|
30
|
| Масса. Единицы массы: центнер, тонна. Соотношение между ними.
| Урок изучения нового материала
| Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними.
Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких к более крупным и от крупных к более мелким)
| Понимать понятие «масса», называть единицы массы. Сравнивать величины по их числовым значениям
| Выделение существенной информации. Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков
|
31
|
| Таблица единиц массы. Перевод единиц массы,соотношения между ними.
| Урок развития умений и навыков
| Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними.
Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их
| Использовать таблицу единиц массы. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. Решать задачи арифметическим способом
| Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств
|
32
|
| Время. Единицы времени: год, месяц, неделя
| Урок повторения
и обобщения
| Переводить одни единицы времени в другие.
Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать
| Называть единицы времени: год, месяц, неделя
|
|
2 четверть (32 часа)
|
33
(1)
|
| Единица времени – сутки. Определение времени по часам. Сравнение и выражение величин.
| Урок развития умений и навыков
| Рассматривать единицу времени: сутки, закреплять представления о временной последовательности событий. Использовать приобретенные знания для определения времени по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных величин
| Называть единицы времени: минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Определять соотношения между ними. Определять время по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям
| Выделение существенной информации. Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков
|
34 (2)
|
| Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»
| Контроль знаний, умений и навыков
| Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы
| Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее
| Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами
|
35
(3)
|
| Контрольная работа № 3 по теме «Величины»
| Контроль знаний, умений и навыков
| Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы
| Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее
| Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы
|
36
(4)
|
| Анализ контрольной работы и работа над ошибками.
Математический диктант № 2
| Комбинированный урок
| Проверять усвоение изучаемой темы.
Переводить одни единицы длины, площади, массы в другие, используя соотношения между ними
| Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее
| Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами
|
37
(5)
|
| Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события
| Урок развития умений и навыков
| Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи
| Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события
| Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
|
Числа, которые больше 1000.
Величины (продолжение) (4 часа)
|
38
(6)
|
| Единица времени – секунда . Выражение и сравнение величин.
| Урок формирования умений и навыков
| Рассматривать единицу времени – секунду. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах
| Называть новую единицу измерения времени - секунду
| Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
|
39
(7)
|
| Единица времени – век. Выражение и сравнение величин. Соотношение между ними.
| Урок формирования умений и навыков
| Рассматривать единицу времени – век. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах
| Называть новую единицу измерения времени – век
| Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
|
40
(8)
|
| Таблица единиц времени.
Проверочная работа № 2 по теме «Величины»
| Комбинированный урок
| Переводить одни единицы времени в другие, используя соотношения между ними
| Использовать таблицу единиц времени. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах
| Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств
|
41
(9)
|
| Контрольный тест № 1 «Проверим себя и оценим свои достижения». Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»
| Комбинированный урок
| Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личную заинтересованность в расширении знаний и способов действий
| Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее
| Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами
|
Сложение и вычитание (14 часов)
|
42
(10)
|
| Устные и письменные приёмы вычислений. Алгоритмы выполнения.
| Урок повторения
и обобщения
| Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание)
| Объяснять приёмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000 000
| Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий)
|
43
(11)
|
| Приём письменного вычитания для случаев вида
7000 – 456,
57001 – 18032
| Комбинированный урок
| Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание)
| Использовать приёмы сложения и вычитания чисел, запись которых оканчивается нулями
| Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных
|
44
(12)
|
| Взаимосвязь чисел при сложении. Нахождение неизвестного слагаемого.
| Урок формирования умений и навыков
| Определять, как связаны между собой числа при сложении. Находить неизвестное слагаемое. Объяснять решение уравнений и их проверку. Выполнять вычисления и делать проверку
| Использовать правило нахождения неизвестного слагаемого. Пользоваться изученной математической терминологией, проверять правильность выполненных вычислений
| Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств
|
45
(13)
|
| Взаимосвязь чисел при вычитании. Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого
| Урок формирования умений и навыков
| Определять, как связаны между собой числа при вычитании. Находить неизвестное уменьшаемое, неизвестное вычитаемое. Объяснять решение уравнений и их проверку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи
| Использовать правило нахождения неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них)
| Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств
|
46
(14)
|
| Нахождение нескольких долей целого
| Комбинированный урок
| Находить, одну долю от целого числа, находить несколько долей от целого числа. Решать уравнения и сравнивать их решения. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи
| Находить несколько долей целого. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них)
| Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами
|
47
(15)
|
| Нахождение нескольких долей целого
| Урок формирования умений и навыков.
| Решать задачи на нахождение нескольких долей целого. Проверять, правильно выполнено деление с остатком. Сравнивать значения величин
| Находить несколько долей целого.
| Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных
|
48
(16)
|
| Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий
| Комбинированный урок
| Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Решать задачи, составив уравнения. Ставить скобки в числовом выражении для приведения к верному решению
| Решать задачи арифметическим способом. Сравнивать площади фигур
| Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.
|
49
(17)
|
| Сложение и вычитание значений величин
| Урок формирования умений и навыков
| Выполнять действия с величинами, значения которых выражены в разных единицах измерения. Записывать вычисления в строчку и столбиком
| Выполнять сложение и вычитание величин
| Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно
|
50
(18)
|
| Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме.
Проверочная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание»
| Комбинированный урок
| Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Выполнять сложение и вычитание величин
| Решать текстовые задачи арифметическим способом, пользоваться изученной математической терминологией
| Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирования своего мнения
|
51
(19)
|
| Контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание»
| Контроль знаний, умений и навыков
| Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы
| Использовать приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. Решать задачи арифметическим способом
| Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера
|
52
(20)
|
| Анализ контрольной работы и работа над ошибками.
«Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера
| Урок обобщения и систематизации
| Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях
| Анализировать результаты выполненной работы, оценивать их и делать выводы
| Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирования своего мнения
|
53
(21)
|
| Тест № 2 «Проверим себя и оценим свои достижения».
Анализ результатов.
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»
| Контроль знаний, умений и навыков
| Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий
| Использовать приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. Решать задачи арифметическим способом
| Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера
|
Умножение и деление (10 часов)
|
54
(22)
|
| Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1 .
| Урок-исследование
| Выполнять умножение, используя свойства умножения. Применять при вычислениях свойства умножения на 0 и на 1. Находить значение буквенных выражений
| Использовать свойства умножения на 0 и на 1 при выполнении вычислений
| Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств
|
55
(23)
|
| Письменное умножение многозначного числа на однозначное. Именованые числа.
| Урок развития умений и навыков
| Выполнять умножение любого многозначного числа на однозначное так же, как и умножение трёхзначного числа на однозначное. Умножать именованные числа на однозначные
| Выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
|
56
(24)
|
| Умножение на 0 и 1.
| Урок развития умений и навыков
| Применять при вычислениях свойства умножения на 0 и на 1. Записывать выражения и вычислять их значения. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи
| Называть результат умножения любого числа на 0, на 1. Применять полученные знания для решения задач
| Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию
|
57
(25)
|
| Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.
Математический диктант №3
| Урок формирования умений и навыков
| Объяснять, как выполнено умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Находить остаток при выполнении деления на однозначное число и проверять вычисления
| Объяснять приёмы умножения на однозначное число многозначных чисел, оканчивающихся нулями
| Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий)
|
58
(26)
|
| Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя
| Урок формирования умений и навыков
| Определять, как связаны между собой числа при умножении и делении. Находить неизвестный множитель, неизвестное делимое, неизвестный делитель. Объяснять решение уравнений и их проверку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи
| Использовать правило нахождения неизвестного множителя, неизвестного делимого и неизвестного делителя. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них)
| Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий)
|
59
(27)
|
| Деление многозначного числа на однозначное. Промежуточная диагностика
| Комбинированный урок
| Использовать правила деления суммы на число при решении примеров и задач. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими
| Применять правила деления суммы на число и использовать его при решении примеров и задач. Применять полученные знания для решения задач. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее
| Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами
|
60
(28)
|
| Письменное деление многозначного числа на однозначное
| Урок развития умений и навыков
| Объяснять, как выполнено деление многозначного числа на однозначное
| Выполнять деление многозначного числа на однозначное с объяснением
| Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию
|
61
(29)
|
| Контрольная работа № 5 по теме: «Умножение и деление»
| Контроль знаний, умений и навыков
| Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы
| Применять правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них). Применять полученные знания для решения задач
| Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы
|
62
(30)
|
| Анализ контрольной работы и работа над ошибками.
Письменное деление многозначного числа на однозначное
| Комбинированный урок
| Объяснять, как выполнено деление многозначного числа на однозначное
| Выполнять деление многозначного числа на однозначное с объяснением
| Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию
|
63
(31)
|
| Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме.
| Урок формирования умений и навыков
| Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом
| Применять полученные знания для решения задач
| Моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие
|
|