|
Заседание методического объединения математиков Повестка дня Современный урок математики в рамках ФГОС
Заседание методического объединения математиков
Повестка дня:
О теоретических основах построения современного урока в соответствии с ФГОС.
Рекомендации по построению урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Схема анализа современного урока.
1.Слушали Данилову Елену Васильевну, руководителя ШМО. Она напомнила своим коллегам о необходимости работать по новому, в соответствии с требованиями ФГОС. Это требует от учителя интенсивного самообразования, развития его творчества, применения педагогического таланта. В условиях внедрения ФГОС основным должно стать развивающее обучение. Это:
- образование, состоящее из обучения и воспитания человека, призвано прежде всего развивать его личность;
- личность человека связана с его творческими возможностями, поэтому развитие личности в системе образования требует прежде всего создания условий раскрытия и проявления творческих возможностей детей;
- обучение и воспитание предполагает собственную деятельность учащихся в процессе усвоения ими многообразных духовных ценностей, обучающийся является подлинным субъектом учебно-воспитательного процесса;
- учитель направляет и руководит собственной деятельностью учащихся, но не навязывает и не диктует им свою волю, подлинное обучение и воспитание осуществляется путём сотрудничества взрослых с детьми;
- полноценные методы обучения и воспитания соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям и поэтому не могут быть однообразными.
Для такого обучения необходим системно-деятельный подход к построению урока, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Системно-деятельный подход предполагает:
- разнообразие организационных форм деятельности и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, что создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, видов, способов деятельности.
Деятельный подход обусловливает изменение общего подхода к образованию:
Предыдущие стандарты образования
| Новые стандарты образования
| Цель школьного обучения – усвоение знаний, умений, навыков
| Цель школьного обучения – формирование умения учиться
| Стихийность учебной деятельности обучающегося
| Целенаправленная организация планомерное формирование деятельности ученика
| Изолированное изучение обучающимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета
| Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач
| Преимущественное использование индивидуальной формы усвоения знаний
| Признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
|
В традиционном обучении главной функцией учителя является передача ученикам готовых знаний. Учебная активность школьников носит репродуктивный характер.
В развивающем обучении функцией учителя является организация учебной деятельности школьника, в рамках которой активность детей носит поисково-исследовательский характер. Процесс обучения приобретает характер совместной деятельности учителя и учащихся, т.е их реального сотрудничества.
Учебная деятельность имеет свою структуру, включающую следующие компоненты:
Компоненты
| Определение
| Познавательные и учебные мотивы
| Мотив –это источник деятельности. Мотивы учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Если активность ученика направлена на работу с изучаемым материалом, то это разного вида познавательные мотивы, а если его активность направлена на отношения с другими людьми, то это социальные мотивы.
| Учебная цель
| Овладение обучающимся общим способом решения всех задач данного вида, а не получение результата (ответа) в конкретно-практической задаче.
| Учебная задача
| Задача, требующая от обучающегося открытия и освоения в учебной деятельности способа, принципа, закономерности решения круга проблем и конкретно- поставленных задач. Поставить учебную задачу – значит ввести обучающихся в ситуацию, требующую ориентации на общий способ её решения во всех возможных условиях.
| Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)
| Учебная деятельность – это форма активности обучающегося, которая направляется на достижение определённой цели. Работа обучающихся осуществляется с помощью особых учебных заданий, требующих от них: проведения исследования, анализа, самостоятельного изучения каких-то явлений, построения каких-то способов изучения, фиксации результатов в виде моделей этих явлений. Учебная деятельность - система учебных задач, которые даются в определённых учебных ситуациях и предполагают определённые учебные действия. В состав учебных действий входит:
- принятие учащимися или самостоятельная постановка ими учебной задачи;
- преобразование условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого общего отношения изучаемого предмета;
- моделирование выделенного отношения;
- преобразование модели этого отношения для изучения его свойств «в чистом» виде;
- построение системы частных задач, решаемых общим способом;
- контроль за выполнением предыдущих действий;
- оценка усвоения общего способа как результата решения учебной задачи.
Формы учебных действий (в порядке их усложнения):
- предметные – действия выполняются руками – это реальное преобразование объекта (или его модели) с целью изучения его свойств;
- перцептивные – действия выполняются не руками, а глазом;
- умственные – это действия во внутреннем плане, которые осуществляются без опоры на какие либо внешние средства (ребёнок выполняет действие в уме);
- речевые – осуществляются как громкая речь, а затем как внешняя речь про себя.
Учебные действия совершаются с помощью учебных операций, соответствующих конкретным условиям решения отдельных предметных задач.
Контроль (самоконтроль) и оценка (самооценка) предполагает 3 звена:
1) модель, образ желаемого результата действия;
2) процесс сличения этого образа и реального действия;
3) принятие решения о продолжении или коррекции действия.
|
Сформированность учебной деятельности определяется следующими аспектами:
Состояние учебной задачи и ориентированной основы :
- понимание школьником задачи учителя. Понимание смысла деятельности и активное принятие на себя учебной задачи;
- самостоятельная постановка школьником учебных задач;
- самостоятельный выбор ориентиров действия в новом учебном материале.
Состояние учебных действий:
- какие учебные действия школьник выполняет (изменение, сравнение, моделирование и т.п.);
- в какой форме он их выполняет (материальная, громко-речевая, умственный план и т.д.), развёрнуто или свёрнуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;
- складываются ли из отдельных действий более крупные блоки – способы, приёмы, методы; различает ли ученик способ и результат действий;
- владеет ли школьник несколькими приёмами достижения одного результата.
Состояние самоконтроля и самооценки:
- умеет ли ученик проверять себя после окончания работы (итоговый самоконтроль);
- может ли проверять себя в середине и в процессе работы (пошаговый самоконтроль);
- способен ли он планировать работу до её начала (планирующий самоконтроль);
- владеет ли школьник адекватной самооценкой;
- доступна ли ему дифференцированная самооценка отдельных частей своей работы или он может оценивать себя лишь в общем виде.
Каков результат учебной деятельности:
- объективный (правильность решения, число действий до результата, расход времени, решение задач разной трудности);
- субъективный (значимость, смысл этой учебной работы для самого ученика, субъективная удовлетворённость, психологическая цена – расход времени и сил, вклад личных усилий).
Все компоненты учебной деятельности должны быть отражены в программе формирования УУД – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта (4 группы):
- личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях): смыслообразование, самопознание и самоопределение, нравственно-этическая ориентация;
- регулятивные (обеспечивают учащимся организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция);
- познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблем);
- коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Решение: 1. Взять данные теоретические аспекты за основу и руководствоваться ими в своей дальнейшей педагогической работе.
Слушали Данилову Е.В, руководителя ШМО, которая познакомила педагогов со структурой урока, посвящённого открытию новых знаний и способов действия, в соответствии с деятельным подходом
№ п.п.
| Этапы урока
| Содержание этапа
| 1
| Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
| Этап предполагает: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
| 2
| Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
| Этап предполагает: создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
| 3
| Выявление места и причины затруднения
| Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения – каких конкретно знаний , умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
| 4.
| Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)
| Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
| 5.
| Реализация построенного проекта
| Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового задания.
| 6.
| Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
| Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах, группах)
| 7.
| Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению его в дальнейшую познавательную деятельность.
| 8.
| Включение в систему знаний и повторение
| Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
| 9.
| Рефлексия учебной деятельности
| Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
| Решение: 1. Учиться строить урок согласно современным требованиям к структуре урока.
Слушали Данилову Елену Васильевну, руководителя ШМО, которая познакомила педагогический коллектив со схемой анализа современного урока, провела сравнение этапов современного урока и проводимого в традиционной форме.
Схема комплексного анализа и оценки урока с учётом требований ФГОС (позволяет оценить степень освоения новых требований)
Требования к уроку с учётом ФГОС
| Характеристика традиционного урока
| Содержательный аспект урока
| 1.Сложность содержания, его соответствие возможностям обучающихся
| Содержание учебных заданий соответствует по своей сложности возможностям детей и типу класса, обеспечивает работу в зоне ближайшего развития учащихся.
| Содержание учебных заданий не соответствует по своей сложности возможностям детей и типу класса (является слишком сложным либо достаточно простым, рассчитанным на зону актуального развития учащихся).
| 2.Реализация компетентностного подхода
| Содержание урока построено с учётом компетентностного подхода. Реализуется принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью.
| Содержание урока не предусматривает реализацию построено компетентностного подхода. Отсутствует связь теории с практикой, обучения с жизнью.
| 3.Творческий или репродуктивный характер учебных заданий
| На уроке широко используются творческие, продуктивные задания, требующие применения знаний в изменённой или новой ситуации, в нестандартной ситуации
| На уроке преобладают задания репродуктивного характера, выполняемые по образцу и требующие применения знаний в знакомой, стандартной ситуации
| 4.Развивающая направленность заданий
| Большинство заданий носит не только обучающий, но и развивающий характер
| Задания развивающего характера почти отсутствуют. Преобладают задания обучающего характера.
| Структура и логика построения урока
| 5.Структура урока
| Структура урока соответствует системе обучения, программе и специфике учебного предмета
| Структура урока не соответствует системе обучения, программе или специфике учебного предмета
| 6.Логика построения урока
| Урок построен логично и системно, продумана последовательность учебных заданий. Обоснованное соотношение частей урока.
| Нарушена логика построения урока, отсутствует система в подборе и последовательности предъявления учебных заданий. Соотношение частей урока не продумано.
| Методический и технологический аспекты урока
| 7.Формы учебной работы
| Предусмотрено оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Рационально используется работа детей в парах и микрогруппах. На уроке предусмотрен достаточный объём самостоятельной работы с учётом возраста учащихся и типа урока.
| Формы учебной работы являются однообразными. Преобладает фронтальная форма работы. На уроке очень мал объём самостоятельной работы учащихся. В процессе индивидуальной самостоятельной работы учащихся класса один из учеников выполняет это же задание на доске.
| 8.Методы обучения и методические приёмы
| На уроке широко используются проблемные методы обучения (частично-поисковый, исследовательский), приёмы активизации познавательной деятельности детей, диалоговые технологии. Организована поисковая, исследовательская деятельность учащихся.
| На уроке преобладают традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный). Деятельность учащихся носит преимущественно репродуктивный характер, диалог строится по принципу «вопрос-ответ».
| 9.Характер используемой наглядности
| Широко используется условно-изобразительная наглядность (знаково-символические средства, модели и др.).
| Преобладает использование образной наглядности (картинки, иллюстрации и т.п.)
| 10.Целесообразность и функциональность используемых средств обучения
| Используемая наглядность функциональна, т.е. используется для реализации определённой учебно-практической задачи. Средства обучения используются целесообразно с учётом специфики программы, возраста учащихся и уровня их развития.
| Наглядность используется «ради наглядности», как средство привлечения внимания детей, не выполняя при этом дидактической функции. Средства обучения выбраны без учёта специфики программы, возраста учащихся и уровня их развития, используются нецелесообразно.
| 11.Организация оперативной обратной связи
| Организована оперативная обратная связь. Учитель отслеживает усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, осуществляет своевременную коррекцию ошибок. Используются разнообразные способы и средства обратной связи (в том числе и сигнальные).
| Не продумана организация оперативной обратной связи. Учитель не отслеживает усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, не осуществляет своевременную коррекцию ошибок. Средства обратной связи не используются.
| 12.Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учёт их индивидуальных особенностей
| Ведётся тонкий учёт индивидуальных особенностей детей. Предусмотрена дифференциация и индивидуализация обучения (на одном или нескольких этапах урока)
| Работа ведётся в расчёте на «среднего» ученика, индивидуальные особенности детей не учитываются. Не предусмотрена дифференциация и индивидуализация обучения.
| Деятельный аспект урока
| 13.Формирование мотивационного компонента учебной деятельности
| На уроке обеспечена положительная учебная мотивация, ведётся целенаправленная работа по формированию положительной учебной мотивации, в том числе учебно-познавательных мотивов.
| Учитель не ведёт целенаправленную работу по формированию у учащихся положительной учебной мотивации. Дети демонстрируют низкий уровень учебной мотивации.
| 14.Постановка учебных задач. Организация целеполагания
| На уроке ставятся перед детьми учебные задачи, дети их осознают. Учащиеся принимают участие в целеполагании. Ведётся работа по усвоению детьми способов действия.
| На уроке вообще не ставятся перед детьми задачи деятельности или ставятся преимущественно практические задачи. Учащиеся не осознают целей своей деятельности, не понимают способов действия, с помощью которых выполняются задания.
| 15.Формирование познавательных УУД
| Учащиеся осваивают одно или несколько познавательных УУД (моделирование, логические действия, смысловое чтение и др.)
| Отсутствует выполнение познавательных УУД. Учащиеся выполняют только предметные действия, связанные с усвоением программного материала.
| 16.Формирование регулятивных УУД
| Учащиеся осваивают одно или несколько регулятивных УУД (планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция и др.). Урок имеет рефлексивную направленность.
| Отсутствует выполнение регулятивных УУД. Урок не имеет рефлексивной направленности. Контроль и оценку осуществляет учитель.
| 17.Формирование коммуникативных УУД
| Учащиеся выполняют одно или несколько коммуникативных УУД (планирование сотрудничества, постановка вопросов, выражение собственных мыслей и др.)
| Отсутствует выполнение коммуникативных УУД. Учащиеся преимущественно односложно отвечают на вопросы учителя.
| 18.Характер активности детей
| Учащиеся проявляют на уроке познавательную активность. Дети выступают в роли субъектов деятельности
| На уроке активен преимущественно учитель. Дети в основном слушают учителя и выполняют задания по образцу. Ученики выступают в роли объектов воздействия учителя.
| Организационный аспект урока
| 19.Темп проведения урока
| Выбран оптимальный темп урока. Соблюдаются временные рамки выполнения заданий.
| Темп урока чересчур быстрый (многие дети не успевают выполнять задания) или чересчур медленный (много пауз, затянутость отдельных этапов урока и т.п.). Не соблюдаются временные рамки выполнения заданий.
| 20.Организация класса, дисциплина
| Чёткая организация класса, управление учителем деятельностью детей и их дисциплиной. Дисциплина поддерживается за счёт интереса детей к выполнению заданий и их включения в активную деятельность. Возможен рабочий шум во время проведения парной и групповой работы.
| Отсутствие чёткости в организации класса. Либо наблюдается плохая дисциплина детей на уроке, неумение учителя ею управлять, либо дисциплина поддерживается за счёт жёстких мер со стороны учителя и боязни наказаний со стороны детей.
| Коммуникативный и личностный аспекты урока
| 21.Организация учебного сотрудничества
| Организовано сотрудничество учителя и учащихся как равных партнёров, а также сотрудничество детей друг с другом. Стиль общения гибкий с преобладанием демократичного.
| Учебное сотрудничество отсутствует. Возникают конфликтные ситуации. Дети боятся отвечать, напряжены, скованны. Стиль общения преимущественно авторитарный. Учитель требует соблюдать установленные им правила и заданные образцы выполнения заданий.
| 22.Психологический климат урока
| На уроке преобладает благоприятный психологический климат, гуманное, уважительное и доброжелательное отношение учителя к детям.
| Психологический климат урока неблагоприятен, учитель делает много замечаний, повышает голос, управляет классом «силовыми» методами.
| 23.Учет личностных особенностей учащихся
| На уроке создаются ситуации успеха, ситуации выбора. Ученики имеют возможность высказывать собственную точку зрения, актуализируется их субъективный опыт. Учитываются интересы учащихся.
| Личностные особенности детей на уроке не учитываются.
| Педагогическая техника учителя
| 24.Владение речью
| У учителя выразительная речь, отсутствуют речевые ошибки, он владеет голосом.
| Речь учителя недостаточно выразительна, он допускает речевые ошибки, говорит слишком тихо или громко, монотонно.
| 25.Владение невербальными средствами общения
| Учитель демонстрирует мастерство в использовании мимики, жестов и других невербальных средств общения.
| Учитель демонстрирует неумение применять невербальные средства.
| Самоанализ урока учителем
| 26.Формулировка учителем целей урока
| Учитель чётко и конкретно формулирует как развивающие, так и дидактические цели урока
| Учитель формулирует цели недостаточно конкретно или неполно (называет только дидактические цели и затрудняется определить развивающие).
| 27.Соотнесение учителем целей и результатов урока
| Учитель соотносит цели урока и его результаты, определяет, какие цели урока удалось реализовать, а какие нет, и по какой причине.
| Учитель не может соотнести цели и результаты урока.
|
Постепенный переход на новое качество образования, рост каждого учителя будет отмечаться в мониторинге школы. Внутришкольный контроль в этом учебном году посвящён «Профессиональной компетентности учителя». В соответствии с требованиями ФГОС современный учитель должен владеть: 1) установлением субъект-субъектных отношений, 2) обеспечением понимания педагогической задачи и способах деятельности 3) педагогическим оцениванием, 4) организацией информационной основы деятельности обучающихся, 5) использованием современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса, 6) способами умственной деятельности обучающихся. Мы должны овладеть современными подходами к обучению, стать компетентным педагогом. Большую роль будет играть самообразование, талант и мастерство учителя, старание и целеустремлённость. Необходимо вводить новые требования к организации современного урока. Мониторинг качества образования покажет рост каждого учителя и его рейтинг среди коллег нашей школы. Решение: 1. Регулярно проводить анализ результатов деятельности каждого педагога школы по улучшению качества преподавания учебных предметов в соответствии с требованиями ФГОС. |
|
|