Главная страница

Конспект урока по математике в коррекционной школе VIII вида, 3-й класс."Решение примеров и задач в пределах 100"



Скачать 144.22 Kb.
НазваниеКонспект урока по математике в коррекционной школе VIII вида, 3-й класс."Решение примеров и задач в пределах 100"
Дата12.02.2016
Размер144.22 Kb.
ТипКонспект

Конспект урока по математике в коррекционной школе VIII вида, 3-й класс."Решение примеров и задач в пределах 100" (закрепление)

Цель:

1. Закрепление вычислительных умений и навыков сложения и вычитания в пределах 100.

  • Учить применять эти знания при решении примеров и задач.

2. Способствовать развитию мышления на основе решения задач.

  • Закрепление приёмов сложения и вычитания в пределах сотни.

  • Обогащение словарного запаса.

3. Воспитание бережного отношения к природе.

ХОД УРОКА

1. 0рг. момент

- Сядет тот, кто назовет круглые числа в порядке убывания.

Вот книжки на столе, а вот тетрадки 
Не хочется играть сегодня в прятки 
И недосуг дуть на корабль бумажный 
Сегодня в классе у нас урок уж очень важный.

II. Сообщение темы и цели урока

- Ребята, над какой темой мы с вами работаем?

- Сотня это сколько десятков?

- Сегодня мы с вами продолжим работу над решением задач и примеров в пределах 100

III. Проверка домашнего задания

- Назовите числовое выражение ответ, которого равен 2 десяткам.

- Уменьшаемое 70, вычитаемое 30 - чему равен остаток?

- Назовите числовое выражение, сумма которого равна 50.

IV. Устный счёт

- Какое сейчас время года?

- Какие изменения произошли в природе с наступлением осени?

- Отгадайте загадку: Падают с ветки золотые монетки. - Что это? (осенние листья).

Листочки упали и закрыли ответы в числовых выражениях.

50 + 40 =

40 + 20 =

9 + 2 =

20 + 5 =

17 – 2 =

18 – 8 =

70 – 30 =

34 + 1 =

- Назовите полученные ответы в порядке возрастания. (10,11, 15, 25, 35, 40, 70, 80, 90)

V. С каких деревьев упали листочки?

 https://festival.1september.ru/articles/570914/1.jpg

Рисунок 1

- Если лист упал с березы, то какой это лист?

- Составьте задачу по рисунку и числовым данным.

https://festival.1september.ru/articles/570914/image890.gif - 40 листьев Чего ещё не хватает?

https://festival.1september.ru/articles/570914/image891.gif - ? на 20 меньше Поставьте ? так, чтобы задача решалась в 1 действие.

- Посмотрите внимательно на листочки

- Какие геометрические фигуры вы видите?

 https://festival.1september.ru/articles/570914/2.jpg

Рисунок 2

- Какая фигура лишняя? Почему?

VI. Моторика

- У вас на партах лежат карточки с заданиями

Приплыли тучи дождевые
Дождинки пляшут как живые

- Распределите числа на группы (чётные, нечётные).

- Найдите среди чисел круглый десяток. (30).

- Уменьшите это число на 2 десятка и увеличьте на 3 (13)

https://festival.1september.ru/articles/570914/3.jpg

Рисунок 3

VII. Работа в тетради

- Сегодня 13 октября. День недели - четверг.

Характеристика числа 13

Минутка чистописания.

Физминутка

Утром мы во двор идём 
Листья сыплются дождём 
Под ногами шелестят 
И летят, летят, летят.

VIII. Работа над задачей

- А какие еще изменения произошли осенью?

На овощах написаны буквы

- Соберите только те буквы, которые написаны на огурцах и вы узнаете следующий вид задания.

 https://festival.1september.ru/articles/570914/4.jpg

Рисунок 4

- Первичное чтение учителя (перед чтением вопрос)

- О чём говорится в задаче?

- Самостоятельно прочитайте задачу и ответьте на вопрос.

- Сколько огурцов сняли c 1 грядки

- Что сказано про 2 грядку?

- А теперь ... читает условие задачи, а ... вопрос задачи.

- Давайте прочитаем главный вопрос задачи - хором.

- Составим краткую запись задачи.

- Какие главные слова возьмем для краткой записи?

I - 30 огурцов - Сколько огурцов сняли с 1 грядки?

II - ? на 20 огурцов больше - А что сказано про 2 грядку?

- Какой главный вопрос задачи?

- Как обозначим главный вопрос задачи в краткой записи?

- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему? КАРТОЧКИ

- А можем узнать, сколько огурцов сняли со 2 грядки?

- Каким действием? Почему сложением? Скажи решение 1) ... + ... = 50 (ог.) со 2 грядки

- Теперь можем ответить на главный вопрос задачи?

- Каким действием? 2) ... + ... = ? ( ог.) - всего.

- Что мы этим действием нашли?

- Ответили на главный вопрос задачи? Ответ: 80 огурцов.

КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Зарядка для глаз (виды одежды, ягоды, грибы прикреплены в разных местах класса):

А теперь от овощей, переходим в мир вещей
Где мы складываем их, чтоб порядок сохранить.
Вещи: кофты, маячки складываем в ящички.
Ягоды, грибочки кладем мы в кузовочки.
А в походе так и так, вещи прячутся в рюкзак
Драгоценность под крючок спрячем в прочный......(сундучок).

IХ. Работа у доски

https://festival.1september.ru/articles/570914/5.jpg

Рисунок 5

В сундуках хранятся золото, серебро и числа.

- Отгадайте, что в каком сундуке, если во втором сундуке - серебро, а в первом не золоте

- Что хранится в первом сундуке? Значит в третьем ...

- Ребята, что еще бывает золотое? Какое время года сравнивают с золотом?

- Чтобы природа была красивая, что для этого надо делать?

- Составьте числовые выражения из чисел, которые лежали в сундуке на сложение и вычитание.(20, 30, 50, 60, 10, 40, 70, 80, 90).

X. Самостоятельная работа

- Прочитайте, как будет называться следующий вид работы:

ЯАНЬЛЕТЯОТСОМАС

Стр. 124 № 11 (3 ст.)

20 + (70 - 40) = 50

60 + 20 – 50 = 30

90 - (40 + 40) = 10

90 – 50 + 60 = 100

XI. Домашнее задание

Стр. 124 №11

1 - группа 1,2 столбик

II – группа 2 столбик

Оценки

Итог:

Осень лесу каждый год 
Платит золотом за вход 
За отличную работу 
Награды можно получить 
И чудо-сундучок открыть. 
Тут медальки не простые 
Сверху будто золотые 
А внутри их шоколад 
Угощаю всех ребят!

Тема урока: « Умножение числа 3».

Цель. Закрепление знаний табличного умножения числа 3.

Задачи: 1. Повторить прямой и обратный счёт в пределах 20, счёт равными числовыми группами по 2, по 3, знание геометрических фигур. Формировать навыки работы с «Таблицей умножения».

2. Воспитывать дисциплинированность, самостоятельность, уверенность в своих силах, мотивацию к учению.

3. Корригировать и развивать внимание, зрительное восприятие, эмоциональную сферу, умение анализировать, классифицировать, обобщать.

Форма организации: классный урок, урок – сказка.

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Методы: словесные – беседа, рассказ, фронтальный опрос;

наглядные – иллюстрации (картинки с изображением поросят и волка,

домики поросят, листочки с цифрами, карточки), звуковая демонстрация

(аудиозапись);

практические – упражнения для коллективного, индивидуального,

дифференцированного выполнения в тетрадях и на доске, самостоятельная

работа по карточкам.

Оборудование: магнитная доска, магнитофон, картинки с изображением поросят и волка, домики поросят, листочки с цифрами на магнитах, счёты;

дидактический материал: «дорожка» примеров, «лестница» неправильных примеров, карточки «Состав однозначных чисел», карточки с задачей, карточки для самостоятельной работы.

Литература: Ковалько В.И. Школа физкультминуток.- Москва «Вако», 2005.

Эк В.В. Математика, учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образо-

вательных учреждений VIII вида. – Москва «Просвещение», 2002.

Лиходед В. Три поросёнка. – Москва, ООО Издательский Дом «Детский мир», 2007.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока и постановка цели.

III. Актуализация знаний.

  1. Устный счёт.

2. Классификация геометрических фигур. Умножение чисел 1,2,3.



IV. Пальминг (метод Г.А.Шичко).

V. Закрепление навыков табличного умножения числа 3.

1. Решение примеров.

2. Нахождение ошибок в примерах.

3. Физкультминутка.

4. Решение задачи.

5.Самостоятельная работа по карточкам.

VI. Итоги урока. Выставление и обоснование оценок.

VII. Домашнее задание.

VIII. Завершение урока.


1 мин.

1 мин.

2 мин.

4 мин.

2 мин.

8 мин.

4 мин.

2 мин.

7 мин.

4 мин.

2 мин.

2 мин.

1 мин.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Методический

комментарий

I. Организационный момент.

- Ребята, встаньте ровно, подтянитесь.

Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

Садитесь.

II. Сообщение темы урока и постановка цели.

- Тема урока: «Умножение числа 3». На этом уроке мы повторим и закрепим знания табличного умножения числа 3.

- Сегодня у нас не просто урок, а увлекательное путешествие в сказку.

Глазки дружно закрывайте,

Сказку в душу пропускайте…

III. Актуализация знаний.

1.Устный счёт.

- Жили-были поросята,

Три весёлых дружных брата.

Летом бегали, играли,

Холода совсем не ждали.

- Угадали? Какая это сказка?

- Как звали поросят?

- Какой поросёнок был самым умным?

- Наф-Наф очень любил математику и старался научить своих ленивых братьев. Он собрал осенние листочки,

написал на них числа и дал братьям задание: разложить листочки равными числовыми группами по 2, по 3. Но поросята не сумели этого сделать. Поможем им?

- Присчитывайте число 2, 3.

- Отсчитывайте число 2, 3.

2.Классификация геометрических фигур. Состав однозначных чисел.

-Вскоре осень наступила,

Поросят предупредила:

« Нужно строить всем дома,

Скоро к вам придёт зима».

Из соломы домик свой

Младший сделал под сосной.

Крышу лёгкую сложил,

Зимовать под ней решил.

- В форме, какой геометрической фигуры Ниф-Ниф сделал окошки в своём домике?

- Заселим окошки числами. Для этого вспомним таблицу умножения числа 1.

- Как называются числа при умножении?

-Средний тоже не дремал,

Дом из веток собирал.

Думал в шалаше зимой

Жить холодною порой.

- В форме, какой геометрической фигуры Нуф-Нуф сделал окошки в своём домике?

- Почему вы решили, что это квадрат?

- Заселим окошки числами. Для этого вспомним таблицу умножения числа 2.

-Ну, а старший брат трудился

И, конечно, не ленился.

Из камней он строил дом,

Чтобы жить спокойно в нем.

- В форме, какой геометрической фигуры Наф-Наф сделал окошки в своём доме?

_ Почему вы решили, что это прямоугольник?

- Заселим окошки числами. Для этого повторим таблицу умножения числа 3.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

IV. Пальминг (метод Г. А. Шичко).

Сядьте поудобнее. Локти поставьте на

парту. Спина прямая, голову не наклоняйте. Мизинцы - на переносицу, как мостики очков. Закройте глаза ладошками. Под ладошками темно.

…Представьте себе тихий, ясный, немного морозный осенний денёк. Низкое солнышко уже не греет, но блестит ярче летнего. И куда попадает его луч – там открывается чудесная, сказочная картина. На фоне бледно-голубого неба яркими красками выделяется осенний лес. Свежий ветер тихонько шевелит упавшие листья. Перелётные птицы ровными клиньями отправляются на юг.

На лужайке играют три весёлых поросёнка, повизгивая от удовольствия

Теперь их ничто не беспокоит, ведь домики они себе уже построили…

Но поросята даже не подозревают, что за ними наблюдает злой, голодный, страшный волк. Он хочет съесть поросят. Открывайте глаза, надо их спасать.

V. Закрепление знаний табличного умножения числа 3.

1. Решение примеров.

- Поросята увидели волка, очень испугались и разбежались по своим домикам.

- На полянку волк пришёл,

Из соломы дом нашёл.

Дунул сильно – и у дома

Улетела вся солома.

- Ниф-Ниф бросился бежать к среднему брату, но на своём пути встретил «дорожку примеров на умножение и сложение». Их нужно решить, тогда он

попадёт к Нуф-Нуфу.

- Младший тут же прибежал

К шалашу, где средний ждал.

Волк шалаш решил сломать...

К старшему пришлось бежать.

- Но на их пути тоже появилась «дорожка примеров на умножение и вычитание». Примеры нужно решить, тогда поросята попадут в дом к Наф-Нафу.

2. Нахождение ошибок в примерах.

- Сколько волк ни дул на дом Наф-Нафа, сколько ни царапал, ни один даже самый маленький камешек не двинулся с места. Тогда волк увидел трубу. «Вот через эту трубу я и проберусь в дом» - подумал волк. Он нашёл лестницу. А лестница оказалась не простая. Это «лестница неправильных примеров». Решим один пример правильно, сломается одна перекладина. Решим второй пример правильно, сломается другая и т. д. И тогда волк не сможет залезть на крышу.

3. Физминутка.

- Поросята немного успокоились и решили сделать зарядку. Отдохнём и мы.

Лентяи – поросятки

Не делали зарядки.

(Покрутили головой в разные стороны, руки на поясе).

И стали неуклюжи.

(Руки в стороны, вверх).

Не вылезти из лужи

(Наклонились, шагают)

Никак, никак, никак.

(Руки на пояс, повороты в стороны).

А наши-то ребятки

Все делают зарядку.

(Руки в стороны, сгибают и разгибают в локтях).

И делают как нужно,

Шагают в ногу дружно.

(Руки перед собой)

Вот так, вот так, вот так.

(Шаги на месте).

4. Решение задачи.

- Пока поросята отдыхали, волк всё же сумел пробраться на крышу и решил пролезть в трубу.

Поросятам нужно срочно решить задачу. Если решат правильно, то заслонка откроется, появится правильное число и волк упадёт в котёл с горячей водой.

Возьмите карточки и прочитайте задачу:

Для кладки трубы Наф-Наф использовал кирпичи. Кирпичи он укладывал рядами. Если в 1 ряду трубы 3 кирпича, сколько кирпичей в 6 рядах?

- Что в задаче известно?

- Что нужно найти?

- Как будем решать задачу

- Запишем условие задачи и решим её.

- Волк забрался на третий дом.

И полез в трубу на нём.

С кипятком в котёл упал,

В лес со страха убежал.

5. Самостоятельная работа по карточкам.

- Рассмеялись поросята.

Стали вместе жить три брата.

Больше волк не приходил,

Стороной их обходил.

- С тех пор поросята больше не ленились, полюбили математику и стали придумывать интересные задания. Одно из них которых они предлагают вам.

Возьмите карточки. На них изображены пчёлки и цветы. Около цветка находится пример, а около пчёлки ответ. Вам нужно угадать к какому цветку полетит каждая пчёлка. Соедините правильный ответ с примером.

Выполняйте задание. Кто выполнит, поднимите руку.

VI. Итоги урока. Выставление и обоснование оценок.

- Что понравилось на уроке?

- Что мы повторили и закрепили?

- На прощанье поросята подарили вам полянку с цветами. Каждый из вас получит цветок с этой полянки. Цветок с пятью лепестками получает…, цветок с четырьмя лепестками получает…, цветок с тремя лепестками получает…

VII. Домашнее задание.

Стр. 72, №49 (1,2 ст.)

VIII.Завершение урока.

- Закрываем снова глазки,

Улетаем мы из сказки…

1, 2, 3, 4, 5.

В класс вернёмся мы опять.

Урок окончен.




- Три поросёнка.

- Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.

- Наф-Наф.

Два ученика работают у магнитной доски.

- В форме круга.

Учащиеся «заселяют» окошки числами.

- Первый множитель, второй множитель, произведение.

- В форме квадрата.

-У квадрата 4 равные стороны и 4 прямых угла.

Учащиеся «заселяют» окошки числами.

форме прямоугольника

- У прямоугольника 4 прямых угла, 4 стороны, противоположные стороны равны.

Учащиеся «заселяют» окошки числами.

Учащиеся записывают число, классная работа.

Учащиеся решают примеры с подробным объяснением.

3х2+6=12

3х3+4=13

3х1+5=8

Учащиеся решают примеры с подробным объяснением.

3х4-2=10

3х5-3=12

3х6-1=17

3х5=12(15)

3х3=8(9)

3х1=4(3)

3х6=20(18)

Один из учащихся проводит зарядку.

- В 1 ряду 3 кирпича.

-Сколько кирпичей в 6 рядах?

1 р. – 3к.

6 р. - ? к.

Решение:

3х6=18 (к.)

Ответ: в 6 рядах 18 кирпичей.

Учащиеся самостоятельно работают по карточкам.

Учащиеся высказывают свои мнения.

-Таблицу умножения числа 3, геометрические фигуры, решение задачи.


На доске – число, классная работа, тема урока.

На доску учитель прикрепляет картинки трёх поросят.

Магнитная доска, карточки с числами от 1 до 20 в форме осенних листочков.

На доску прикрепляется соломенный домик Ниф-Нифа.

На доску прикрепляется домик Нуф-Нуфа.

На доску прикрепляется домик Наф- Нафа.

Словарная работа «противоположные»

Дифференцированный подход. Слабые учащиеся работают по карточкам «Таблица умножения».

Включается музыка на релаксацию.

На доску прикрепляется картинка с изображением волка.

Убирается домик Ниф-Нифа.

Прикрепляется «дорожка примеров на умножение и сложение».

Работа у доски и в тетрадях.

Убирается домик Нуф-Нуфа.

Прикрепляется «дорожка примеров на умножение и вычитание».

Работа у доски и в тетрадях.

На доску прикрепляется «лестница неправильных примеров»

Убирается фигура волка.

Учитель помогает и уточняет ответы.

На доске прикреплены цветы из картона с разным количеством лепестков.