|
А. С. Макаренко Ключевой вопрос модернизации образования повышение его качества. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства Опыт работы МБДОУ г.Владимира «Детский сад №5 «Солнышко» с социальными партнерами. Старший воспиатель Балацкая Ирина Викторовна, 2015г. «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им - задача воспитания». А. С. Макаренко
Ключевой вопрос модернизации образования – повышение его качества. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.
В настоящее время основой обеспечения качества дошкольного образования могут служить:
взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды дошкольного образовательного учреждения,
социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей ДОУ.
Формирование человека, его жизненных ориентаций, творческих способностей осуществляется в системе социума.
Что же подразумевает под собой понятие «Социум»? Это – социальное окружение человека, общество. В социальной педагогике социум, социальная среда и микросоциум
рассматриваются, прежде всего, с точки зрения процесса включения ребенка в них и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия. Среда – это не просто улицы, дома и вещи, расположение которых достаточно знать человеку, чтобы, войти в эту среду и чувствовать себя в ней комфортно. Среда – это еще и самые разные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил.
Основными задачами ознакомления детей дошкольного возраста с ближайшим окружением представляются следующие:
освоение дошкольниками предметного мира:
обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи;
формирование навыков поведения в детском саду, на участке, во время прогулок по ближайшим улицам, а также навыков общения со сверстниками, родителями, сотрудниками детского сада;
воспитание у детей уважительного отношения к труду взрослых, знакомство с профессиями, понимание назначения атрибутов профессиональной деятельности.
Наши педагоги стремятся переосмыслить накопленный опыт, адаптировать его к современным условиям, дополнить новым содержанием. Поэтому в детском саду разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом ближайшего окружения, который успешно осуществляется на практике. Определенность объектов ознакомления помогает при составлении календарно-тематического плана, сетки занятий, организации прогулок и экскурсий. Педагоги ДОУ ежегодно вносят в них коррективы, предложения, дополнения, но общая основа представляется уже достаточно сформированной и апробированной. Организация работы МБ ДОУ № 5 с социумом:
Нормативные документы МБ ДОУ №5, такие как «Программа развития МБ ДОУ №5», «Основная общеобразовательная программа МБ ДОУ №5», «Годовой план» предусматривает наличие социальных партнеров и взаимодействие с ними в процессе организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Наши постоянные социальные партнеры- это:
Средняя общеобразовательная школа № 47: вопросы преемственности
ГБУЗ ГБ №7: охрана и укрепление здоровья детей
Библиотека № 7: познавательно-речевое развитие
Детская школа искусств №7: эстетическое развитие, приобщение к народному творчеству, развитие творческой активности.
Дом- интернат для инвалидов и престарелых:
Непосредственная близость СОШ №47, например, позволяет совершать непродолжительные экскурсии, совместные праздники с детьми старшей и подготовительной группы. Взаимодействие детского сада и школы №47 основывается на взаимопонимании, сотрудничестве, доверительности. Нами разработан план совместных действий по развитию познавательной активности ребенка, творческих способностей, инициативы и самостоятельности, коммуникативности, любознательности, исследовательского интереса, ответственности, которые являются основаниями преемственности для дошкольного учреждения и начальной школы. На основании изученных материалов по адаптации педагоги, медицинский работник и психолог составляют планы индивидуальной работы по обеспечению эмоционального благополучия, легкой адаптации к обучению в школе каждого воспитанника-ученика. Так, уже традицией стало проведение экскурсии для детей старшего возраста по Залу боевой славы в СОШ №47. Совместное проведение митингов, посвященных дню Победы, Дню памяти и скорби(22 июня) и др. очень приятно получать благодарственные письма от администрации СОШ№47 за отличную подготовку наших выпускников.
Необходимо отметить большой вклад библиотеки мкр. Оргтруд, которую дети посещают с целью воспитания интереса к книге и расширения кругозора. Для развития сферы художественно-литературной деятельности, а также для развития познавательно-речевой, социально-личностной сфер для детей организуются экскурсии в библиотеку № 7, в ней проводятся тематические занятия, беседы, просмотр мультфильмов, воспитатели берут детскую художественную литературу, энциклопедии для проведения совместной деятельности и занятий. Библиограф Куликова Татьяна Федоровна участвует в проведении родительских собраний, педсоветах. В библиотеке выставляются детские рисунки. На базе библиотеки проходят занятия по ознакомлению с окружающим, по познавательному развитию, по нравственно – патриотическому воспитанию. Данное учреждение воспитывает у дошкольников нравственные, художественные и эстетические ценности. Тесное взаимодействие библиотекаря и воспитателей дошкольного учреждения позволяет добиться эффективного педагогического результата. Ни одна акция, декада, праздник или крупное мероприятие не прошло в нашем ДОУ без участия библиотеки. Да и сама заведующая библиотекой Куликова Т.Ф. часто принимает участие в открытых просмотрах, беседах с детьми, организует для них тематические выставки, экскурсии по залам библиотеки.
Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников успешно решаются в процессе приобщения детей к музыкальной культуре, развития представлений о различных жанрах искусства. В этом нам помогают педагоги ДШИ №7: они совместно со своими воспитанниками проводят отчетные концерты, фольклорные праздники, праздник День защиты детей, а также не забывают и о праздниках для педколлектива ДОУ- 8 Марта, День воспитателя и др. Так, например, преподаватели и учащиеся музыкальной школы № 7 проводят концерты в нашем ДОУ, для развития сферы музыкальной деятельности. Дошкольники знакомятся с музыкальными инструментами, с особенностями их звучания. В ходе концерта у детей наблюдается эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения разных жанров и стилей (песня, пляска, танец; русская народная музыка, классическая, джазовая). Посредством развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников развивается художественно-эстетическая сфера, что является необходимым условием реализации программы образования детей дошкольного возраста. Особенно полюбились нашим воспитанникам выступления фольклорного ансамбля музыкальной школы «Земляничка».
Один раз в квартал педагоги ДШИ№7 проводят с детьми мастер- классы, на которых знакомят воспитателей и ребят старших групп с нетрадиционными техниками в изобразительном искусстве, что повышает профессиональную компетентность наших (особенно начинающих) педагогов. Педагоги и учащиеся музыкальной школы проводят огромную творческую работу, привлекая детей к участию в различных театрализованных представлениях, концертах, создавая для них настоящий праздник. Сегодня Вашему вниманию будет представлен один из таких мастер- классов.
На протяжении всего существования детского сада в мкр.Оргтруд мы активно сотрудничаем с домом- интернатом для инвалидов и престарелых. Воспитанники поздравляют инвалидов с каждым большим праздником, дарят им подарки, сделанные своими руками.
Кульминацией этого взаимодействия стал социальный проект «Откроем сердце доброте», который победил в грантовом конкурсе ООП «Милосердие и порядок» в первом полугодии 2014 г. и был успешно реализован. Основная идея проекта - мотивация детей на совершение милосердных поступков в отношении пожилых одиноких людей, а также привлечение внимания общества к проблемам пожилых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья. Но взаимодействие на этом не закончилось, а будет продолжаться и дальше.
Еще одним из наших постоянных партнеров по взаимодействию является ГБУЗ ГБ №7 (больница), т.к. главной задачей ДОУ является сохранение и укрепление здоровья детей. Ежегодно мы заключаем договор с ней и успешно его реализуем. Врач- педиатр Щербакова Л.В. является частым гостем у нас помимо основной деятельности. Педагоги ДОУ приглашают ее для проведения НОД, бесед с детьми. Во время декад по ГО и ЧС Людмила Витальевна охотно рассказывает нашим воспитанникам о безопасном поведении в различных ситуациях.
Особо хотелось бы остановиться на взаимодействии работы ДОУ и городского краеведческого музея (Музей природы). Использование в практике работы с дошкольниками элементов музейной педагогики заключает в себе не только образовательное значение, но и воспитательное. Занятия, организованные на базе городского краеведческого музея помогают педагогам расширять представления дошкольников об окружающем мире, учат любить родной край. Поэтому в региональный компонент ООП включены посещения краеведческого музея. Музеи находятся в другом районе города, тогда решаем эту проблему, заказывая автобус в №47, и выезжаем с детьми для ознакомления с достопримечательностями города. Большую поддержку при ознакомлении дошкольников с социумом оказывают детскому саду родители. Их помощь в организации экскурсий намного упрощает этот процесс. Представители родительского комитета всегда сопровождают детей во время выезда на экскурсии, что во многом облегчает работу воспитателя.
И самое главное – интеграция семейного и общественного воспитания. Мы всё активнее сотрудничаем с родителями – ведь это самый главный наш единомышленник.
Р. Оуэн
В человеке при появлении его на свет нет ни положительного зла, ни положительного добра, а есть только возможность и способность к тому и другому, развиваемые в нем в зависимости от среды, в которой он живет, и воспитания, которое он получает в семье и обществе.
В практике педагоги учитывают и свойства образовательного процесса, способствующие формированию активной позиции родителей:
доступность информации о деятельности дошкольного учреждения;
разноплановость социокультурных связей дошкольного учреждения;
учет потребностей различных типов семей, конкретных детей и родителей для оказания образовательных услуг;
направленность педагогов и администрации ДОУ на повышение педагогической культуры родителей, изучение опыта семейного воспитания и использование его элементов в образовательном процессе;
использование педагогами специальных активизирующих методов и приемов.
Существенным признаком качества современного дошкольного образования является налаживание взаимодействия с семьями воспитанников, включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров, формирование у них чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребенка и изменение их завышенных ожиданий от детей и детского сада.
Объединение усилий детского сада и родителей в процессе воспитания детей составляет непростую задачу, решение которой заключается в создании особой формы общения «доверительный деловой контакт».
Педагогический коллектив активно изучает формы взаимодействия с семьями воспитанников, которые позволяют достигнуть реального сотрудничества. В планировании работы мы учитываем не только уровень знаний и умений семейного воспитания самих педагогов, но и уровень педагогической культуры семей, а также социальный запрос родителей (интересы, нужды, потребности).
Педагоги регулярно проводят социологический анализ контингента семей воспитанников и их родителей, что помогает установлению согласованности действий, единства требований к детям, организации разных видов детской деятельности.
Повышению активности участия родителей в жизни детского сада, осознанию ими доминирующей роли семейного воспитания и роли ДОУ как «помощника» семьи в развитии и воспитании детей способствует открытость учреждения для родителей, стремление педагогического коллектива к диалогу. Родители с каждым годом активнее принимают участие в жизни дошкольного учреждения, в укреплении и расширении материально-технической базы. Уже доброй традицией в нашем ДОУ стало проведение смотров- конкурсов совместного творчества детей и родителей («Дары осени», «Лучшая икебана», «Елочка из бросового материала». «Конкурс Снеговиков», «Волшебное превращение валенка» и др. но наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников стали организованные на базе ДОУ семейные клубы «Клуб заботливых родителей» и клуб для начинающих родителей «Малышок», где решаются наиболее волнующие и актуальные вопросы для родителей. Отрадно отметить, что в последнее время повысилась заинтересованность отцов в воспитании детей. Они все активнее стали принимать участие в диспутах, конференциях, собраниях, а также в спортивных праздниках. Хорошим начинанием является открытие мини-музеев на базе групп нашего детского сада. Так, ежегодно мы организуем выставки декоративно- прикладного творчества . Экспонаты музея помогают развивать интеллект дошкольников и привлекать к сотрудничеству родителей.
В ДОУ также идет работа по реализации проекта «Открытые родители, открытый детский сад».
В результате использования данных форм взаимодействия, к поступлению в школу у детей:
• Формируется положительное самоощущение;
• Развивается компетентность в сфере отношений к миру, людям, себе;
• Умение включатся в разнообразные формы сотрудничества;
• Формируются знания об окружающем мире, развивается активность в разных видах деятельности;
• Развивается инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению;
• Приобщение к ценностям здорового образа жизни;
• Формируются предпрофильные предпосылки у дошкольников.
Таким образом, можно сделать вывод, что только слаженная работа педагогического коллектива, личная заинтересованность каждого педагога в отдельности, определение и реализация эффективных форм взаимодействия даёт положительные результаты в организации работы с социальными партнёрами, которые помогают образовательному учреждению в социальном развитии детей дошкольного возраста.
Организация сотрудничества с социумом формирует устойчивую систему ценностей ребенка выступающих в качестве внутренних регуляторов его поведения в любых ситуациях, делает успешной подготовку к школьному обучению, оптимизирует взаимодействие взрослого и дошкольника, способствует успешной социализации личности дошкольника, дает возможность реализации личностно ориентированного подхода к воспитаннику, совершенствует профессиональную компетентность педагога.
Мы считаем, что организованное сотрудничество и взаимодействие детского сада и социума создает условия для непрерывности образования. Активная позиция и творческий потенциал педагогов убеждают в правильности выбранного пути. Планируем расширять круг взаимодействия, с учетом запросов родителей, интересов воспитанников и социальных партнёров.
|
|
|