Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
г.Волгореченск Костромской области
Линейная функция и ее график (конспект урока алгебры в 7 классе) Автор:
Кузнецова Светлана Александровна
учитель математики
Цель урока: ввести понятие линейной функции, учиться находить значения линейной функции при заданных значениях аргумента. Структура урока: I. Организационный момент.
II.Основная часть.
Устный опрос.
Объяснение новой темы
Решение упражнений.
III. Заключительная часть.
Задание на дом.
Итог урока.
Ход урока.
1. Устные вопросы:
Что называется линейным уравнением с двумя переменными? (равенство вида где x,y –переменные, а a,b,c -числа)
Что может быть графиком линейного уравнения с двумя переменными? (если а=0, в=0, с=0, то графиком является вся координатная плоскость; если а=0, в=0, с≠0, то решений у линейного уравнения нет, если а≠0 или в≠0, то графиком линейного уравнения является прямая)
Задание1. Определите, что является графиком линейного уравнения с двумя переменными:
а) г) 
б) д) 
в) е)
Задание 2. Выразите переменную y через x:
а)
б)
в) При построении прямой линейного уравнения с двумя переменными нам достаточно было взять две точки. При этом приходилось дважды составлять и решать уравнение с одной переменной. И бывает это крайне неудобно.
Хотелось бы иметь какую-то формулу для нахождения переменной y, чтобы при выбранных значениях x, y находилось быстро и легко.
Давайте рассмотрим линейное уравнение с двумя переменными 
Если а=0 и в=0 , то графиком уравнения является либо координатная плоскость, либо решений совсем нет
Если а ≠ 0 или в ≠ 0 , то графиком является прямая, причем если а ≠ 0, а в=0, то графиком является прямая параллельная оси OY.
Рассмотрим случай, когда в ≠ 0.
(*) Выразим y через x.
 Обозначим , а , тогда

Значит линейное уравнение (*) при в ≠ 0 можно преобразовать к виду
(1) , где k и m –числа.
Это частный случай линейного уравнения с двумя переменными. Но данная запись позволяет быстрее находить значение y при указанных значениях x.
Данное правило, которое мы с вами вывели, будем называть линейной функцией.
Итак, , где k и m –числа, x,y –переменные называется линейной функцией.
Например: - линейная функция, k=3, m= -2
- линейная функция, k=1, m=
- не является линейной функцией
- линейная функция, k=0, m=3
В уравнении (*) переменные x и y равноправные. А в уравнении (1) –нет: мы задаем значение x и находим ему соответствующее значение y.
Поэтому, x – независимая переменная (аргумент)
y – зависимая переменная (функция).
Задание. Найдите значение функции при x=1; 0; -2.
Если x = 1, то y = 1.
Если x = 0, то y = -2.
Если x = -2, то y = -8. Графиком линейной функции является прямая.
Пример. Построить график функции 
Решение: - линейная функция, графиком является прямая.
-
Задание.
1. Выпишите уравнения, которые задают линейную функцию, определите коэффициенты.
а) ; в) ; д) .
б) ; г) ;
2. Постройте график линейной функции
I вариант. 
II вариант. 
Дополнительно  2.Письменно в классе упражнения: №8.15а,б, 8.16а,б (из учебника) 3. Домашнее задание: (с.42-44) № 8.14, 8.17а,б, 8.27б.
Использованная литература
А.Г. Мордкович Алгебра-7. Часть 1. Учебник – М.: Мнемозина, 2010
А.Г. Мордкович Алгебра-7. Часть 2. Задачник – М.: Мнемозина, 2010
Л.А. Александрова. Алгебра - 7. Контрольные работы / Под ред. А.Г.Мордковича. М.: Мнемозина, 2007.
Л.А. Александрова. Алгебра - 7. Самостоятельные работы / Под ред. А.Г.Мордковича. М.: Мнемозина, 2007
А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская Алгебра: тесты для 7-9 классов общеобразовательных учреждений -М.: Мнемозина, 2009
Образовательный стандарт основного общего образования по математике.
|