Конспект урока письма и развития речи в 9 классе
Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»
Ход урока. I. Организационный момент.
1) - Здравствуйте, ребята!
- Сегодня у нас немного необычный урок.
- Кто скажет, чем он необычен?(много гостей)
- Верно.
- Но за годы обучения в школе вы их всех хорошо знаете, поэтому не стоит волноваться.
- Необычность урока ещё в том, что форма его проведения будет в виде занимательной игры. А называется эта игра «В стране выученных уроков».
Слайд.
- Что это за страна?
- Ну, конечно, это школьная страна, в которой мы бываем каждый день, куда приходим рано утром, а уходим нередко уже к вечеру.
- Но сегодняшний урок – мечта многих школьников: за 40 минут мы побываем на нескольких уроках.
- Помогать же нам будет часть речи, которую вы сами сейчас назовёте.
- Для этого мы поиграем в «Третий лишний»:
- один, одиночка, одиночество;
- пятёрка, пятерня, пять;
- четырёхугольник, четыре, четвёрка.
Слайд.
- Какие слова лишние?
- Почему?
- Верно.
Слайд.
- А остальные слова, какой частью речи являются?
2) – На каких уроках вам помогают имена числительные?
- А я хочу вам показать, что не только на этих уроках вы встречаетесь с числительными, но и на других.
- Итак, отправляемся на уроки. Числительные идут с нами. А возвещать начало и конец каждого урока будет наш личный на сегодня колокольчик – звонок.
II. Урок письма.
1)Проверка домашнего задания.
Блиц – опрос:
- Какая часть речи называется числительным?
- Какие бывают числительные?
- Что обозначают количественные числительные, и на какой вопрос отвечают?
- Что обозначают порядковые числительные, и на какой вопрос отвечают?
- Прочитайте данные числительные как количественные, затем – как порядковые: 3, 10, 18, 30, 45, 671, 29.
Слайд.
- Сколько мягких знаков может быть в одном числительном?
- В какой части слова они находятся?
- К какой части речи относятся имена числительные?
- Молодцы!
2) Число, классная работа, тема урока.
3) Работа у доски.
- Продолжаем урок письма.
- Определите, в каком месте нужно поставить Ь в следующих числительных пят?надцат?, пят?десят, сем?десят, сем?надцат?, шест?, шест?надцат?
(один ученик у доски, остальные – в тетрадях)
Слайд.
4) Работа в тетрадях.
- Следующее задание.
- Найдите речевые ошибки в предложениях. Исправьте их.
Первая «Азбука» вышла в нашей стране четыреста годов назад. В этой книге всего тридцать четыре страниц.
Слайд.
Перемена. 7я, 40а, 100л, о5, с3ж.
Слайд.
III. Урок чтения.
– Назовите литературные произведения, в названиях которых есть числительные.
( «Три мушкетёра», «Двенадцать месяцев», «Два Мороза», «За 80 дней вокруг света», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и др.)
2) – Люди часто используют в своей речи имена числительные. Не случайно эта часть речи употребляется в пословицах и поговорках.
- Вспомните пословицы с именами числительными, смысл которых заключается в следующем:
* Если будешь делать несколько дел сразу, ни одного дела хорошо не сделаешь.
(За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь)
* Прежде, чем что – либо сделать, всё тщательно проверь несколько раз.
( Семь раз отмерь – один раз отрежь)
* В жизни гораздо важнее хорошие друзья, чем большие деньги.
( Не имей сто рублей, а имей сто друзей)
Слайд.
Перемена.
-Прочитайте весёлое стихотворение.
Тысяча покупок.
Возвращался грач с базара,
С возом вкусного товара:
Триста сушек, двести плюшек,
Девяносто семь ватрушек
И четыреста коржей для прожорливых детей.
А для жёнушки – три подсолнушка.
Слайд.
- Правильно ли оно названо?
IV. Урок математики.
- Плавно переходим к уроку математики.
- На слайде представлена всеми нами любимая таблица умножения.
- Подсчитайте результат и запишите ответы словами:
6х5=
9х7=
8х10=
12:3=
72:8=
Слайд.
- Проверим ваши решения, а также написание имён числительных.
Перемена.
Отгадайте загадки.
У двух матерей по пяти сыновей, а имя всем одно. (руки, пальцы)
Сто одёжек и все без застёжек. (капуста)
Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (колёса)
Тридцать два молотят, один поворачивает. (зубы, язык)
V. Урок истории.
- Следующий урок – история.
- В древних летописях, сказаниях, легендах часто встречаются имена числительные. Постарайтесь услышать их и выписать вместе с теми существительными, к которым они относятся.
* «Когда прошло четыре лета, пришёл Олег от Царьграда в Киев».
* «И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцать гривен на человека. А было в каждом корабле по сорок мужей».
( четыре лета, две тысячи кораблей, двенадцать гривен, сорок мужей)
- Проверим, что вы выписали.
Слайд.
- Все ли слова понятны?
Словарная работа:
Лето – 1) время года; 2) год (устар.)
Муж - 1) женатый мужчина; 2) деятель на каком – либо общественном поприще (устар.)
Гривна – 1) монета достоинством в 10 копеек; 2) медная монета достоинством в 3 копейки (устар.)
Слайд.
Перемена.
Соедините близкие по смыслу выражения:
в один голос большое сходство предметов
в два счёта дружно, единодушно
как две капли воды очень быстро
заблудиться в трёх соснах не выходить из дома
сидеть в четырёх стенах запутаться в чём – либо
Слайд.
VI. Урок физкультуры.
- А теперь всеми любимый урок физкультуры.
- На этом уроке вы можете расслабиться, подвигаться, сделать зарядку. Но, кроме этого, я попрошу вас ещё раз вспомнить правило правописания числительных о мягком знаке.
- С чего обычно начинается урок физкультуры?
- Постройтесь около своих парт.
- Я буду называть числительные:
если мягкий знак стоит в середине слова – поверните голову налево,
если мягкий знак стоит в конце слова – поверните голову направо,
если знака в слове нет – шаг вперёд:
700, 11, 40, 16, 80, 200, 900, 19, 90.
VII. Урок музыки.
- Переходим к не менее любимому уроку музыки.
- Прослушайте отрывок из песни.
- Услышанные числительные запишите в тетрадь.
VIII. Урок биологии.
- Ну и, наконец, последний урок – биология.
- На уроках биологии вы изучаете растения.
- Перед вами на столах лежат ромашки. Эти цветы помогут вам в очередной раз проверить и закрепить знания об имени числительном.
- Задание следующее: составит словосочетания существительного рубль с числительными, указанными на лепестках. Записать их в тетрадь.
Взаимопроверка. IX. Итог урока.
- Как любая игра имеет своё завершение, так и наш урок – игра подошёл к концу.
- И как на любом уроке в конце подводятся итоги, задаётся домашнее задание и выставляются оценки.
- Скажите, на скольких уроках мы с вами поработали за 40 минут?
- Какая часть речи сопровождала нас на каждом уроке и даже на переменах?
- Домашнее задание так же будет связано и с занимательным моментом, и с именем числительным. (стр. 184 упр. 256)
- Оценивание учащихся.
- Спасибо за работу!
Слайд. |