Главная страница

Алфавитный подход к измерению информации



Скачать 40.24 Kb.
НазваниеАлфавитный подход к измерению информации
Дата12.03.2016
Размер40.24 Kb.
ТипКонспект

Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании

Предмет: информатика, формирование новых знаний, навыков и умений.

Тема: Алфавитный подход к измерению информации.

Продолжительность: 1 урок по 45 минут.

Класс: 8

Технологии: мультимедийные

Конспект урока

Цели урока:

  1. Познавательная: познакомить учащихся с

2. Развивающая:

  • учить строить аналогии, выделять главное, ставить и решать проблемы.

3. Воспитательная:

  • воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность.

Ожидаемые результаты:

После этого урока ученики смогут:

1. Рассказать об основных единицах измерения информации;

2. Рассказать определение алфавита, мощности алфавита;

3. Объяснить что такое информационный вес символа, информационный объём текста;

4. Высказывать свое мнение по поводу решения задач на определение информационного объёма сообщения, составленного из символов некоторого алфавита.

Оборудование: проектор, компьютеры учащихся и учителя, учебник.

Программная поддержка: Microsoft Office PowerPoint 2007, Калькулятор.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Повторение и закрепление материала, пройденного на прошлом уроке.

Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что мы живём в мире информации. Мы привыкли к таким словам и фразам как, "информационный процесс", "информационный кризис", "информационное общество", "информационная защита" и др. Мы попытались определить, что же такое "информация"? Что есть "информация" для человека, и что есть "информация" для технической системы, в частности для компьютера.

Давайте коротко повторим:

Опрос сопровождается показом презентации слайдов 1-2-3-4-5 (идёт повторение)

  1. Объяснение нового материала

Итак, информация измеряема. Каковы единицы измерения информации?

Учащиеся - отвечают. Ответ подтверждается показом слайдов 6,7.

Учитель: А теперь давайте попробуем ответить на вопросы - Как определить информационный объём сообщения? От чего он зависит?

Нам известно, что одна и та же информация может существовать в различных формах. И удобнее всего использовать для представления информации знаковые системы. Знаковая система состоит из определенного набора знаков и правил работы с ними. Более привычными для нас с вами понятиями являются - ЯЗЫК и АЛФАВИТ. Итак, рассмотрим АЛФАВИТНЫЙ ПОДХОД к измерению информации.

Показ слайдов сопровождается краткими комментариями учителя, содержание слайдов кратко конспектируется учениками.

Слайд 8 Учитель: Самые известные знаковые системы - это языки.

Любой язык имеет свой алфавит (набор знаков) и правила работы с ним. Языки делятся на естественные (русский, китайский и т.д.) и формальные (азбука Морзе, языки программирования, язык математики, язык записи музыки- ноты)

Слайд 9 Учитель: Для техники - информация - это последовательность некоторых сигналов, доступных и понятных для приёма, передачи, преобразования. И это - язык техники.

Слайд 10 Учитель: Попробуем запомнить основные понятия, которые в дальнейшем пригодятся нам для решения различных задач.

Слайд 11 Учитель: Приведём примеры из нашей жизни.

Слайд 12 Учитель: Вот теперь, когда мы назвали вещи своими именами, попробуем усложниться и перейти от простого к сложному.

Запомните эту формулу!!!

Слайд 13 Учитель: Коль скоро это так, то можно говорить об информационном объёме текста, составленного из символов некоторого алфавита.

Запомните эту формулу!!!

Слайд 14 Учитель: А теперь, как всегда - ЗАДАЧИ!

Решим СОВСЕМ ПРОСТЫЕ ЗАДАЧИ!

Ученики: решают, объясняя своё решение.

Учитель сверяет ответ с ответом слайда.

Слайд 15 Учитель: Это тоже СОВСЕМ ПРОСТАЯ ЗАДАЧА!

Ученики: решают.

Слайд 16 А эти задачи на дом ( учитель раздаёт задачи ученикам на бумажном носителе). Давайте первую задачу разберём на уроке, используя, Калькулятор.

Слайд 17 Проверяем ход решения и ответ.

Слайд 18 Остальные задачи решите самостоятельно дома.

  1. Итоги урока

Вы сегодня познакомились с измерением информации.

Продолжите предложения:

  • Минимальная единица измерения информации это …

  • Формула мощности алфавита …

  • Формула объёма текста …



  1. Домашнее задание

Решить задачи в тетради.