|
Рабочая программа учебного предмета «Технология» Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, на основе Закона «Об образовании РФ», примерной государственной программы по технологии для общеобразовательных школ, авторы: Хохлова М. В. , Самородский П. С., Синица Н. В., Симоненко В. Д 1-9 классы, М. «Вентана-граф», 2011г., Положение «О рабочих программах» МКОУ Березовской СОШ.
Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.
В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Поэтому изучение образовательной области «Технология», предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Главной целью предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе.
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненно важными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе, поэтому основная задача, решение которой предполагается при изучении курса «Технология», - это приобретение жизненно важных умений.
Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении предмета технологии на разных этапах обучения.
Данная программа учитывая оснащение кабинета технологии, уделяет особое внимание ручному труду учащихся, так как навыки ручного труда всегда будут необходимы и профессионалу и просто в быту, в семейном «разделении труда». В век автоматизации и механизации создается опасность зарождения «безрукого» поколения. Задачи учебного курса
Образовательные:
приобретение графических умений и навыков, графической культуры;
знакомство с наиболее перспективными и распространенными технологиями
преобразования материалов, энергии и информации в сферах домашнего хозяйства, а также освоение этих технологий;
знакомство с принципами дизайна, художественного проектирования, а также выполнение проектов.
Воспитательные:
формирование технологической культуры и культуры труда, воспитание трудолюбия;
формирование уважительного и бережного отношения к себе и окружающим людям;
формирование бережного отношения к окружающей природе с учетом экономических и экологических знаний и социальных последствий;
формирование творческого отношения в преобразовании окружающей действительности.
Программа разработана для совместного обучения мальчиков и девочек 5 класса для средней общеобразовательной школы. За основу взят вариант III изучения предмета «Технология. Основные разделы базовой (государственной) программы 5 класса сохранены (изучаются не в полном объеме) и включены в разделы рабочей программы. Направление «Технология. Технический труд» интегрировано и для мальчиков и для девочек и изучается не в полном объеме. Самостоятельные и практические задания творческого характера и темы проектов школьники выбирают по своим интересам и склонностям.
Поскольку ведущей деятельностью пятиклассников остается игра, в процесс обучения включены элементы игровых технологий. Теоретический материал преподносится в форме бесед, поисковых и самостоятельных работ. На выполнение творческих проектов выделяется около 25% общего времени интегративно в течение учебного года.
Оценка знаний, умений и уровня творческого развития учащихся осуществляется с помощью тестирования, перечня теоретических вопросов, практических работ и заданий в течение года, также защиты проекта. Для оценки теоретических понятий используются проверочные тесты, для оценки умений – практические задания и мини-проекты.
В результате освоения обучающимися различных видов деятельности (индивидуальной, коллективной, самостоятельной, поисковой, практической, проектной) предполагается сформировать и значительно развить жизненно важные компетентности: социально-трудовая, социально-бытовая, самообслуживания, коммуникативная. Кроме того, знакомство с трудовыми профессиями позволит сформировать и компетентность в сфере профессионального самоопределения. Содержание курса технология для 5 класса
Раздел 1. Введение (1 час)
Тема 1. Введение в предмет «Технология». Вводный инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете (1 час)
Сущность предмета «Технология». Цели и задачи предмета. Разделы предмета и объекты труда. Необходимые инструменты, материалы, приспособления. Творческий проект, требования к его оформлению. Научная организация труда.
Основное понятие темы: технология, творческий проект, научная организация труда. Раздел 2.Основы аграрной технологии (4 часа)
Тема 2-3. Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни (2 часа)
Многообразие сельскохозяйственных растений.
Тема 4-5. Лук репчатый, морковь и свекла столовая. Обработка почвы под овощные растения (2 часа)
Лук репчатый, морковь и свекла столовая. Состав и свойства почвы. Типы почв. Обработка почвы под овощные растения
Практические работы.
Сельскохозяйственные растения в осенний период . Определение механического состава почвы на пришкольном участке . Подготовка участка к осенней основной обработке почвы под огурцы и томаты
Варианты объектов труда
С\х растения, Урожай моркови. Пришкольный участок.
Раздел 3.Кулинария (6 часов) Тема 6. Санитария и гигиена кухни (1 час)
Понятие о санитарии и гигиене кухни. Посуда и инвентарь для кухни. Требования к посуде и инвентарю для кухни. Расположение мебели в кухне.
Основные понятия темы: санитария и гигиена кухни. Тема 7. Физиология питания. (1 час)
История кулинарии. Физиология питания. Последовательность приготовления пищи. Методы сохранения витаминов в пище при хранении и кулинарной обработке продуктов. Суточная потребность в витаминах.
Основные понятия темы: физиология питания, методы сохранения витаминов. Тема 8. Бутерброды и горячие напитки. (1 час)
Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Виды бутербродов. Способы нарезки продуктов. Способы оформления открытых бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.
Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав. Сорта кофе. Устройства для размола зерен.
Основные понятия темы: бутерброды (открытые, закрытые, горячие, холодные, простые, сложные, закусочные); кофемолка, кофеварка, турка. Тема 9. Блюда из яиц. (1 час)
Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Определение свежести яиц. Способы длительного хранения яиц. Способы определения готовности. Оформление готовых блюд. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц.
Основные понятия темы: овоскоп, диетические яйца, столовые яйца, «в мешочек», вкрутую. Тема 10. Блюда из молока (1 час)
Основные сведения о молоке. Блюда приготовляемые из молока. Подача к столу блюд из молока. Расчет количества продуктов. Посуда необходимая для приготовления блюд из молока.
Основные понятия темы: молоко, молочные продукты. Свежесть молока. Тема 11. Сервировка стола. Культура поведения за столом (1 час)
Составление меню на завтрак. Расчет количества продуктов. Приготовление завтрака, оформление готовых блюд и подача их к столу. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.
Основные понятия темы: сервировка стола, салфетки. Раздел 4. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (28 часов)
Тема 12. Классификация текстильных волокон и их свойства (1 час)
Состав швейных материалов. Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Строение, химический состав и физико-химические свойства хлопкового и льняного волокна.
Основные понятия темы: лен, хлопок, свойства натуральных волокон.
Тема 13. Производство ткани. (1 час)
Общее понятие о пряже и процессе прядения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства. Основная и уточная нити в ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани.
Основные понятия темы: прядение, ткачество, долевая нить, уток, лицевая и изнаночная сторона. Тема 14. ОРМ и ПТБ при выполнении ручных работ. Инструменты и приспособления. (1 час)
Правила безопасного труда. Рабочее место. Инструменты для выполнения ручных работ. Приспособления для выполнения ручных работ.
Основные понятия темы: Ручные работы, рабочее место, правильная посадка, инструменты и приспособления. Тема 15. Ручные работы. Терминология, применяемая при выполнении ручных работ. (1 час)
Правила безопасной работы при ВТО. Требования к выполнению ВТО. Терминология. Инструменты и приспособления для ВТО.
Основные понятия темы: утюжильная доска, температура нагрева подошвы, декатировка. Тема 16. Технология выполнения ручных стежков и строчек (1 час)
Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Размер стежков.
Основные понятия темы: стежок, строчка, длина стежка. Тема 17. Терминология ВТО. Правила ТБ при ВТО. (1 час)
Правила безопасной работы при ВТО. Требования к выполнению ВТО. Терминология. Инструменты и приспособления для ВТО.
Основные понятия темы: утюжильная доска, температура нагрева подошвы, декатировка. Тема 18. История создания швейных машин (1 час)
История создания швейной машины. Первый проект швейной машины. Патент на изготовление швейной машины. Завод Зингер в России.
Основные понятия темы: первый проект швейной машины, Зингер. Тема 19. Виды швейных машин. Устройство и принцип действия.(1 час)
Виды машин применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина. Технические характеристики. Назначение основных узлов швейной машины. Виды приводов.
Основные понятия темы: бытовая швейная машина, привод, узлы швейной машины. Тема 20. Подготовка машины к работе. Основные операции при машинных работах. Терминология (1 час)
Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила подготовки универсальной швейной машины к работе. Включение и выключение швейной машины. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитки. Регулировка длины стежка. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине.
Основные понятия темы: машинные работы, шпулька и шпульный колпачок, холостой и рабочий ход машины.
Основные понятия темы: терминология. Тема 21-22. Виды машинных швов. (2 часа)
Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение соединительных (стачного взаутюжку, стачного вразутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, накладного с открытым срезом) и краевых (вподгибку с открытым и закрытым срезом) швов. Конструкция швов, их условные графические обозначения и технология выполнения. Зависимость ширины шва от строения и свойств материалов. Способы распускания швов.
Основные понятия темы: шов, ширина шва.
Тема 23. Классификация одежды.
Краткие сведения из истории одежды. Фартуки в национальном костюме. Виды рабочей одежды. Эксплуатационные и гигиенические требования, предъявляемые к рабочей одежде.
Основные понятия темы: одежда, рабочая одежда. Тема 24-25. Снятие мерок для построения чертежа выкройки. (2 часа)
Фигура человека и её измерение. Общие сведения о строении фигуры человека. Основные точки и линии измерения. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа фартука.
Основные понятия темы: мерки, сантиметровая лента, правила снятия мерок. Тема 26. Конструирование фартука (1 час)
Общие правила построения и оформления чертежей изделий. Типы линий. Условные обозначения на чертежах швейных изделий. Чтение чертежей. Расчетные формулы. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4.
Основные понятия темы: конструирование, линейка закройщика, масштаб. Тема 27. Моделирование фартука (1 час)
Моделирование. Основные виды моделирования. Правила моделирования фартука.
Основные понятия темы: моделирование, силуэт, пропорции, отделка. Тема 28. Построение чертежа фартука. (1 час)
Основные линии, применяемые при построении чертежа. Конструктивные линии
Основные понятия темы: конструктивные линии. Тема 29. Технология изготовления фартука на поясе. (1 час)
Особенности изготовления фартука на поясе. Детали фартука. Тема 30. Раскрой фартука. Правила раскроя и раскладки ткани. (1 час)
Подготовка ткани к раскрою (декатировка, выявление дефектов, определение направления долевой нити, лицевой и изнаночной стороны). Раскладка выкройки на ткани с учетом припусков на швы. Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка. Раскрой ткани.
Основные понятия темы: дефекты ткани, обмеловка, раскладка, припуски. Тема 31-33. Изготовление фартука на поясе (3 часа)
Практическая работа под контролем учителя. Тема 34. Проведение примерки. Правила примерки (1 час)
Примерка. Правила примерки. Параллельность.
Основные понятия темы: примерка, правила примерки. Тема 35. Обработка кармана. Соединения кармана с фартуком. Окончательная отделка фартука (1 час)
Способы переноса контрольных и контурных линий выкройки на ткань. Подготовка деталей кроя к обработке. Обработка деталей кроя. Технология обработки накладных карманов. Обработка верхнего, нижнего и боковых срезов кармана.
Основные понятия темы: контурные и контрольные линии, детали кроя, накладной карман. Тема 36. Способы раскроя и сборки в лоскутном шитье (1 час)
Расчет количества деталей и их размеров. Вычерчивание контура шаблона. Припуски на обработку. Сборка лоскутов.
Основные понятия темы: контур, припуски, лицевая и изнаночная сторона. Тема 37- 39. Раскрой квадратов. Изготовление прихватки из квадратов. Обработка готового изделия (3 часа)
Схема соединения деталей. Обработка припусков. Использование прокладочных и подкладочных материалов. Выполнение воздушной петли.
Основные понятия темы: воздушная петля, разутюживание. Раздел 5. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (18 часов)
Тема 40. Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины. (1 час)
Столярный и универсальный верстаки. Устройство и принцип действия. Инструменты для верстака
Основные понятия темы: верстак, инструмент ,столяр Тема 41. Древесина как природный конструкционный материал (1 час)
Древесина. Строение дерева. Породы древесины (хвойные и лиственные). Виды пиломатериала, получаемого из древесины.
Основные понятия темы: породы деревьев, ствол, комель, годичные кольца, пиломатериал Тема 42. Древесные материалы. Пиломатериалы. (1 час)
измерительные инструменты, область их применения. ТБ при работе с ними.
Основные понятия темы: линейка, штангенциркуль, микрометр. Тема 43. Понятие об изделии и детали. Графическая документация (1 час)
Графическое изображение. Технический рисунок. Учитывание направления волокон при обработке древесины. Как читать чертеж изделия.
Основные понятия темы: графическое изображение, масштаб, изделие, деталь Тема 44. Этапы создания изделий из древесины. Технологическая карта. (1 час)
Основные этапы при создании изделий из древесины.
Основные понятия темы: технологическая карта. Тема 45. Разметка заготовок из древесины (1 час)
Правила разметки заготовок из древесины.
Основные понятия темы: заготовка. Тема 46. Пиление столярной ножовкой (1 час)
Выпиливание заготовок. Виды пил (ножовки и лучковые). Режущая кромка. Виды пиления (продольное, поперечное, с упором, пиление в стусле).
Основные понятия темы: пиление, пила, зубья, режущая кромка, упор, стусло. Тема 47. Строгание древесины (1 час)
Строгальный инструмент. Струги (шерхебель, рубанок, фуганок
Основные понятия темы: строгание древесины, струги, режущая кромка. Тема 48. Сверление отверстий (1 час)
Сверлильный инструмент. Отверстия (сквозные и несквозные).
Основные понятия темы: отверстия, сверло, дрель, коловорот, патрон. Тема 54. Сверление и строгание древесины (1 час)
Строгальный и сверлильный инструменты. Струги (шерхебель, рубанок, фуганок). Отверстия (сквозные и несквозные).
Основные понятия темы: строгание древесины, струги, режущая кромка, отверстия, сверло, дрель, коловорот, патрон. Тема 54. Сверление и строгание древесины (1 час)
Строгальный и сверлильный инструменты. Струги (шерхебель, рубанок, фуганок). Отверстия (сквозные и несквозные).
Основные понятия темы: строгание древесины, струги, режущая кромка, отверстия, сверло, дрель, коловорот, патрон. Тема 55. Отделка изделий из древесины (1 час)
Выпиливание лобзиком. Выжигание. Зачистка. Лакирование.
Основные понятия темы: лобзик, надфиль, выжигание, шлифовальная шкурка, лакирование. Тема 56. Тонкие металлические листы, жесть и проволока (1 час)
Тонкие металлические листы. Латунь. Жесть. Виды проволоки.
Основные понятия темы: сталь ,алюминий, медь, латунь, проволока, катанка, фильеры. Тема 57. Правка металлической проволоки (1 час)
Правка и оправка металлической проволоки. Проверка качества правки проволоки.
Основные понятия темы: правка, оправка, качество правки. Тема 58. Резание проволоки (1 час)
Основные приемы резания тонкой металлической проволоки. Острогубцы и бокорезы.
Основные понятия темы: ножницы, острогубцы, комбинированные плоскогубцы, зубило. Тема 59. Зачистка изделий из проволоки. Инструменты для зачистки (1 час)
Зачистка поверхности металлических листов и проволоки. Острые кромки.
Основные понятия темы: острые кромки, наждачная шкурка, шлифовальная колодка.
Тема 60. Гибка металлической проволоки (1 час)
Инструменты для гибки проволоки (молоток, киянка, тиски). Шаблоны применяемые при гибки проволоки.
Основные понятия темы: круглогубцы, шаблон, гибочное приспособление Тема 61. Устройство сверлильного станка ( 1 час)
Сверлильный станок: устройство и принцип действия. Профессии
Основные понятия темы: сверлильный станок, технологические машины, сверловщик.
Раздел 6. Творческий проект (5 часов) Тема 62. Что такое творческий проект? (1 час)
Основные этапы проекта. Время выполнения каждого этапа
|
|
|