Главная страница


Методические рекомендации по организации дифференцированного обучения слабовидящих учащихся



НазваниеМетодические рекомендации по организации дифференцированного обучения слабовидящих учащихся
Бурментьева Наталья Викторовна
Дата27.02.2016
Размер445 b.
ТипМетодические рекомендации


Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Коррекционная и специальная педагогика Название работы: Методические рекомендации по организации дифференцированного обучения слабовидящих учащихся Автор: Бурментьева Наталья Викторовна, учитель математики ГС(К)ОУ школы-интерната №4  Место выполнения работы: г. Тольятти


Введение

  • Наличие, с одной стороны, сложного характера патологических, психологических, физических особенностей детей с тяжёлыми нарушениями зрения, а с другой стороны, необходимость достижения уровня усвоения знаний, умений и навыков в объёме программы общеобразовательных школ этими детьми определяют необходимость осуществления дифференцированного подхода в процессе обучения слабовидящих.



Что такое дифференциация

  • Учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся, принято называть дифференциацией, а обучение в условиях этого процесса – дифференцированным обучением. (Скаткин)



Виды дифференциации



Психологические основы дифференцированного обучения

  • Принцип индивидуального подхода в дидактике предполагает учёт таких особенностей учащихся, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. Таковыми могут быть различные физические и психические качества и состояния личности. Кроме того, на учебную деятельность ученика оказывают влияние различные социальные факторы.



Психологические основы дифференцированного обучения

  • Если сгруппировать различные показатели, то полученная типология будет учитывать:

  • Успеваемость;

  • Действенность интереса к учению (устойчивость интереса плюс прилежание);

  • Уровень познавательной самостоятельности (темп продвижения плюс организованность в учении).

  • Следует заметить, что здесь речь идёт об общих особенностях ученика.



Дифференцированное обучение слабовидящих детей

  • Внутри одной школы, внутри одного класса можно встретить детей с самыми разными характеристиками зрительной патологии: с разной этиологией заболевания и с разным состоянием зрительных функций – остроты утраченного зрения для дали и для близи, поля зрения, свето- и цветоразличения. А разные зрительные характеристики свидетельствуют о разных зрительных возможностях учащихся одного класса школы для слабовидящих детей.



Внутриклассная дифференциация

  • По аномальному фактору.

  • Педагог должен выделить группы детей с одинаковыми зрительными возможностями и обеспечить им условия оптимального зрительного восприятия, определить пути и способы дифференциации наглядных методов и средств обучения, а также дифференциацию зрительной работы на уроках.



Внутриклассная дифференциация

  • Второй важный фактор организации дифференцированного подхода в обучении слабовидящих детей – изучение психологических особенностей психического развития учащихся при наличии тяжёлой зрительной патологии.



Внутриклассная дифференциация

  • Третий фактор – изучение и учёт типологических индивидуальных различий высшей нервной деятельности этих детей.

  • Четвёртый фактор – уровень обучаемости. Здесь учитываются: работоспособность, индивидуальные особенности, темп продвижения, уровень умственного развития, самостоятельности, отношения к учению. Учёные выделяют три уровня: высокий, средний и низкий.



Дифферециация учащихся

  • Дифференциация учащихся в учебном процессе носит условный характер, она должна быть подвижной, гибкой, позволяющей учителю в процессе обучения подходить индивидуально к аждому ученику и способствовать общей активизации класса.



Осуществление дифференцированного подхода в процессе обучения предполагает

  • Контроль за развитием учащихся

  • Усвоением ими знаний, формированием умений и навыков

  • Обеспечение оптимальных условий, способствующих максимальному усвоению программного материала данного класса каждым учащимся

  • Использование тифлоприборов и индивидуальных средств коррекции

  • Использование специальной наглядности, дидактического материала и дидактических игр в соответствии со зрительными возможностями каждой группы (имеется в виду острота зрения, поле зрения, свето- и цветоразличение, приверженность к тому или иному шрифту, контрасту, цвету…)



Источники информации

  • Лекция дистанционных курсов повышения квалификации «Инновационные образовательные технологии обучения детей с ООП» «Дифференциация и индивидуализация обучения детей с особыми образовательными потребностями».

  • Материалы Санкт-Петербургского государственного университета им.Герцена. Т.В.Бубнова, кафедра тифлопедагогики.