Главная страница


Программа по развитие зрительного гнозиса, как профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста



НазваниеПрограмма по развитие зрительного гнозиса, как профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
страница1/8
Ковалева Марина Николаевна
Дата03.04.2016
Размер1.04 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Программа по развитие зрительного гнозиса, как профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Составитель:

Ковалева Марина Николаевна,

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………… 3

2. Календарно-тематический план……………………………… . 12

3. Содержание программы………………………………………… 14

4. Механизм отслеживания результатов………………………… 27

5. Условия реализации программы……………………………….. 28

6. Список литературы……………………………………………… 30

Приложение………………………………………………………. …… 34

Пояснительная записка

Актуальность, новизна программы.

Современная образовательная среда предъявляет все большие требования к качеству обучения школьников; между тем, число учеников, не усваивающих программу начальной и средней школы, постоянно растёт. Одной из составляющих данного факта является несформированность или атипичное формирование навыков письма и чтения и, как следствие, невозможность кодировать и декодировать информацию по ряду учебных предметов. Данные отклонения мешают процессу обучения.

По данным Института возрастной физиологии РАО (2010 г) у значительной части детей, поступающих в школу, отмечена возрастная несформированность речи (до 60%) моторики (30–35%), зрительного и зрительно-пространственного восприятия (до 50%), зрительно-моторных и слухо-моторных координаций (до 35%). Все это – базовые познавательные (школьно-значимые) функции, обеспечивающие формирование навыков письма и чтения.

Учеными выделяются разные виды дисграфии (акустическая, моторная, аграмматическая и др.), но в большинстве классификаций (О.А. Токаревой, М.Е. Хватцева Р. И. Лалаева и др.) представлен такой вид, как оптическая дисграфия.

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах, искажениях и зеркальном написании букв на письме. Исследователи проблемы нарушений письменной речи выделяют различные проявления оптической дисграфии и виды специфических ошибок.

По мнению О.А.Токаревой, оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками и в различные моменты воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия буквы смешиваются на письме. М.Е. Хватцев считает, что оптическая дисграфия вызывается несформированностью или нарушением в формировании оптических речевых систем в головном мозге. Вследствие чего нарушается формирование зрительного образа букв, слов, и человек не различает сходные графические символы: п-н, п-и, с-о, и-ш, л-м.

В то же время необходимо подчеркнуть, что почти все исследователи, считают, что многие из этих проблем могут быть в значительной мере скомпенсированы еще до начала обучения, либо в процессе обучения при правильной работе с детьми и соответствующей организации учебного процесса. Поэтому, обнаруженные у младших школьников специфических нарушений письма и других психических функций различного генеза определяют необходимость дифференцированного комплексного подхода к коррекционной работе по преодолению дисграфии. Вот почему проблема коррекции нарушений письма у учащихся общеобразовательной школы остается одной из наиболее актуальных в современной педагогике и логопедии.

Нормативно-правовая база программы. Программа имеет социально-педагогическую направленность и построена с учетом следующих нормативно-правовых документов и методических рекомендаций Правительства Российской Федерации:

  • - Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ);

  • - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва;

  • - «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва;

  • - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) от 6 октября 2009 г. N 373; в ред. от 11 февраля 2013 г. N 26993;

  • - Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012–2016 гг.) развития образования города Москвы («Столичное образование»);

  • - Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 N 761);

  • - Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р);

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 204с.- (Стандарты второго поколения).

  • Устав ГБОУ ЦЛПиДО «На Королева» (ред. №999р от 23 ноября 2011 г.).
  1   2   3   4   5   6   7   8