|
Л. Г. Петерсон: «Формулы это верные равенства, устанавливающие взаимосвязь между величинами» С. И. Ожегов «Формула это комбинация арифметических знаков, выражающая какое-нибудь утверждение» Математика 3 класс. Формула объема прямоугольного параллелепипеда. Цели урока: углубить и расширить знания детей о применении формул в математике, познакомить с формулами объема прямоугольного параллелепипеда и куба; повторить, в чем заключается отличие плоской фигуры от объемного тела, учить находить сумму площадей всех граней параллелепипеда; повторить решение составных уравнений; деление с остатком; развивать вычислительные навыки и математическую речь. Оборудование: мультимедийный проектор, геометрические фигуры - куб, прямоугольный параллелепипед. Ход урока. I Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Слайд 2
1. Какую тему мы изучали на предыдущем уроке?
2. Что мы называем формулой?
Л. Г. Петерсон: «Формулы - это верные равенства, устанавливающие взаимосвязь между величинами»
С. И. Ожегов - «Формула — это комбинация арифметических знаков, выражающая какое-нибудь утверждение»
Слайд 3
С чего начинается алгебра? С умения все обобщать! Зачем выраженья похожие Нам снова и снова считать? Пускай себе числа меняются
Мы проще поступим, хитрей: Мы числа заменим на букву И будем присваивать ей Любые значения разные —
Готов в общем виде ответ!
Ребята, если вы подружитесь с формулами, то и решение многих задач, уравнений не будут у вас вызывать затруднение. II Актуализация знаний умений и навыков. Арифметический диктант.
Слайд 4
Сумму чисел 30 и 40 уменьшить в 10 раз, полученный результат увеличить в 7 раз, новый результат уменьшить на 20.
(30 + 40) : 10 х 7 – 20 = 29
Разность чисел 60 и 40 уменьшить в 4 раза, полученный результат увеличить в 6 раз и новый результат увеличить на произведение чисел 8 и 3.
( 60 – 40) : 4 х 6 + (8 х 3) = 54
Сумму чисел 24 и 8 уменьши в 4 раза.
( 24 + 8 ) : 4 = 8
Слайд 5
2. Пользуясь формулами вычисли:
а) площадь прямоугольника со сторонами 9 м и 40 м;
б) периметр квадрата со стороной 12 м
в) площадь квадрата со стороной 5 м
г) сторону прямоугольника, вторая сторона которого равна 20 м, а площадь— 180 м²
д) периметр прямоугольника со сторонами 8 м и 12 м.
III Мобилизирующий этап.
Слайд 6
Рассмотрите фигуры предложите задания.
Дети предлагают разбить фигуры на две группы. (прямоугольной формы и треугольной)
- Как можно назвать фигуры №1, №3? ( плоские) если дети затрудняются ответить, то учитель говорит сам.
Как можно назвать фигуры №2, №4? (объемные) IV Постановка учебной задачи. А почему эти фигуры вы назвали объемные?
Чем они отличаются от плоских? Как называется фигура № 2? (Прямоугольный параллелепипед) (ученики отвечают без труда, потому что на дом было дано опережающее задание из картона по образцу склеить прямоугольный параллелепипед).
Кто сформулирует тему нашего урока? ( объём прямоугольного параллелепипеда.
V Работа по теме урока. Слайд 7
Давайте начертим прямоугольный параллелепипед в тетради. ( учитель показывает чертеж на доске)
Что вы знаете о прямоугольном параллелепипеде?
Рассмотрите свои заготовки.
Из чего состоит прямоугольный параллелепипед? Слайд 8
Учащиеся рассматривают свою фигуру, находят ребра, грани, вершины, считают их количество и выделяют их цветными карандашами в тетради.
Слайд 9
Ребята, повторите что же такое объём?
Как найти объем прямоугольного параллелепипеда?
Рассмотрите фигуру на доске.
На какую фигуру похоже основание нашего прямоугольного параллелепипеда? ( прямоугольник)
Можем мы сегодня найти площадь прямоугольника? (да)
Назовите формулу? S = a *b (длину умножить на ширину)
А сколько таких оснований войдет в эту фигуру?
Какой вывод можно сделать?
Ученики приходят к формуле V = a * b * c
Читается правило на слайде.
Что обозначают буквы а, b, с ?
Какие три ребра называют главными в прямоугольном параллелепипеде? (длина, ширина, высота)
Слайд 10
Слайд 11
Чем же прямоугольный параллелепипед отличается от куба? ( учитель показывает куб и прямоугольный параллелепипед).
Ребята сами приходят к выводу, что измерения имеют разную длину
Слайд12
.
А как будет выглядеть формула объема куба?
Учащиеся самостоятельно записывают получившуюся формулу.
V = a *a*a
Слайд 13
Есть два способа нахождения объёма. VI Первичное закрепление. Слайд14 Задача.
Найти объем прямоугольного параллелепипеда
с измерениями 6 см, 9 см, 2 см.
VII Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
Зачем нам нужны формулы?
На следующем уроке мы продолжим работу и скорректируем ваши знания по этой теме.
VIII Задание на дом
Слайд 15 |
|
|