Главная страница

Играем всерьёз (игры на уроках русского языка)



Скачать 73.69 Kb.
НазваниеИграем всерьёз (игры на уроках русского языка)
Дата16.02.2016
Размер73.69 Kb.
ТипДокументы

Играем всерьёз

(игры на уроках русского языка)

Иванова Валентина Ивановна,

МКОУ «Седельниковская средняя

общеобразовательная школа №1».

Омская область, Россия.

Игра—самое любимое, самое естественное и полезное занятие детей.

Игрой в широком смысле слова можно назвать всякие действия по заранее известным правилам, писаным или нет. В играх мы проводим большую часть своей жизни. Правила дорожного движения, президентские выборы, семейные сцены, праздники—всё это очень важные для нас игры, в которых каждый из нас знает правила и свою роль.

Но если даже сузить понятие и иметь в виду только детскую игру, она всё равно очень много значит в жизни человека. Ребёнок, у которого в детстве было много разнообразных, сложных и справедливых игр, вырастает более развитым, гармоничным и готовым к общению с другими людьми.

И вот в связи с этим невозможно не думать о нынешних детях с тревогой. Они знают очень мало игр.

О причинах охлаждения детей к игре судить сложно: видимо, причин много, и они глубоки. Самые бросающиеся в глаза—телевизор и электронные игры. Проще развлекаться пассивно, особенно не думая. И ребёнок попадает в сильнейшую зависимость от теле- или компьютерной реальности, привыкает убивать время. В последние годы эта проблема только усугубляется.

Очевидно, что запретами здесь ничего не сделаешь. Выход только один—ребёнку должно быть известно что—то более интересное, чем компьютерные игры и сидение у телевизора.

Итак, наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игры. Это позволит развить способности, подготовиться к жизни. И школа не может считать игру не своим делом.

Перед школой стоит проблема: научить учиться, перестать впихивать с разными ухищрениями знания, а научиться организовывать самостоятельную работу детей.

И начать это можно с игры, т. к. у неё есть прекрасное свойство—она сама организует обучение. Конечно, играть всерьёз непросто. Перед учителем возникает много вопросов

Как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? Во что играть? Какие могут быть игры?

А.А.Егорова, В.В.Луховицкий выделяют три типа игровых заданий и игр, используемых на уроках русского языка.

  • собственно языковые игры ( примеры в статье Л.В.Петрановской «Играть всерьёз»)

  • игры, в которых необходимо показать свои знания и умение ими пользоваться в нестандартной ситуации (КВН, лото, Что? Где? Когда? ролевые игры)

  • обучающие игры, помогающие детям узнать новое (Деловые игры)

В своей практике я использую все типы деловых игр. Богатый материал об играх на уроках русского языка представлен в приложении к газете «Первое сентября» «Русский язык».

Любая обучающая игра на уроке имеет несколько целей: учебную, игровую, индивидуальные цели каждого участника.

Я хочу поделиться опытом проведения обобщающих уроков в игровой форме.

Путешествие в страну Русского Языка (5класс)

Учебные цели:

  • Обобщение знаний по русскому языку в конце учебного года.

  • Обучение коллективной творческой работе.


Игровая цель:

  • тренировка навыков работы с партнёром, работа в коллективе.

Индивидуальные цели:

  • активизировать пассивные знания каждого ученика.

К уроку подготовлена карта страны (столицы) государства с улицами и площадями, по которым состоится путешествие.
Вступительное слово учителя

Ребята! Вот и подошёл к концу учебный год. Более 200уроков провели мы за год. О своём языке вы узнали много нового, стали грамотнее. И сегодня ваши знания, смекалка и находчивость помогут нам в путешествии.

Итак, отправляемся в страну Русского Языка.
1 Алфавит.
Учитель. Как вы знаете, в каждой стране есть главный город

Как он называется? (столица)

В нашей сказочной стране тоже есть столица—город Алфавит. Именно в

нём нам и предстоит побывать. А чтобы не опростоволоситься перед

хозяевами, давайте вспомним, что нам известно об алфавите, о буквах.

Ответьте на вопросы

  • Что такое алфавит?

  • Сколько букв в русском алфавите?

  • Перечислите их, правильно называя

Игра с алфавитом

(Несколько человек учащихся по очереди показывают буквы в алфавитном порядке, правильно их называя. Побеждает тот, кто на это затратит меньше времени)


Ё

Й

Ц

У

К

Е

Н

Г

Ш

Щ

З

Х

Ъ

Ф

Ы

В

А

П

Р

О

Л

Д

Ж

Э

Я

Ч

С

М

И

Т

Ь

Б

Ю



2 История письма
Наиболее древним видом собственно письма, которое возникло за 4 тысячи лет до нашего летосчисления, является изображение рисунками

Пиктография (лат. Рисование, письмо)

Раскопки древнейших мест поселения человека обнаруживают искусные очертания домашней утвари, фигур людей, животных.

Этим видом письма мы иногда пользуемся и сегодня. Так называемые символы. Примером могут служить дорожные знаки.

Пока мы слушали этот рассказ, дорога привела нас в город. Но попадёшь туда не сразу. Он надёжно охраняется. У ворот стражники—Ъ и Ь В руках у них книга Ф.Кривина «Мягкий знак»

(Учитель читает рассказ.)

Рассказ прочитали, но стража не хочет пропускать нас в город. Оказывается, чтобы попасть за ворота, нужно написать без ошибок словарный диктант. В приведённые ниже слова вставьте разделительные Ь,Ъ, объясните их правописание.

В…езд, сем…я, Тат…яна, об…яснение, вороб…и, бар…ер, сер…ёзный, необ…ятный, лист…я, колос…я. (Проверка по усмотрению учителя)
3. Буквы

Мы успешно справились с заданием, и нас пропустили в город. Здесь живут буквы. Они торопятся. Все идут на работу. А куда?

(В типографию) Только Ф сидит на скамейке. Почему она одинока. Оказывается, в ней редко нуждаются. На 1000 знаков она встречается 2 раза. В 45 раз меньше, чем О.

Но буква Ф—переводчица. Без неё не обойтись, когда вы пишите слова иностранного происхождения. (Фабрика, фамилия, фонарь, кофе, алфавит)
4. Площадь звуков

Нам пора дальше. Вот площадь Звуков. На домах странные надписи. Запишем одну из них в тетрадь (Около Миши молоко)

Что это за предложение? (читаем слева направо)

(палиндром)

Сколько слогов, букв, звуков, гласных, согласных?

Чтобы пройти всю площадь Звуков, надо выполнить фонетический разбор.

Слова для фонетического разбора (по группам)

  • Упала у доски

  • Молоко консультант проверка

  • Строка учитель

  • Цветы коллективная в парах

  • Орехи консультант


5. Переулок ударений

С площади звуков поворачиваем направо. Читаем «Переулок ударений»

Что такое ударение?

Для чего оно нужно? (правильная речь)

Есть у ударения и смыслоразличительная роль. Сейчас вы в этом убедитесь, если правильно назовёте слова.
Я—сборник карт. От ударенья Ставь на первом ударенье—

Зависят два моих значенья: Будет зданье, без сомненья,

Захочешь—превращусь в названье А поставь ты на втором—

Блестящей шелковистой ткани я. Сохранит оно твой дом.

(Атлас—атлАс ) (зАмок—замОк)

(Загадки, для разгадывания которых необходимо правильно перенести ударение с одного слога на другой в словах одинакового написания, называются ОМОГРАФЫ)

Расставим ударение в словах: алфавит, библиотека, диалог, документ, инструмент, километр, магазин, столяр, предмет, шофёр, средства (работа в парах)
Запоминанию правильного ударения способствует и отгадывание загадок.

Отгадаем некоторые из них.

Из меня посуду тонкую, Стелют на матрас меня

Нежно—белую и звонкую Называюсь ( простыня)

Обжигают с давних пор

Называюсь я ( фарфор)

Чтоб скорей в библиотеке На бахче у нас растёт,

Отыскать ты книгу смог, Как разрежешь—сок течёт;

В ней бывает картотека, Свеж и сладок он на вкус,

Специальный (каталог) Называется (арбуз)

6. Тупик ошибок

Мы идём дальше по Алфавиту. Но кажется заблудились.

Посмотрите на деревья, которые здесь растут. Они приглашают нас отведать «двоечных» плодов. Эти плоды ядовиты. Чтобы вырваться из Тупика Ошибок, нужно выполнить задание.

В каждое стихотворение вкралась ошибка. Как только исправите ошибки, путешествие продолжится, а если не справимся, получим ядовитые плоды.
Работа в группах. Кто быстрее исправит ошибки.


  • Закричал охотник: «Ой, Посмотрите-ка, ребятки,

Двери гонятся за мной!» Баки выросли на грядке

  • На виду у детворы

Крысу красят маляры. Тает снег, течёт ручей,

  • Забодал меня котёл, На ветвях полно врачей.

На него я очень зол.

  • Синеет море перед нами

Летают майки над волнами. Сели в ложку—и айда

  • Врач напомнил дяде Мите: По воде туда—сюда

«Не забудьте об одном--

Обязательно примите Мы собирали васильки,

Десять цапель перед сном» У нас на головах щенки.

  • На болоте нет дорог.

Я по кошкам скок да скок.

7. Падежный проспект

Выбравшись из Тупика Ошибок, мы сразу попали на Падежный проспект. Он назван в честь братьев-падежей. Вы не забыли, как их зовут? А знаете ли, что кое-кто с ними не в ладах?

(Читаем стихотворение. Траубин «Ленительный падеж»)
Как и везде, на Падежном проспекте мы выполним задание. Просклоняйте название частей речи.

1группа—существительное 2группа—прилагательное

3группа—глагол 4группа—наречие

5группа—местоимение 6группа—предлог
8. Набережная реки Чистописание

Мы долго гуляли и вышли на набережную. Оказывается, город Алфавит расположен на реке Чистописание. Через реку построен мост. Его охраняют пара Параграфов.

Они сообщают, что на противоположном берегу живёт принцесса Грамматика.

Мы не можем идти к ней, т. к. не достаточно подготовлены. Но Параграфы предлагают нам интересную игру.

Будьте внимательны и произносите слова хором.

Образуйте:

  • Мн. число от существительных

Дуга—дуги, рука—руки мука—нет формы мн. ч.

Житель—жители, любитель—любители, учитель—учителЯ.

День—дни, пень—пни, лень—нет формы мн. ч.

  • Ед. число от существительных

Певцы—певец, гонцы—гонец, щипцы—нет формы ед. ч.

  • От существительных мужского рода образуйте существительные женского рода

Повар—повариха, портной—портниха, купец—купчиха,

Храбрец—только мужского рода

Жница—жнец, жрица—жрец, чтица—чтец, львица—лев
Но вот и кончилось наше путешествие. Это была игра, но мы вспомнили многие правила, закрепили их, выполнили задания. Мы побывали только в столице большого государства, называемого Русский Язык, впереди нас ждут новые путешествия по этой увлекательной стране.
Учитель подводит итоги, выставляет отметки.