсти, но было полное равнодушие к людям, в которых он видел средства и орудия для достижения своих целей. Его холодный ум подсказывал ему, что всегда выгоднее достигать цели без жестокости, чем при ее помощи, но когда жестокость, коварство, обман представлялись ему необходимыми, он прибегал к ним без малейших колебаний. Слайд № 5.
Власть и слава – вот основные страсти Наполеона, и притом власть больше чем слава. Он хотел всем руководить и всеми повелевать. Дело доходило до того, что при его дворе высшие сановники, маршалы, генералы женились и разводились по его прямому указанию. Учитель: Вот такой это был человек. Солдаты ласково называли его «маленький капрал», а европейские правители трепетали только от одного его имени. К 1819 году он достиг пика военной славы, что позволили историку Е.В. Тарле написать следующие строки: «Война была настолько его стихией, что когда он готовил её или вёл, то всегда производил впечатление человека, живущего полной жизнью».
Нам предстоит разобраться, как сочетались авантюризм и гениальность в характере Наполеона.
А что же такое авантюризм, гениальность?
Давайте запишем:
АВАНТЮРИЗМ - склонность к рискованным похождениям или нехорошим поступкам, к авантюрам.
ГЕНИАЛЬНОСТЬ - высшая одаренность, связана с созданием качественно новых, уникальных творений.
В лучших жизненных условиях проявляется гениальность. В худшем случае - авантюризм, ложное чувство гениальности, неуправляемость поведения. Наполеон проявлял себя и как гений и как авантюрист. Его личное участие в сражениях, чин генерала в 24 года, шёл напролом, желая быть замеченным, собственноручное изготовление карт местности, где предполагалось сражение, детальное изучение «противника», победы в Италии, в Египте. Однако, не имея сильного флота, не разбираясь в морском деле, и затем, бросив армию, добирается до Парижа и провозглашает себя первым консулом.
Плюсы. Лично вёл подбор маршалов, умеет рассмотреть таланты, создал условия для личностного роста.
Минусы. Набирал людей без образования, по принципу личной храбрости, преданности ему, позволял им бурную жизнь, баловал их материально, стремился к мировому господству, неумение вовремя остановиться. Армия Наполеона. Слайд № 6. III. Физкультминутка.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад) Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой) Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
IV. Учитель: А как же тогда жила Франция? Что происходило в гражданском обществе? Вот именно там-то и «засияла истинная слава» Наполеона.
И снова были свои плюсы: многие нововведения Наполеона заложили основу современного государства, некоторые из них действуют, и по сей день. Именно тогда была создана система средних школ — лицеев и высшие учебные заведения — Нормальная и Политехническая школы, до сих пор остающиеся самыми престижными во Франции. Он способствовал развитию науки (даже сам был избран академиком за некоторые математические достижения). Была создана мощная полиция и разветвлённая тайная служба. Свобода вероисповедания сохранялась. Он сумел закрепить основные революционные завоевания - право на собственность, равенство перед законом, равенство возможностей.
И свои минусы: он объявил себя императором, не имея законных прав, пытался совместить несовместимое: ценности Революции и восстановление пышного двора, строгого этикета, маршальских званий и других титулов. При всех своих недостатках и достоинствах, Наполеон, прежде всего, оставался человеком, который, как и другие, нуждался в семейном тепле, любви и внимании близких.
Он много работал, ставил высокие цели, в молодости голодал. Обладал высокой ответственностью перед семьёй. Очень любил свою мать и постоянно помогал ей и всем родным.
Здесь же проявились снова черты авантюризма - вся его взрослая семейная жизнь подчинена единственной цели - основать собственную династию. Ради этого он оставил свою первую жену - Жозефину (Слайд № 7) и вступил в выгодный брак с Марией-Луизой принцессой Австрийской. Роль личности в истории просматривается и в том, что она оставляет после себя. Отношение к Наполеону его современников было весьма неоднозначным: от резкого неприятия, ненависти до обожания и преклонения. А наши разведчики, побывав в прошлом, узнали ещё много интересного. Давайте послушаем их и ответим на вопросы, которые ребята нам зададут.
4-й ученик. Наполеон, подобно Александру Македонскому, знал своих солдат по именам. Он не только награждал их за отвагу на поле боя, но и заботился об их здоровье. Так для солдат, участвовавших в «египетском походе» были изготовлены стекла «цвета нильской грязи». Что это? (Предполагаемые ответы детей) Это очки. Слайд № 8. 5-й ученик. А в 1804 году изобретение парижского повара Франсуа Аппера было поставлено на поток для армии. (Предполагаемые ответы детей) Это консервы.
Слайд № 9. 6-й ученик. Часы во времена Наполеона уже известны в Европе. Но он заказывает у знаменитого мастера Абрахама Бреге часы с новым способом ношения для своей первой жены Жозефины. В чём новизна этого способа? (Предполагаемые ответы детей) Эти часы нужно было носить на руке. Слайд № 10. 7-й ученик. Первая супруга Наполеона была законодательницей моды в то время. Какие новшества внесла Жозефина в быт и моду начала 19 века? (Предполагаемые ответы детей) Слайды № 11 и 12. V. Учитель. А теперь вы, как представители современного поколения, попробуйте вспомнить, что нового и интересного вы узнали на уроке об этом человеке, ответив, на вопросы теста.
Тест:
В какой армии мог бы служить Наполеон? (В русской)
Назовите основные страсти Наполеона. (Власть и слава)
Что сочеталось в характере Наполеона? (Авантюризм и гениальность)
Какая система была сложена при Наполеоне во Франции?
(Система средних школ)
Какое «наследство» оставил нам Наполеон? (Очки, консервы)
Что нового ввела в женскую моду первая супруга Наполеона?
(Наручные часы, шали, береты и др.) Слайд № 13.
Вы хорошо поработали и ответили на вопросы. Но, каким бы вам не представлялся Наполеон, каждый из вас должен понимать, что полностью объективную оценку человеку может дать только время. А мы, как потомки победителей той войны, всегда будем гордиться своими предками, которые одержали победу над сильным, умным и коварным врагом. Рефлексия деятельности и содержания учебного материала на заранее подготовленных бланках у каждого ученика.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось… Наше путешествие подошло к концу, машина времени перенесла нас в настоящее, и я благодарю всех за урок. Слайд 14. Анкета детям (для заполнения дома):
1. Рассказывает ли вам учитель об исторических личностях на уроках?
2. Нравится ли вам узнавать об интересных фактах жизни известных деятелей прошлого?
3. Хотели бы вы на уроках больше времени уделять изучению исторических личностей?
4. О каких исторических личностях хотели бы вы получить информацию?
5. Какие подробности вас больше всего интересуют?
6. Можете ли вы сами подобрать интересный материал об историческом деятеле?
7. В каком виде вы готовы ознакомить всех со своей информацией (доклад, презентация, обзор книги)?
Используемая литература: А.С. Трачевский «Наполеон I. Биографический очерк» (изд. «Республика» 1994)
И. Алёшина «Наполеон и его империя», «Маршалы Наполеона»
(«Энциклопедия для детей», т. 1 «Аванта плюс», М. 1993)
Ресурсы Интернет:
http://www.mywebs.su/blog/people/379.html
http://images.yandex.ru
https://mywebs.su
https://muzey-factov.ru
https://erudition.ru
https://studentu.ru
https://power-wmr.com
https://ru.wikipedia.org/wiki |
|
|