Главная страница

Активные методы обучения на уроках письма и развития речи в начальных классах коррекционной школы VIII вида



Скачать 45.56 Kb.
НазваниеАктивные методы обучения на уроках письма и развития речи в начальных классах коррекционной школы VIII вида
Дата06.03.2016
Размер45.56 Kb.
ТипДокументы

Активные методы обучения на уроках письма и развития речи в начальных классах коррекционной школы VIII вида

С целью развития и коррекции мыслительной деятельности обучающихся на уроках письма и развития речи в начальных классах применяю активные методы обучения:

- метод проблемного изложения материала;

-частично – поисковый метод.

При проблемном изложении материала формулирую проблему и раскрываю перед учениками пути ее доказательного решения, учу самостоятельно анализировать явления, ориентироваться в новой ситуации.

Этот метод применяю, когда дети еще не овладели навыками самостоятельной работы в процессе «добывания знаний». При проблемном изложении материала нахожу в теме, предназначенной для объяснения, проблемы, т. е. трудные вопросы, которые ставлю перед учениками, разрешаю эти вопросы, отвечая на них, рассуждаю, доказываю, обосновываю выводы. И хотя ученики еще не могут проявить самостоятельности при решении данной проблемы, все же они становятся участниками сложной мыслительной деятельности, которой их обучают, хотя на поставленные вопросы отвечает сам учитель. Метод проблемного изложения материала использую при изучении темы «Разделительный мягкий знак». Даю детям проблемное задание:

-Сравните слова семя-семья.

-Что такое семя? (Показываю картинку «Семя яблока»).

- Как понимаете слово семья? (Показываю картинку, на которой изображена семья).

-Сравним последние слоги в словах семя-семья.

-Как произносятся согласный и гласный звуки в слоге мя? Слитно.

-Как произносятся согласный и гласный звуки в слоге мья? Раздельно.

-Что же показывает разделительный мягкий знак? Он показывает, что согласный и гласный звуки произносятся раздельно.

На примерах ответов учителя дети учатся рассуждать, анализировать, делать выводы, т.е. творчески овладевать знаниями.

На уроках русского языка использую частично-поисковый метод. При этом предлагаю детям проблемные задания и помогаю находить пути их решения. Помощь учителя делает поиск обучающихся частичным и в то же время создает условия для осуществления ими поисковой деятельности.

Проблемными считаются задания, для которых нет готовых средств решения. Для их выполнения у учеников либо недостаточно знаний, либо они не владеют способами действий для решения данной проблемы. При использовании этого метода ставлю проблему перед обучающимися и направляю активную самостоятельную деятельность детей на разрешение проблемы. В результате этого и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками с частичной помощью учителя.

При ознакомлении с правописанием безударных гласных ставлю перед детьми проблему:

- Какую гласную нужно вставить в слове сн…жинка?

Дети пытаются подобрать проверочное слово знакомым способом, который научились применять на предыдущих уроках при изучении слов со звонкими и глухими согласными. Они ставят слово во множественное число: снежинки, называют слово ласково: снежиночка, но подобранные слова не позволяют определить, какую же букву – е или и нужно писать в корне слова. Поиск способа проверки продолжается под руководством учителя:

- Ребята, подберите другие слова – родственники к слову снежинка.

Удается найти проверочное слово снег. Далее с помощью учителя формулируется вывод о способе проверки безударной гласной: Чтобы проверить безударную гласную в слове, нужно подобрать такое проверочное слово, в котором безударная гласная станет ударной.

Созданная проблемная ситуация вызывает активную работу мысли, чувство удовлетворения у детей от конечного результата поиска.

Частично – поисковый метод обучения применяю и при изучении безударных гласных, непроверяемых ударением. Даю проблемное задание:

- Вставьте буквы и объясните свой выбор:

б…лет, в…гон, б…реза, к…ртина.

Дети уже знают, что безударные гласные очень опасные, их нужно проверять. При подборе проверочных слов они действуют знакомым способом: пытаются подобрать такое проверочное слово, чтобы безударная гласная стала ударной. При попытках выполнить это задание дети сталкиваются с противоречием между старыми сложившимися знаниями и невозможностью их применения в данной учебной ситуации. Ученики предлагают различные способы подбора проверочных слов, но ни один из них «не срабатывает». Обучающиеся с помощью учителя приходят к выводу о том, что в русском языке есть слова, которые нельзя проверить ударением. Эти слова нужно запомнить или проверить их правописание по словарю.

Созданная проблемная ситуация вызывает активную работу мысли учеников, чувство удовлетворения от конечного результата поиска решения проблемы – ведь дети «сами» смогли найти выход из трудной учебной ситуации.

Задания частично – поискового характера использую при изучении родственных слов:

- Можно ли назвать родственными слова:

гусь, гусыня, гусеница, гусята?

- Какое слово «лишнее»? Докажите.

Частично – поисковая деятельность осуществляется и при выполнении заданий творческого характера. Например:

Задание 1.

-Придумайте рассказ «Пришла весна». Начните рассказ так:

«Всю зиму медведь спал в своей берлоге. Вдруг что – то стало ему подтекать под бока.»

Дети продолжают рассказ самостоятельно.

Задание 2.

- Вы пришли в магазин игрушек. Опишите понравившуюся игрушку так, чтобы ее захотелось купить.

Эти задания носят частично – поисковый характер т.к. они предполагают поисковую деятельность учеников, но выбор лексики, необходимой для их выполнения, осуществляется либо с использованием данных слов, либо с помощью учителя.

Рассмотренные выше методы позволяют активизировать мыслительную деятельность обучающихся, осуществлять коррекцию высших психических функций, прививают умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.

Литература

1. С.Я. Рубинштейн «Психология умственно отсталого школьника». Москва, «Просвещение», 1970 г.

2. Е.Д. Худенко «Современные подходы к организации коррекционного обучения». Журнал «Коррекция и развитие» №1, 1999 г.

3. Т.В. Напольнова «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка». Москва, «Просвещение», 1983 г.

4. Л.П. Уфимцева «Игровые задания по коррекции познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта». Красноярск, 2003 г.

5. И.И. Коллегова «Игровые упражнения для коррекции письменной речи в начальных классах».