|
Комплексная итоговая работа для учащихся 4 класса Цель Комплексная итоговая работа для учащихся 4 класса
Цель проверочной работы – выяснить уровень овладения учащимися основными знаниями и умениями по русскому языку, математике, окружающему миру и чтению: работа с информацией к концу 4 класса, а также сформированность некоторых общеучебных умений – правильное восприятие учебной задачи, контроль и корректировка собственных действий по ходу выполнения задания.
Содержание работы соответствует обязательному минимуму содержания начального общего образования и требованиям программ к знаниям, умениям и навыкам учащихся 4-го класса четырёхлетней начальной школы.
Структура проверочной работы.
Проверочная работа содержит 21 задание, различающихся по содержанию, сложности и типу.
По своей сложности 21 задание работы могут быть разделены на две группы.
Первая группа – базовые задания, которые составляют 62% от всех заданий работы (14 заданий). Они проверяют, как усвоены учащимися требования программы. С помощью этих заданий проверяется умение учащихся применять знания в знакомых ситуациях. Такие задания отрабатываются на уроках, а соответствующие знания и умения должны быть хорошо усвоены большинством учащихся.
Вторая группа - задания повышенной сложности. Они составляют 38 % от всех заданий (8 заданий). Эти задания не превышают требований программы, но имеют большую сложность по сравнению с базовыми, например, они даются в непривычной для четвероклассника формулировке, или их выполнение требует последовательного поэтапного самоконтроля ученика. Сложность заданий связана с тем, что наряду с усвоением знаний проверяется также сформированность общеучебных умений и познавательной деятельности учащихся.
В проверочной работе используются три типа заданий:
- задания с выбором ответа (12 заданий из 21), к каждому из которых предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный;
- задания с кратким ответом (5 заданий из 21), требующие записи краткого ответа в несколько слов после предварительного выбора ответа;
- задания с развернутым ответом (3 задания из 21), в которых необходимо составить план или объяснить свой ответ.
Время и способ выполнения заданий. На выполнение проверочной работы отводится один урок. Каждый ученик получает текст проверочной работы, в котором отмечает или записывает свои ответы на задания.
Прочти текст.
Сухостойное дерево.
Когда дождик прошел и все вокруг засверкало, мы по тропе, пробитой ногами прохожих, вышли из леса. При самом выходе стояло огромное и когда-то могучее дерево, перевидевшее не одно поколение людей. Теперь оно стояло совершенно умершее, было, как говорят лесники, «сухостойное».
Оглядев это дерево, я сказал детям:
- Быть может, прохожий человек, желая здесь отдохнуть, воткнул топор в это дерево и на топор повесил свой тяжелый мешок. Дерево после того заболело и стало залечивать ранку смолой. А может быть, спасаясь от охотника, в густой кроне этого дерева затаилась белка, и охотник, чтобы выгнать ее из убежища, принялся тяжелым поленом стучать по стволу. Бывает довольно одного только удара, чтобы дерево заболело.
И много, много с деревом, как и с человеком и со всяким живым существом, может случиться такого, от чего возьмется болезнь. Или, может быть, молния стукнула?
С чего-то началось, и дерево стало заливать свою рану смолой. Когда же дерево стало хворать, об этом, конечно, узнал червяк. Закорыш забрался под кору и стал там точить. По-своему как-то о червяке узнал дятел и в поисках закорыша стал долбить там и тут дерево. Скоро ли найдешь? А то, может быть, и так, что, пока дятел долбит и раздолбит так, что можно ему и схватить, закорыш в это время продвинется, и лесному плотнику надо снова долбить. И не один же закорыш, и не один тоже дятел. Так долбят дерево дятлы, а дерево, ослабевая, все заливает смолой.
Теперь поглядите вокруг дерева на следы костров и понимайте: по этой тропе люди ходят, тут останавливаются на отдых и, несмотря на запрет в лесу костры разводить, собирают дрова и поджигают. А чтобы скорей разжигалось, стесывают с дерева смолистую корку. Так мало-помалу от стесывания образовалось вокруг дерева белое кольцо, движение соков вверх прекратилось, и дерево засохло. Теперь скажите, кто же виноват в гибели прекрасного дерева, простоявшего не меньше двух столетий на месте: болезнь, молния, закорыш, дятлы?
( М.Пришвин «Лесной хозяин»)
Ответь на вопросы и выполни задания.
Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.
К какому из перечисленных ниже текстов ты бы отнес прочитанный текст? Обведи правильную, по твоему мнению, букву ответа.
Рассказ 3)Легенда
2) Научно-популярный текст 4) Повесть
Определи количество абзацев в тексте.
4 3) 6
5 4) 7
Сколько лет, возможно, было дереву, если сказано, что оно простояло не меньше двух столетий?
Ответ: не менее___________________________________________________
*Сколько поколений людей увидело это дерево, если известно, что в среднем человек живет 65 лет, а первый ребенок, в среднем, у него появляется в 23 года?
Ответ: ___________________________________________________________
Каким словом можно заменить выделенное слово в предложении: «Когда дождик прошел и все вокруг засверкало, мы по тропе, пробитой ногами прохожих, вышли из леса». Обведи нужную цифру:
утоптанной
нахоженной
примятой
заезженной
Автор называет червяка разными словами, слово червяк уже записано. Найди в тексте еще слово и запиши его.
Червяк, ____________________________________________________________
*Расскажи о правилах розжига костра в лесу.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Человек вырастил дерево. Дерево это часть природы или изделие?
Ответ:_____________________________________________________________
Определи растения леса.
береза 3) дуб
ель 4) камыш
Какие типы лесов встречаются в зоне лесов?
лиственные 3) тропические
хвойные 4) смешанные
Обведи ответ: 1) АБВ 2) БВГ 3) АВГ 4) АБГ
*С помощью какой системы органов человек получает большинство сведений об окружающем мире?
с помощью системы органов пищеварения
с помощью скелета человека
с помощью системы органов чувств
с помощью системы органов кровообращения
На какой стороне горизонта ветви у деревьев длиннее и гуще?
на южной 3) на восточной
на северной 4) на западной
Какое занятие характерно для жителей лесной зоны?
земледелие 3) сбор ягод и грибов
лесозаготовки 4) сбор моха
*Составь и запиши план текста.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
*Подберите синонимы к слову «хворать». _____________________________________________________________________
Укажи объект живой природы.
человек 3) солнце
дождь 4) лес
Какую часть Земного шара занимает суша?
¼ 3) 1/3
½ 4) 2/4
*Укажи части тела человека (найди и укажи правильный, полный, научный ответ).
голова, туловище, руки, ноги
туловище, ноги, конечности
голова, туловище, верхние и нижние конечности
голова, туловище, руки
Что на Земле очищает воздух?
растения 3) метеостанции
горы 4) желания людей
*Прочитай еще раз последний вопрос текста и попробуй на него ответить. __________________________________________________________________________________________________________________________________________
План комплексной итоговой работы
«Сухостойное дерево» М. Пришвина
№ задания
| Объект оценки, умения
| Тип задания
| Максимальный балл
| 1
| Предметные умения:
.
Общеучебные умения:
Осознанное чтение текста с целью удовлетворения интереса.
Выделять существенную информацию из литературного текста.
| ВО
| 1 балл
| 1 б)
| Предметные умения:
Формулировать, основываясь на тексте простые выводы.
Понимать текст, опираясь на его жанр.
Общеучебные умения:
Формулировать собственное мнение и позицию.
Строить рассуждение в форме простых суждений об объекте.
Строить речевое высказывание в письменной форме.
| РО
| 2 балла
| 2
| Предметные умения:
Отвечать на вопросы по содержанию произведения;
определять жанр литературного произведения
Общеучебные умения:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Выделять существенную информацию из литературного текста.
| ВО
| 1 балл
| 3
| Предметные умения:
Работать со словом, целенаправленно пополнять свой словарный запас.
Общеучебные умения:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
| КО
| 1 балл
| 4
| Предметные умения:
Устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять их, соотнося с содержанием текста.
Общеучебные умения:
Устанавливать причинно-следственные связи.
Понимать информацию, представленную в неявном виде.
| РО
| 2 балла
| 5
| Предметные умения:
Интегрировать, содержащиеся в разных частях текста детали сообщения.
Общеучебные умения:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Выделять существенную информацию из литературного текста.
| КО
| 2 балл
| 6
| Предметные умения:
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы.
Общеучебные умения:
Осуществлять классификацию по заданным критериям.
Работать с информацией, представленной в разных форматах: текст, рисунок.
| РО
| 1 балл
| 7
| Предметные умения:
Различать изученные объекты живой природы.
Общеучебные умения:
Работать с информацией, представленной в разных форматах: рисунок.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.
Группировать объекты, выделяя их существенные признаки.
| РО
| 2 балла
| 8
| Предметные умения:
Узнавать изученные объекты неживой природы.
Общеучебные умения:
Понимать информацию, представленную в неявном виде.
Строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте.
Строить речевое высказывание в письменной форме.
| РО
| 2 балла
| 9 а)
| Предметные умения:
Узнавать изученные объекты живой природы.
Общеучебные умения:
Работать с информацией, представленной в форме рисунка.
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объекта, выделения его существенных признаков и их синтеза.
| ВО
| 1 балл
| 9 б)
| Предметные умения:
Сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков.
Общеучебные умения:
Осуществлять сравнение объектов по заданным критериям.
Обобщать объекты на основе выделения сущностной связи.
| ВО
| 1 балл
| 10
| Предметные умения:
Делить текст на части и составлять простой план.
Общеучебные умения:
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Осуществлять синтез как составление целого из частей.
| РО
| 2 балла
| 11
| Предметные умения:
Работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас.
Общеучебные умения:
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
| ВО
| 1 балл
| 12
| Предметные умения:
Применять правила правописания (в объеме содержания курса).
Общеучебные умения:
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Проводить классификацию по заданным критериям.
Владеть общим приемом решения задач.
| КО
| 2 балла
| 13
| Предметные умения:
Различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении.
Общеучебные умения:
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
| ВО
| 1 балла
| 14 а)
| Предметные умения:
Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку и суффикс.
Определять часть речи по ее грамматическим признакам.
Общеучебные умения:
Осуществлять анализ объекта с выделением его существенных признаков.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
| РО
| 1 балл
| 14 б)
| Предметные умения:
Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку и суффикс.
Определять часть речи по ее грамматическим признакам.
Общеучебные умения:
Осуществлять сравнение объектов по заданным критериям.
Владеть общим приемом решения задач.
| РО
| 1 балл
| 14 в)
| Общеучебные умения:
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
|
|
| 15
| Общеучебные умения:
Устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения.
Общеучебные умения:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Выделять существенную информацию из литературного текста.
Устанавливать причинно-следственные связи.
| ВО
| 1 балл
| 16 а)
| Общеучебные умения:
Устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения. Общеучебные умения:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Выделять существенную информацию из литературного текста
Устанавливать причинно-следственные связи.
| ВО
| 1 балл
| 16 б)
| Общеучебные умения:
Устанавливать причинно-следственные связи.
| ВО
| 1балл
| Примечание:
ВО – выбор ответа;
РО – развёрнутый ответ;
КО – краткий ответ. |
|
|