|
«Методические условия применения интерактивной доски при обучении математике» «Обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков» «Методические условия применения интерактивной доски при обучении математике» «Обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков» - сказал Д. Пойа.
Научно – технический прогресс проник во все области нашей жизни». Государство обратило свой взор на школу и от этого выиграли все стороны образовательного процесса:
В течении двух лет эффективно применяю интерактивную доску SMART Board; стараюсь использовать рационально, учитывая специфику предмета математики.
Способы использования возможностей интерактивной доски учителем математики:
-Работа с текстом, задачами, заданиями, чертежами, графиками, изображениями, схемами;
-Создание с помощью шаблонов собственных заданий;
-Проведение мультимедийных презентаций, работа с электронными учебниками;
-Заполнение пропусков в текстах, формулах, примерах, задачах, уравнениях при помощи цифровых чернил маркером;
-Взаимодействие с объектами, двигая буквы, цифры, слова или картинки; возможность вернуться к сделанным записям;
-Комбинирование кадров из готовой коллекции изображений (рисунки и схемы к задачам, таблицы, графики, шаблоны линованной бумаги, подложки, символы, иллюстрации, системы координат, линейки и т.д.);
-Использование сохранённого урока при повторении и закреплении материала, рефлексии (создавая, таким образом, свое методическое обеспечение).
Применение интерактивной доски на уроках математики, на мой взгляд, педагогически оправдано, так как дает целый ряд преимуществ, как учителю, так и учащимся:
-обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала за счет использования презентаций и других ресурсов, возможности рисовать и делать записи поверх любых приложений, сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени;
-развитие мотивации учащихся благодаря разнообразному увлекательному и динамичному использованию ресурсов;
-использование различных стилей обучения (учитель может обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям), обеспечение хорошего темпа урока;
-упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов;
-обеспечение многократного использования педагогами разработанных материалов, обмена материалами друг с другом;
Но, к сожалению, есть и ряд недостатков работы с интерактивной доской:
-если корректировка задания происходит в течение короткого промежутка времени, то целостного восприятия наглядного материала не происходит, это приводит к снижению уровня усвоения темы;
-сбой калибровки (сделать заново ориентацию, что отнимает время работы на уроке);
-сбой гиперссылок (переход к нужному слайду вручную);
-утомляемость учащихся (проводить во время урока физкультминутки для глаз и для опорно-двигательного аппарата).
Бывает так, что на уроке дети были очень активны, им удалось решить много задач и выполнить с удовольствием серию упражнений, в финале урока они показали хорошие результаты обученности, выполнив самостоятельную работу, а пришли домой, открыли тетрадь, а там ничего нет. Возникает резонный вопрос: чем занимались дети на уроке? Решали задачи на доске? Замечательно, но …
И таких "но" может быть очень много. В ответ можно многое сказать про современность используемых технологий, про возможности осуществления цифрового сохранения результатов работы на доске и рассылки их по электронной почте. Однако вопрос не в этом, вопрос и существо проблемы заключается в том, что свойства человеческой памяти, с введением суперсовременных технических средств, не меняются, и закон забывания информации никто пока не отменил.
Урок с интерактивной доской не должен превратиться в кино, от просмотра которого остаются лишь впечатления, да припоминания образов. Урок с интерактивной доской не может быть и педагогическим развлечением, при котором, облегчая для учеников восприятие материала, происходит нивелирование их последующей самостоятельной деятельности.
Для того, что бы урок ученикам запомнился не только формой, но и содержанием, дал им практические навыки, необходимо, что бы они могли всегда вернуться в него на основе записанной информации в тетрадях. Это еще особенно актуально и в связи с тем, что к чести наших учителей, содержание таких уроков очень часто выходит за рамки школьных учебников и программ, найти представленную информацию с ходу бывает весьма затруднительно.
Вариантов, обеспечивающих запись необходимых информационных элементов урока, может быть несколько. Это и запись важных положений под диктовку, и необходимое переписывание порядка выполнения действий с интерактивной доски, и заполнение заранее заготовленных пустографок или схем, которые остаются у учеников после урока, и выполнение только наиболее информативных заданий в тетрадях с последующей проверкой на доске.
Помня слова К.Ф.Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей» стараюсь применять, на своих уроках различные инструменты интерактивной доски. Ребятам очень нравятся такие как: лупа, фонарь, шторка, виртуальные цветные перья, палитра – для заливки определенным цветом части плоскости и «волшебное перо».
Особенно важно остановиться на случаях, когда на уроке решаются задания с графическими сюжетами, При подготовке к обычному уроку, учитель математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов. Так, например, при изучении темы «Координатная плоскость» в 6 классе учащиеся с огромным удовольствием строят точки, получая различные занимательные картинки. Этот процесс становится не утомительным, а увлекательным. Использование интерактивной доски позволяет на уроке рационально использовать время, нет необходимости постоянно вытирать доску и чертить необходимые фигуры. В коллекции самой доски более тысячи математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными, аккуратными. Не мало важным является вопрос о цветовом комментировании решений задач, или выполнении действий с графическими образами на интерактивной доске. Важнейшее качество – наглядность, может запросто померкнуть в неудачном сочетании выбранной цветовой гаммы, обилии дидактического мусора на доске.
Нет ничего сложно в том, что бы на уроке была проведена гимнастика, помогающая расслаблению глазных мышц. Самый простой вариант упражнения – учащиеся мысленно представляют перед собой циферблат часов и совершают по нему "обход глазами" по часовой стрелке и обратно от 12 часов до 12 часов. Не лишним будет и переключение взгляда ребят по классной комнате во время урока.
Увлеченный ребенок всегда перестает обращать внимание на то, как он сидит, а работа с интерактивной доской, как правило, ребят увлекает, поэтому никогда не будет лишним сказать во время урока, чтобы они выпрямили спину.
С целью лучшего восприятия информации на интерактивной доске порой бывает так, что урок проходит в классе с затемнением или при выключенном свете. Делать этого ни в коем случае нельзя! Лучше потрать много времени на качественную и правильную настройку оборудования, чем потом ученики будут спорить о том, что лучше: очки или контактные линзы. Урок, на котором используется современная техника, не должен оказаться несущим вред здоровью.
Не лишним будет коснуться и момента относительно воспроизведения звуковых файлов. Гигиена слуха, отсутствие шумового загрязнения – это то же важная составляющая в работе учителя. Включение в урок фрагментов фильмов, видеоклипов, музыки, безусловно, оживляет урок, помогает формированию мировоззрения, устанавливает межпредметные знания, знакомит учеников с практическими приложениями изучаемого понятия или явления, но если качество изображения или записи очень низкое или искажено, то, возможно, имеет смысл отказаться от такой составляющей урока. Даже если музыкальный фон занимает всего несколько минут и предназначен для проведения физкультминутки на уроке, но уровень записи или характеристики воспроизводящей аппаратуры не позволяют обеспечить качество, то лучше найти другой вариант проведения физкультминутки. При монотонном использовании одного средства обучения уже к 30-й минуте возникает торможение восприятия материала. Использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение. Поэтому на уроке стараюсь чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, разнообразные приемы и методы, использую упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения.
Наглядность электронных интерактивных досок - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся.
Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их и помогает мне сконцентрировать внимание ребят в течение всего урока. Те из учеников, кого раньше на уроках было совершенно не слышно и не видно, теперь активно начали обсуждать задания со своими товарищами. Электронные интерактивные доски подталкивают ребят к творчеству, способствуют умению грамотно излагать свои мысли. На уроке нравится работать всем. Использование интерактивной доски на уроках увеличивает интерес обучающихся к математике, повышает мотивацию к учению, формирует их учебно-познавательную, информационную и личностную компетенции.
Подводя итог, можно сформулировать методические условия эффективного применения интерактивной доски на уроке следующим образом:
1. Экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока.
– продумывание учителем того, какие записи останутся у учеников в тетрадях после урока;
– наличие на столах учащихся раздаточного материала (чаще всего графического);
– определение формы контроля знаний учащихся после урока;
2. Многократное использование. Во-первых, вся информация, появляющаяся на доске не стирается, а сохраняется. Для решения новой задачи используется «чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Это наиболее существенно, так как задания и решения могут быть восстановлены не только на уроке, но и после него для тех учеников, которые пропустили урок или не вполне хорошо освоили тему. Во-вторых, наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого учителя.
3.Cоблюдение контрастности эффекта цветового комментирования;
4. Cоответствие гигиеническим нормам урока.
5.Повышается уровень компьютерной компетенции учителя. 6. Школьникам просто нравиться работать с интерактивной доской, учиться становиться интересно и увлекательно.
Работа с интерактивной доской из вспомогательного средства на уроке математики переходит в основное средство обучения для формирования творческих способностей детей, самостоятельности, исследовательских и проектных работ. Конечно же, использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным. В контексте выше сказанного следует, что интерактивная доска подобна музыкальному инструменту, который без таланта композитора и исполнителя, увы, молчит. Следовательно, современному учителю необходимо научиться умело, использовать имеющийся на вооружении технический арсенал – революционный инновационный продукт технического прогресса, для эффективной организации учебного процесса. И, тогда ваши ученики станут чуть талантливее, самостоятельнее, активнее, а главное творчески мыслящими, и тогда не учитель будет заполнять собой все пространство урока, а его ученики.
В Мой Мир |
|
|