|
Алфавитный подход к измерению информации Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании
Предмет: информатика, формирование новых знаний, навыков и умений.
Тема: Алфавитный подход к измерению информации.
Продолжительность: 1 урок по 45 минут.
Класс: 8
Технологии: мультимедийные
Конспект урока
Цели урока:
Познавательная: познакомить учащихся с
2. Развивающая:
учить строить аналогии, выделять главное, ставить и решать проблемы.
3. Воспитательная:
воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность.
Ожидаемые результаты:
После этого урока ученики смогут:
1. Рассказать об основных единицах измерения информации;
2. Рассказать определение алфавита, мощности алфавита;
3. Объяснить что такое информационный вес символа, информационный объём текста;
4. Высказывать свое мнение по поводу решения задач на определение информационного объёма сообщения, составленного из символов некоторого алфавита.
Оборудование: проектор, компьютеры учащихся и учителя, учебник.
Программная поддержка: Microsoft Office PowerPoint 2007, Калькулятор.
Ход урока:
Организационный момент
Повторение и закрепление материала, пройденного на прошлом уроке.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что мы живём в мире информации. Мы привыкли к таким словам и фразам как, "информационный процесс", "информационный кризис", "информационное общество", "информационная защита" и др. Мы попытались определить, что же такое "информация"? Что есть "информация" для человека, и что есть "информация" для технической системы, в частности для компьютера.
Давайте коротко повторим: Опрос сопровождается показом презентации слайдов 1-2-3-4-5 (идёт повторение)
Объяснение нового материала
Итак, информация измеряема. Каковы единицы измерения информации?
Учащиеся - отвечают. Ответ подтверждается показом слайдов 6,7.
Учитель: А теперь давайте попробуем ответить на вопросы - Как определить информационный объём сообщения? От чего он зависит?
Нам известно, что одна и та же информация может существовать в различных формах. И удобнее всего использовать для представления информации знаковые системы. Знаковая система состоит из определенного набора знаков и правил работы с ними. Более привычными для нас с вами понятиями являются - ЯЗЫК и АЛФАВИТ. Итак, рассмотрим АЛФАВИТНЫЙ ПОДХОД к измерению информации.
Показ слайдов сопровождается краткими комментариями учителя, содержание слайдов кратко конспектируется учениками.
Слайд 8 Учитель: Самые известные знаковые системы - это языки.
Любой язык имеет свой алфавит (набор знаков) и правила работы с ним. Языки делятся на естественные (русский, китайский и т.д.) и формальные (азбука Морзе, языки программирования, язык математики, язык записи музыки- ноты)
Слайд 9 Учитель: Для техники - информация - это последовательность некоторых сигналов, доступных и понятных для приёма, передачи, преобразования. И это - язык техники.
Слайд 10 Учитель: Попробуем запомнить основные понятия, которые в дальнейшем пригодятся нам для решения различных задач.
Слайд 11 Учитель: Приведём примеры из нашей жизни.
Слайд 12 Учитель: Вот теперь, когда мы назвали вещи своими именами, попробуем усложниться и перейти от простого к сложному.
Запомните эту формулу!!!
Слайд 13 Учитель: Коль скоро это так, то можно говорить об информационном объёме текста, составленного из символов некоторого алфавита.
Запомните эту формулу!!!
Слайд 14 Учитель: А теперь, как всегда - ЗАДАЧИ!
Решим СОВСЕМ ПРОСТЫЕ ЗАДАЧИ!
Ученики: решают, объясняя своё решение.
Учитель сверяет ответ с ответом слайда.
Слайд 15 Учитель: Это тоже СОВСЕМ ПРОСТАЯ ЗАДАЧА!
Ученики: решают.
Слайд 16 А эти задачи на дом ( учитель раздаёт задачи ученикам на бумажном носителе). Давайте первую задачу разберём на уроке, используя, Калькулятор.
Слайд 17 Проверяем ход решения и ответ.
Слайд 18 Остальные задачи решите самостоятельно дома.
Итоги урока
Вы сегодня познакомились с измерением информации.
Продолжите предложения:
Минимальная единица измерения информации это …
Формула мощности алфавита …
Формула объёма текста …
Домашнее задание
Решить задачи в тетради. |
|
|