Главная страница

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном» Ход урока. I. Организационный момент



Скачать 59.09 Kb.
НазваниеКонспект урока письма и развития речи в 9 классе Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном» Ход урока. I. Организационный момент
Дата15.03.2016
Размер59.09 Kb.
ТипКонспект

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе

Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»

Ход урока.
I. Организационный момент.

1) - Здравствуйте, ребята!

- Сегодня у нас немного необычный урок.

- Кто скажет, чем он необычен?(много гостей)

- Верно.

- Но за годы обучения в школе вы их всех хорошо знаете, поэтому не стоит волноваться.

- Необычность урока ещё в том, что форма его проведения будет в виде занимательной игры. А называется эта игра «В стране выученных уроков».

Слайд.

- Что это за страна?

- Ну, конечно, это школьная страна, в которой мы бываем каждый день, куда приходим рано утром, а уходим нередко уже к вечеру.

- Но сегодняшний урок – мечта многих школьников: за 40 минут мы побываем на нескольких уроках.

- Помогать же нам будет часть речи, которую вы сами сейчас назовёте.

- Для этого мы поиграем в «Третий лишний»:

- один, одиночка, одиночество;

- пятёрка, пятерня, пять;

- четырёхугольник, четыре, четвёрка.

Слайд.

- Какие слова лишние?

- Почему?

- Верно.

Слайд.

- А остальные слова, какой частью речи являются?

2) – На каких уроках вам помогают имена числительные?

- А я хочу вам показать, что не только на этих уроках вы встречаетесь с числительными, но и на других.

- Итак, отправляемся на уроки. Числительные идут с нами. А возвещать начало и конец каждого урока будет наш личный на сегодня колокольчик – звонок.

II. Урок письма.

1)Проверка домашнего задания.

Блиц – опрос:

- Какая часть речи называется числительным?

- Какие бывают числительные?

- Что обозначают количественные числительные, и на какой вопрос отвечают?

- Что обозначают порядковые числительные, и на какой вопрос отвечают?

- Прочитайте данные числительные как количественные, затем – как порядковые: 3, 10, 18, 30, 45, 671, 29.

Слайд.

- Сколько мягких знаков может быть в одном числительном?

- В какой части слова они находятся?

- К какой части речи относятся имена числительные?

- Молодцы!

2) Число, классная работа, тема урока.

3) Работа у доски.

- Продолжаем урок письма.

- Определите, в каком месте нужно поставить Ь в следующих числительных пят?надцат?, пят?десят, сем?десят, сем?надцат?, шест?, шест?надцат?

(один ученик у доски, остальные – в тетрадях)

Слайд.

4) Работа в тетрадях.

- Следующее задание.

- Найдите речевые ошибки в предложениях. Исправьте их.

Первая «Азбука» вышла в нашей стране четыреста годов назад. В этой книге всего тридцать четыре страниц.

Слайд.

Перемена.

  • Отгадайте ребусы:

7я, 40а, 100л, о5, с3ж.

Слайд.

III. Урок чтения.

  1. – Назовите литературные произведения, в названиях которых есть числительные.

( «Три мушкетёра», «Двенадцать месяцев», «Два Мороза», «За 80 дней вокруг света», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и др.)

2) – Люди часто используют в своей речи имена числительные. Не случайно эта часть речи употребляется в пословицах и поговорках.

- Вспомните пословицы с именами числительными, смысл которых заключается в следующем:

* Если будешь делать несколько дел сразу, ни одного дела хорошо не сделаешь.

(За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь)

* Прежде, чем что – либо сделать, всё тщательно проверь несколько раз.

( Семь раз отмерь – один раз отрежь)

* В жизни гораздо важнее хорошие друзья, чем большие деньги.

( Не имей сто рублей, а имей сто друзей)

Слайд.

Перемена.

-Прочитайте весёлое стихотворение.

Тысяча покупок.

Возвращался грач с базара,

С возом вкусного товара:

Триста сушек, двести плюшек,

Девяносто семь ватрушек

И четыреста коржей для прожорливых детей.

А для жёнушки – три подсолнушка.

Слайд.

- Правильно ли оно названо?

IV. Урок математики.

- Плавно переходим к уроку математики.

- На слайде представлена всеми нами любимая таблица умножения.

- Подсчитайте результат и запишите ответы словами:

6х5=

9х7=

8х10=

12:3=

72:8=

Слайд.

- Проверим ваши решения, а также написание имён числительных.

Перемена.

  • Отгадайте загадки.

  • У двух матерей по пяти сыновей, а имя всем одно. (руки, пальцы)

  • Сто одёжек и все без застёжек. (капуста)

  • Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (колёса)

  • Тридцать два молотят, один поворачивает. (зубы, язык)

V. Урок истории.

- Следующий урок – история.

- В древних летописях, сказаниях, легендах часто встречаются имена числительные. Постарайтесь услышать их и выписать вместе с теми существительными, к которым они относятся.

* «Когда прошло четыре лета, пришёл Олег от Царьграда в Киев».

* «И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцать гривен на человека. А было в каждом корабле по сорок мужей».

( четыре лета, две тысячи кораблей, двенадцать гривен, сорок мужей)

- Проверим, что вы выписали.

Слайд.

- Все ли слова понятны?


Словарная работа:

  • Лето – 1) время года; 2) год (устар.)

  • Муж - 1) женатый мужчина; 2) деятель на каком – либо общественном поприще (устар.)

  • Гривна – 1) монета достоинством в 10 копеек; 2) медная монета достоинством в 3 копейки (устар.)

Слайд.

Перемена.

Соедините близкие по смыслу выражения:

в один голос большое сходство предметов

в два счёта дружно, единодушно

как две капли воды очень быстро

заблудиться в трёх соснах не выходить из дома

сидеть в четырёх стенах запутаться в чём – либо

Слайд.

VI. Урок физкультуры.

- А теперь всеми любимый урок физкультуры.

- На этом уроке вы можете расслабиться, подвигаться, сделать зарядку. Но, кроме этого, я попрошу вас ещё раз вспомнить правило правописания числительных о мягком знаке.

- С чего обычно начинается урок физкультуры?

- Постройтесь около своих парт.

- Я буду называть числительные:

если мягкий знак стоит в середине слова – поверните голову налево,

если мягкий знак стоит в конце слова – поверните голову направо,

если знака в слове нет – шаг вперёд:

700, 11, 40, 16, 80, 200, 900, 19, 90.

VII. Урок музыки.

- Переходим к не менее любимому уроку музыки.

- Прослушайте отрывок из песни.

- Услышанные числительные запишите в тетрадь.

VIII. Урок биологии.

- Ну и, наконец, последний урок – биология.

- На уроках биологии вы изучаете растения.

- Перед вами на столах лежат ромашки. Эти цветы помогут вам в очередной раз проверить и закрепить знания об имени числительном.

- Задание следующее: составит словосочетания существительного рубль с числительными, указанными на лепестках. Записать их в тетрадь.

Взаимопроверка.
IX. Итог урока.

- Как любая игра имеет своё завершение, так и наш урок – игра подошёл к концу.

- И как на любом уроке в конце подводятся итоги, задаётся домашнее задание и выставляются оценки.

- Скажите, на скольких уроках мы с вами поработали за 40 минут?

- Какая часть речи сопровождала нас на каждом уроке и даже на переменах?

- Домашнее задание так же будет связано и с занимательным моментом, и с именем числительным. (стр. 184 упр. 256)

- Оценивание учащихся.

- Спасибо за работу!

Слайд.