Главная страница


Методическая разработка «Использование адаптивных технологий на уроках химии при изучении темы «Углеводороды»



Скачать 216.09 Kb.
НазваниеМетодическая разработка «Использование адаптивных технологий на уроках химии при изучении темы «Углеводороды»
Белевикина О.С
Дата02.03.2016
Размер216.09 Kb.
ТипМетодическая разработка

Департамент образования города Москвы

Центральное окружное управление

ГБОУ СПО ПТ № 2

Специальное структурное подразделение № 2


Методическая разработка


« Использование адаптивных технологий на уроках

химии при изучении темы «Углеводороды»

в 10 классе»


Автор:Белевикина О.С., учитель химии высшей категории

Оглавление
Введение.

I. Теоретические аспекты использования технологии «Адаптивная система обучения».
II . Разработка дидактического материала для работы по данной технологии.
Заключение.
Список литературы.

Теоретические аспекты использования

технологии «Адаптивная система обучения».
Цель работы: Используя технологию адаптивного обучения помочь ученику в его становлении как личности, в развитии его познавательных возможностей, развить механизмы природной и социальной адаптации.
Результатом работы учителя и учеников должны быть хорошие знания. При традиционной системе обучения учитель на уроке стремится наиболее полно передать знания учащимся, половину урока объясняет, ученики пассивно слушают или делают вид, что слушают. Трудозатраты учителя высоки, а результат низкий, низкое качество знаний. Для повышения результативности (эффективности) возникла необходимость идти по пути реорганизации урока, т.е. изменения его структуры с целью не просто довести до учащихся содержание учебного материала, а предоставить содержание учебного материала для собственной деятельности ученика и создать условия для возникновения деятельности учения. Адаптивная технология позволяет организовать самостоятельное изучение нового материала непосредственно на уроке. Это система лучше других учитывает уровень и структуру начальной подготовленности, оперативно отслеживает результаты текущей подготовки. Что позволяет рационально подбирать задания и упражнения для дальнейшего быстрого продвижения.

Организационной сущностью АСО является новая модель организации урока: учитель часть учебного времени, как и обычно, работает со всеми учащимися класса, обучает их. Остальное время используется для самостоятельной работы учащихся. Эффективность усвоения заметно повышается в том случае, если

преподаватель не только наблюдает за самостоятельной работой учащихся, а занимается в это время с некоторыми из них индивидуально. Учащиеся могут работать в трех режимах: под руководством педагога, индивидуально с ним и самостоятельно. Самостоятельные занятия учащиеся продолжают дома. Время урока максимально используется для устной самостоятельной работы в статических и динамических парах. Функция учителя, когда работает класс самостоятельно, несколько видоизменяется. Учитель помогает учащимся овладеть приемами самостоятельной работы, оказывать помощь ученикам при возникновении трудностей во время работы в режиме «взаимоконтроль», анализировать причины возникновения ошибок и совместно исправлять их. Учитель контролирует и самостоятельную работу учащихся, и выполнение специальных индивидуальных заданий. На занятии должно быть реализовано дидактическое правило «учить школьников на уроке». С этой целью до начала изучения новой темы определяется оптимальный объем знаний для каждого класса, предусматривается необходимое количество времени для его осмысления школьниками в ходе учебного занятия. Для самостоятельной деятельности школьников необходимо создать благоприятный эмоциональный фон, что достигается благодаря изменениям в оценочной деятельности, введению самоконтроля и самооценки учащихся. Переход к взаимоконтролю на начальном этапе при отсутствии материалов с обратной связью для самоконтроля и взаимоконтроля ведется по четко указанным критериям, на глубоком доверии к учащимся. Подсказка из запретной становится не только средством обучения, но и средством воспитания. Меняется и функция оценки, выставляемой соучеником, проверяющим работу.

Разработка дидактического материала для

изучения темы «Углеводороды»

в 10 классе по адаптивной системе обучения.

Разработка темы «Углеводороды» (10 класс)

по технологии

адаптивной системы обучения.


  1. Таксономия педагогических целей.

  1. Знание.


- углеродный скелет;

- функциональная группа;

- изомерия, виды изомерии;

- гомология;

- гибридизация, сигма и пи-связи;

- физические свойства углеводородов;

- химические свойства углеводородов;
- типовые механизмы химических реакций;

- промышленные и лабораторные способы получения углеводородов;

- мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации.

  1. Понимание.

- уметь определять класс и назвать органические соединения по применяемым номенклатурам;

- уметь составлять формулы изомеров и гомологов;

- уметь писать электронную и графическую формулу атома углерода;

- уметь объяснять три валентных состояния атома углерода.

  1. Применение.

- уметь проводить качественное определение углерода и водорода;

- уметь по строению вещества определять его химические свойства;

- уметь проводить качественные реакции на органические соединения;

- уметь решать задачи на вывод формул органических.

  1. Анализ.

- уметь по формулам устанавливать принадлежность веществ к изученным классам углеводородов;

- уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства

углеводородов с простой, двойной и тройной связью в молекулах;

- уметь приводить примеры химических реакций подтверждающих взаимосвязь
различных классов углеводородов.

  1. Синтез.

- уметь составлять уравнения реакций, характеризующие основные способы получения углеводородов;

- уметь использовать знания о способах получения в решении цепочек превращений веществ.

- уметь составлять обобщающую схему по строению и свойствам углеводородов.

  1. Оценка.

Значение углеводородов для современных отраслей промышленности, техники, повседневной жизни людей.

Структура темы:

1 урок ИВУ1 – Электронное строение, гибридизации атомных орбиталей (-sp3, sp2, sp), гомологический ряд, номенклатура и изомерия. Физические свойства ациклических углеводородов.

2 урок ИВУ2 – Химические свойства, применение и получение ациклических углеводородов.

3 урок ИВУ3 – Электронное строение, гибридизации атомных орбиталей (-sp3, sp2, sp), гомологический ряд, номенклатура и изомерия. Физические свойства циклических углеводородов.

4 урок ИВУ4 – Химические свойства, применение и получение циклических углеводородов.

5 урок – Практическая работа № 1 «Качественный анализ органических соединений».

6 урок – Предельные углеводороды – алканы (парафины).

7 урок – Непредельные углеводороды – алкены (этиленовые, олефины).

8 урок – Непредельные алифатические углеводороды – алкины (ацетиленовые).

9 урок – Углеводороды с замкнутой цепью - циклоалканы

10 урок – Алкадиены (диены, алифатические).

11 урок – Ароматические углеводороды – арены. Бензол.

12 урок Природные источники углеводородов

13 урок – Практическая работа № 2 «Получение и свойства этилена»

14 урок – Контрольная работа по теме «Углеводороды».

Линейный план темы «Углеводороды»:

ИВУ1

ИВУ2 Т1

ИВУ3 С/Р

ИВУ4 Т2

Пр/ р-та № 1


УСР

РИР


УСР

РИР


УСР

Т3


УСР

РИР


УСР

РИР

УСР

РИР

Т4

ИВУ

УСР

С/Р

Пр/ р-та № 2

К/р

1 урок

2

урок

3

урок

4

урок

5 урок

6

урок

7

урок

8

урок

9 урок

10 урок

11 урок

12 урок

13 урок

14 урок



ИВУ – информационный ввод учителя

УСР – устная самостоятельная работа

РИР – разноуровневая индивидуальная работа

Т1 – тестовый контроль знаний

С/Р – самостоятельная работа


Разработка урока

по технологии

адаптивной системы обучения.

Химия 10 класс.

Тема: Алканы. Строение, номенклатура, получение и свойства.

Цели:

  1. Воспитание самостоятельности в процессе усвоения и применения знаний, ответственности за результаты учебного труда.

  2. Развивать интеллектуальные способности при выполнении мыслительных операций.

  3. Организация учащихся на усвоение:

Знаний:

понятия гомолог, гомологический ряд; изомерия; состав, строение, название углеводородов ряда метана, физические и химические свойства алканов, знать способы получения алканов, распространение в природе и их применение.

Умений:

уметь составлять структурные и электронные формулы алканов, указывать изомеры из предложенного перечня веществ, записывать формулы гомологов ряда метана и давать им названия.

По строению алканов определять его химические свойства.

Навыков:

уметь записывать уравнения реакций, характеризующие основные

химические свойства алканов:

реакции горения, замещения, дегидрирования, изомеризации.
записывать уравнения реакций получения метана.

Уметь находить молекулярные формулы углеводородов: а) по %

составу элементов в веществе, б) по общей формуле.

Анализ

Уметь определять алканы среди других органических веществ.

Синтез

Составить опорный конспект по теме «Алканы».

Оценка

Прогнозировать физические и химические свойства алканов на основе

строения углеводородов.
Тип урока: обобщение изученного материала.

Метод: частично-поисковый.

Оборудование: шаростержневая модель молекулы метана, опросные

Листы, таблицы: «Строение метана», «Строение этана и бутана».
Модель урока:



Орг. момент

1-3 мин.

УСР







10

Мин.







ИР

РСР

20

мин.

Самооценка

8 мин.


Ход урока:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный момент

1 мин.

Организует учащихся на проведение урока в АСО

Готовят для работы «Лист заданий для учащихся»

Объявление темы и целей урока

2 мин.

Объявляет тему и ставит цели

Знакомятся с темой и целями, готовятся к работе

Устная работа в парах сменного состава.

10 мин.

Контроль за работой учащихся.

Работают в парах сменного состава по отработке контрольных вопросов. Отвечают на вопросы индивидуально.

Индивидуальная самостоятельная работа по заданию с адаптацией.

20-22 мин.







Самопроверка самооценка

5-7мин.







Подведение итогов урока

3-5 мин.

















Лист заданий для учащихся.

Тема урока: «Алканы». . Химия 10 кл.
Цели: Изучив тему, Вы должны усвоить следующие понятия: углеводороды, предельные углеводороды, алканы, изомеры, гомологи, номенклатура. Химические свойства: горение, хлорирование. Получение и применение алканов. Проверьте, знаете ли вы общие формулы: алканов; правила номенклатуры; типы реакций: горения, замещения (галогенирование, нитрование), разложения, дегидрирования, изомеризации.

Уметь: составлять структурные формулы предельных углеводородов,

-называть изученные вещества по «тривиальной» и систематической номенклатурам ;

-распознавать изомеры по структурным формулам.

-составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства предельных углеводородов, важнейшие способы их получения;

-объяснять свойства веществ на основе их химического строения.

- проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций с участием органических

веществ.

- определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений.


I Устная самостоятельная работа в парах сменного состава.

1. По очереди ответьте друг другу на вопросы.

2. После устных ответов обратитесь к целям и отметьте ваши новые результаты


Ответьте друг другу на вопросы:

1 группа

  1. Запишите молекулярную, структурную и электронную формулу метана.

  2. Чему равен угол между осями гибридных орбиталей у алканов.

  3. Назовите тип гибридизации алканов.

  4. Какую геометрическую формулу имеют алканы.

2 группа

  1. Какие вещества называются изомерами?

  2. Какие вещества называются гомологами?

  3. Назовите общую формулу алканов.

  4. Какие виды изомерии характерны для алканов.

3 группа

  1. Опишите физические свойства алканов на основе их строения.

  2. Назовите области применения алканов.

  3. Перечислите способы получения предельных углеводородов в лаборатории и промышленности. Запишите уравнения реакции.

  4. Выпишите формулы предельных углеводородов и назовите их: С7Н16, C6H5, CH3, С6Н12тметьте те, которые вами не достигнуты, проработайте их домаыработу

лжайте выполнять первый уровень, CH4, C2H2, С6Н12О6, С5Н12

4 группа

  1. Назовите тип химической связи в молекулах алканов.

  2. Какие химические свойства характерны для алканов?

  3. Почему алканы не вступают в реакцию присоединения?

  1. Отношение к раствору перманганата калия алканов.

II Разноуровневая самостоятельная работа

1. Выполните письменно предложенные задания

2. Выполните обязательные задания 2,3 в первом уровне

3. Далее переходите к выполнению следующих уровней по выбору или продолжайте выполнять первый уровень

I уровень оценка «3»

1. Закончить уравнения, назвать получившиеся вещества: С5Н12 + O2 =

2. Напишите формулы всех изомеров пентана и назовите их.

3. С какими из перечисленных веществ реагирует метан, напишите уравнения реакций: хлор, перманганат калия, водород, азотная кислота

II уровень оценка «4»

1. Составьте три изомера, три гомолога для вещества состава С7Н16.

2. Закончить уравнения, назвать получившиеся вещества, указать области их применения.

А). C4H10 + O2 =

Б). этан + Cl2 =

В). С5Н12

Г). изомеризация гексана

3. Определите молекулярную формулу алкана, если известно, что при сжигании 6 г алкана образовалось 10,8 г воды.

III уровень оценка «5»

1. Изобразите структурные формулы а) 2 – метилгексана ; б) 3 – метилгептана ;

в) 2,4 – диметилгексана ; 2,2 – диметилгептана ; Укажите, какие из них являются изомерами.

2. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения по схеме:

СН4 → СН3С1 → С2Н6 → С2Н5NO2.
3. В состав органического вещества входит углерод, массовая доля которого – 92,23% и водород ,массовая доля которого 7,77%. Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 13. Определите молекулярную формулу вещества.


III Самопроверка второго раздела

1. Сравните правильность ваших ответов с образцом

2. Исправьте, если это необходимо, ошибки

3. Подсчитайте число правильно решенных заданий и оцените свою работу

4. В перечне целей урока отметьте, какие из них вами достигнуты

IV Домашние задание

1. Выучите тему предельные углеводороды

2. Еще раз прочитайте цели урока, отметьте те, которые вами не достигнуты, проработайте их дома


Разработка урока

по технологии

адаптивной системы обучения.

Химия 10 класс.

Тема: Алкины. Строение, номенклатура, получение и свойства.

Цели:

  1. Воспитывать желание учиться активно, с интересом, прививать сознательную дисциплинированность, четкость и организованность в работе.

  2. Развить умение учащихся на основе теоретических знаний сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязь строения и свойств веществ, умения составлять уравнения химических реакций с участием непредельных углеводородов.

  3. Организация учащихся на усвоение:


Знаний:

определение непредельных углеводородов ряда ацетилена, общую формулу алкинов, три вида изомерии алкинов, их физические и химические свойства, способы получения и области применения углеводородов ряда ацетилена.

Умений:

объяснять особенности образования σ- и π -связей, записывать молекулярные, структурные и электронные формулы алкинов, обозначать распределение электронной плотности в молекуле, называть вещества ряда ацетилена по систематической номенклатуре и по названиям веществ записывать их формулы, составлять формулы различных изомеров по молекулярной формуле алкина, записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства алкинов, сравнивать свойства алкинов со свойствами предельных углеводородов, решать задачи на нахождение молекулярной формулы.

Навыков:

проводить качественную реакцию на алкины,

устанавливать взаимосвязь между свойствами и областями применения,

пользоваться химической литературой (справочной, научно – популярной, периодической и др.),

решать задачи на нахождение молекулярной формулы алкинов.

Анализ

Уметь выделять общие свойства алкинов.

определять алкины среди других органических веществ.

Синтез

составлять схемы генетической связи алкинов

Оценка

Прогнозировать физические и химические свойства алкинов на основе

строения углеводородов.
Тип урока: обобщение изученного материала.

Метод: частично-поисковый.

Оборудование: опросные листы, таблицы: «Строение ацетилена»,

Модель урока:



Орг. момент

1-3 мин.

УСР







10

Мин.


















ИР

РСР

20

мин.

Самооценка

8 мин.


Ход урока:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный момент

1 мин.

Организует учащихся на проведение урока в АСО

Готовят для работы «Лист заданий для учащихся»

Объявление темы и целей урока

2 мин.

Объявляет тему и ставит цели

Знакомятся с темой и целями, готовятся к работе

Устная работа в парах сменного состава.

10 мин.

Контроль за работой учащихся.

Работают в парах сменного состава по отработке контрольных вопросов. Отвечают на вопросы индивидуально.

Индивидуальная самостоятельная работа по заданию с адаптацией.

20-22 мин.







Самопроверка самооценка

5-7мин.







Подведение итогов урока

3-5 мин.







Лист заданий для учащихся. Химия 10 кл.
Тема урока: «Алкины».
Цели: Изучив тему, Вы должны знать: определение непредельных углеводородов ряда ацетилена, общую формулу алкинов, виды изомерии алкинов, их физические и химические свойства, способы получения и области применения углеводородов ряда ацетилена.

Уметь: объяснять особенности образования - и -связей, записывать молекулярные, структурные и электронные формулы алкинов, обозначать распределение электронной плотности в молекуле, называть вещества ряда ацетилена по систематической номенклатуре и по названиям веществ записывать их формулы, составлять формулы различных изомеров по молекулярной формуле алкина, записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства алкинов, сравнивать свойства алкинов со свойствами других углеводородов, решать задачи на нахождение молекулярной формулы.


I Устная самостоятельная работа в парах сменного состава.

1. По очереди ответьте друг другу на вопросы.

2. После устных ответов обратитесь к целям и отметьте ваши новые результаты


Ответьте друг другу на вопросы

1 группа

  1. Какие углеводороды называются алкинами?

  2. В каком гибридном состоянии находятся атомы углерода, образующие тройную связь в молекуле ацетилена?

  3. Назовите тип химической связи в молекуле ацетилена.

  4. Сколько -связей может возникнуть между атомами? Что можно сказать о прочности -cвязи?

2 группа

  1. Составьте гомологический ряд алкинов . Назовите общую формулу алкинов.

  2. Какова структурная формула первого представителя гомологического ряда алкинов?

  3. Номенклатура и изомерия алкинов.

  4. Какие виды изомерии характерны для алкинов?

3 группа

  1. Назовите области применения алкинов.

  2. Как изменяются физические свойства в гомологическом ряду алкинов?

  3. Какие способы получения алкинов вы знаете?

  4. Каким лабораторным способом можно получить ацетилен?

4 группа

  1. Какие химические свойства обуславливают наличие тройной (кратной) связи в молекулах алкинов?

  2. Какова активность алкинов по сравнению с алкенами? Почему?

  3. Какие типы химических реакций будут характерны для класса алкинов?

  4. Отношение к раствору перманганата калия алкинов. Что можно определить с помощью этой реакции?

II Разноуровневая самостоятельная работа

1. Выполните письменно предложенные задания

2. Выполните обязательные задания 2,3 в первом уровне

3. Далее переходите к выполнению следующих уровней по выбору или продолжайте выполнять первый уровень

I уровень оценка «3»

  1. Составить формулы изомеров гексина и дать им названия.

  2. Составьте уравнения реакций:

а) ацетилена с хлороводородом

б) ацетилена с бромом

  1. Как получают ацетилен в лаборатории и в промышленности? Напишите уравнения соответствующих реакций.




II уровень оценка «4»

  1. Составить структурные формулы веществ:

4-метилпентин-2, 3-метилбутин-1.



  1. Запишите уравнения реакций между ацетиленом

и следующими веществами: водородом, кислородом, хлороводородом, водой. Укажите условия протекания реакции, назовите все вещества.

  1. Сколько г .технического карбида кальция (содержание примесей 15%) требуется для получения 2,8 л ацетилена? Выход ацетилена составляет 70% от теоретически возможного.

III уровень оценка «5»

  1. Составить уравнения реакций, подтверждающих способы получения алкинов.

  2. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения по схеме:

Al4C3 —> CH4 —> C2H2 —> Ag2C2 —> CO2

  1. В соединении массовая доля углерода – 85,7%, массовая доля водорода – 14,3%, плотность по водороду – 14. Вывести молекулярную формулу углеводорода.

III Самопроверка второго раздела

1. Сравните правильность ваших ответов с образцом

2. Исправьте, если это необходимо, ошибки

3. Подсчитайте число правильно решенных заданий и оцените свою работу

4. В перечне целей урока отметьте, какие из них вами достигнуты.


IV Домашние задание

1. Выучите тему «Непредельные углеводороды»

2. Еще раз прочитайте цели урока, отметьте те, которые вами не достигнуты, проработайте их дома.



Значение:

На уроке в АСО ученики овладевают знаниями через самостоятельную работу с текстом учебника, слушание учителя и ученика, проговаривание главного, фиксацию материала в тетради, самоконтроль или взаимоконтроль и как результат – неуспевающих нет.

Главным достоинством модели урока в АСО считаю занятость всех учащихся в течение всего урока. Каждому ученику предоставляется возможность работать в меру своих возможностей и способностей, в своем темпе. При этом каждому ученику обеспечена необходимая помощь со стороны учителя.