|
«Функция, её график и свойства» План-конспект урока.
Тема: «Функция , её график и свойства».
Учитель: Краузе Татьяна Валентиновна.
Место работы: МОУ «Грабцевская СОШ» МР «Ферзиковский район» Калужской области.
Должность: учитель математики.
Предмет: алгебра.
Класс: 9 класс.
Номер урока в теме: 1.
Тип урока: изучение нового материала.
Базовый учебник: Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под ред. С.А.Теляковского. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2010. - 271 с. ил.
Цели урока:
образовательные
ввести понятие квадратичной функции;
изучить свойства функции (частного случая квадратичной функции);
изучить вопрос об особенностях графика функции зависимости от коэффициента;
развивающие
продолжить работу по развитию у учащихся таких мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, систематизация;
создать условия для развития у школьников навыков сотрудничества и самостоятельной деятельности;
продолжить работу по развитию у учащихся навыков самооценивания и взаимооценивания;
создать условия для развития у школьников информационной компетентности;
воспитательные
продолжить работу по воспитанию у учащихся аккуратности (при построении графиков, таблиц), культуры речи;
создать условия для формирования коммуникативной компетентности.
Методы обучения
| работа с компьютерной моделью (работа с ресурсами Интернет; коллекцией ЭОР);
практический метод;
наглядно-иллюстративный.
|
Формы работы учащихся:
компьютерное тестирование
работа с компьютерной моделью
групповая
практическая работа
индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Структура и ход урока представлены в таблице № 1.
Таблица № 1. Структура и ход урока
№
| Этап урока
| Название ЭОР
(с указанием номера из таблицы 2)
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Время
| Актуализация знаний
| 1
| Мобилизующее начало урока
|
| Приветствует учащихся,
проверяет готовность их
к уроку,
создаёт условия для плодотворной работы.
| Приветствуют учителя,
демонстрируют готовность
к уроку.
| 1 мин
| 2
| Сообщение темы
и определение целей урока
|
| Сообщает тему урока,
побуждает учащихся
к совместному целеполаганию.
| в тетради, | 1мин
| 3
| Теоретическая разминка (взаимоопрос учащихся;
работа в парах)
| №1
| Формулирует вопросы, касающиеся общего определения функции; видов функций, известных учащимся,
и их свойств;
графиков указанных функций.
| Вспоминают, повторяют теоретические вопросы,
связанные с новой темой,
(при необходимости обращаются
к учебнику и ЭОР).
| 3мин
| 4
| Оценивание учащихся
по первому этапу урока
|
| Разъясняет правила заполнения оценочного листа
| Осуществляют взаимооценивание;
вносят результаты в оценочные листы.
| 1 мин
| Формирование новых знаний и способов действий
| 5
| Выполнение учащимися задания, приводящего
к введению понятия квадратичной функции
| №2
(разделы 1-3)
| Предъявляет учащимся ряд формул, задающих как известные им функции, так и новую (квадратичную)
Предлагает выполнить задание на классификацию (разбить данные формулы на группы, классы)
| Анализируют предложенную информацию,
выполняют классификацию данных объектов,
делают соответствующие выводы.
| 3 мин
| 6
| Введение понятия «Квадратичная функция »
| №2
(раздел 4)
| Уточняет, корректирует определения, данные учащимися
| Формулируют определение квадратичной функции,
сравнивают его
с определением,
приведённым в учебнике.
| 1 мин
| 7
| Введение понятия
«функция »
| №2
(раздел 4)
+
№3
(раздел теория)
| в используемом учебнике
(от частного к общему),
даёт определение функции как частного случая квадратичной функции.
| Слушают объяснение учителя,
изучают определение, предложенное в учебнике,
работают с ЭОР,
запоминают информацию.
| 3 мин
| 8
| Иллюстрация введённого определения примерами
| №4
| Даёт соответствующие комментарии.
| Смотрят, слушают, задают вопросы, делают выводы.
| 3 мин
| 9
| Изучение вопроса о графике функции
и его особенностях
в зависимости
от коэффициента
(работа в группах)
| №3, №5
(раздел практика)
+№6
| Даёт инструкции по работе
с данными модулями,
координирует работу учащихся,
оказывает помощь
(в случае необходимости).
| Выполняют практическую работу
по построению графика функции
по точкам
(работа в группах)
| 5 мин
| 10
| Обсуждение результатов работы групп учащихся
|
№2
(разделы 5-7)
| Формулирует вопросы
для обсуждения:
какая линия является графиком функции ?
какими особенностями обладает график данной функции в зависимости
от коэффициента ?
| Отвечают на поставленные вопросы;
слушают ответы товарищей;
уточняют, дополняют, комментируют.
| 3мин
| 11
| Изучение вопроса
о свойствах функции
(работа в группах)
| №3
№5
№6
(модели графиков)
| Координирует работу групп;
даёт необходимые разъяснения, указания, советы.
| Исследуют функцию
по графикам, представленным
в учебнике или ЭОР.
| 5 мин
| 12
| Обсуждение результатов работы групп учащихся
| №2
(разделы 8-9)
| Вносит необходимые коррективы;
даёт комментарии.
|
| 5 мин
| 13
| Оценивание работы учащихся
на данном этапе урока
|
| Знакомит учащихся
с критериями оценивания
| Осуществляют самооценивание;
продолжают заполнение
оценочных листов.
| 1 мин
| Формирование умений и навыков
| 14
| Выполнение учащимися задания на установление
соответствия
«формула → график»
|
| Координирует работу учащихся;
даёт необходимые указания.
| Самостоятельно работают с ЭОР
| 3 мин
| 15
| Выполнение учащимися
заданий базового уровня
| №3
(контроль) №5
(контроль)
| Координирует работу учащихся;
даёт рекомендации.
| решают уравнение .
| 5 мин
| 16
| Подведение итога урока
(рефлексия + заполнение оценочных листов)
|
| Формулирует вопросы
для рефлексии:
что нового вы узнали на уроке?
что показалось лёгким?
что было сложным?
над чем ещё нужно работать?
как вы оцениваете свою работу на уроке?
| Отвечают на поставленные вопросы;
высказывают своё мнение
о проведённом уроке; план дальнейшей работы
в рамках изучения данной темы.
| 1 мин
| 17
| Постановка домашнего задания
| №8
| Даёт необходимые инструкции;
отвечает на вопросы учащихся.
| Слушают рекомендации учителя;
задают уточняющие вопросы.
| 1 мин
| Таблица 2
( перечень ЭОР, используемых на уроке)
№
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
| Форма предъявления информации
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
| №1
| Схема исследования функции.
Давайте вспомним
| Информационный
| Презентация
| https://school-collection.edu.ru/catalog/res/889f3dcc-e967-4ef5-b122-22f36c6a46e9/?from=3fd8fb77-8ab9-4474-aee1-2c077475aff2&interface=catalog&class=51&subject=17
| №2
| Квадратичная функция,
её график и свойства
| Информационный
| Демонстрация
+
практическое выполнение заданий (входное тестирование)
| https://fcior.edu.ru/card/4810/kvadratichnaya-funkciya-ee-grafik-i-svoystva-i1.html
| № 3
| Квадратичная функция
и её график
| Теория
Практика
Контроль
| Презентация
+
практическое выполнение заданий
| https://school-collection.edu.ru/catalog/res/c11800d3-3f99-4fea-b2bb-79c0394529f0/?from=73bc8240-49f3-44c6-8991-a547d457a20f&interface=catalog&class=51&subject=17
| №4
| Пример квадратичной функции
анимированный ролик
| ЭОР информационного типа.
| Демонстрация
| https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2e7210fb-017a-4d37-b413-5895ed1baec2/a01.swf
| №5
| Свойства квадратичной функции
| Практика
Контроль
| Выполнение практических и контрольных заданий
| https://school-collection.edu.ru/catalog/res/1e5b2afe-a8bf-4ca2-b992-0b9d9cf242e9/?from=73bc8240-49f3-44c6-8991-a547d457a20f&interface=catalog&class=51&subject=17
| №6
| Интерактивный рисунок «График функции
в зависимости
от коэффициента »
| ЭОР практического типа
| Исследовательская работа.
Моделирование графиков.
| https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5b3b05d-32e8-4a44-a00a-5e9e4a90f087/a09.swf
|
|
|
|
|
| №7
| Задание на установление соответствия
«формула → график»
| ЭОР практического типа
| Интерактивное упражнение
| https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/46b09de7-4f94-4ca8-acbf-ca727e94403b/a08.swf
| №8
| Функция
и её свойства
| ЭОР контрольного типа
| Параметризованное задание
повышенной сложности
| https://fcior.edu.ru/card/338/nahozhdenie-tochek-peresecheniya-grafikov-k2.html
| |
|
|