ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА. Тема: ГЛАГОЛ
Инфинитив глагола (неопределённая форма)
     
Ч   то делать? (гласн. )ТЬ, ТИ, ЧЬ Что сделать?
 
Вид глагола
несовершенный вид совершенный вид
Время глагола
Настоящее время
| Прошедшее время
| Будущее время
| - личные окончания глагола
- что делает?
| - формообразующий суффикс –л-
- что делал(а,о,и)?
| - простая форма (при помощи )
- что сделает?
- сложная форма (при помощи слов буду(ешь,ете)
- что будет(ешь, ете) сделать?
|
Лицо глагола
-
лицо
| ед.число
| мн.число
| 1 лицо
| я
| мы
| 2 лицо
| ты
| вы (Вы)
| 3 лицо
| Он, она, оно
| они
|
Спряжение глагола
-
I спр.
| II спр.
| - ешь
- ет
- ем -ут (-ют)
-ете
| - ишь
- ит
- им -ат (-ят)
-ите
| Слова-исключения
| Брить, стелить
| Видеть, слышать и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И зависеть, и терпеть,
И держать, смотреть, вертеть.
|
Как определить спряжение глагола
Поставить глагол в 3 лицо мн.ч. (они)
Если окончание ударное, то смотри: ут(ют) – I спр.; ат(ят) – II спр. (лететь летят II спр)
Если окончание безударное, то глагол ставим в инфинитив, если оканчивается на ИТЬ – II спр., если другое – I спр. (например, читают читать I спр.)
П ереходность – непереходность глаголов
Сочетается с сущ. в В.п. без предлога Все остальные глаголы
(писать письмо, строить дом) (прийти в магазин, писать брату)
В     озвратность – невозвратность глаголов
с  я (сь) смеяться ся (сь) (читать)
Разноспрягаемые глаголы
-
Бежать, хотеть, есть, дать.
|
10) Наклонение глагола
Изъявительное
| Условное
| Повелительное
| - имеет 3 формы времени (читаю, прочитаю, читал)
| - прош. время + -Л-
(прочитал бы)
| Что делай? Что сделай?
(читай, прочитай, прочитайте)
(неси, принеси, принесите)
|
Морфологический разбор глагола3
Схема разбора:
Гл.слово (сущ., местоим.) (?) ….. – глагол.
Н.ф. – инфинитив. Пост.: вид, спряжение ,(переход.-непереход., возвратн.-невозвратн.); непост.: (наклонен.), число, время, лицо, род (в прош.вр.)
Гл.слово (сущ., местоим.) (?) ……….
Пример: Работа и мучит, и кормит, и учит3.
Работа (что делает?) учит – глагол.
Н.ф. – учить. Пост.: несов.в., II спр.; непост.: в ед.ч., наст.вр., 3 л.
Р абота (что делает?) учит.
Работа (что делает?) учит – глагол.
Н.ф. – учить. Пост.: несов.в., II спр., непереходн., невозвратн.; непост.: в изъявит.накл., ед.ч., наст.вр., 3 л.
Р абота (что делает?) учит.
|