Внеклассное мероприятие по химии в 8 классе «В лабиринтах химии»
Главная страница

Внеклассное мероприятие по химии в 8 классе «В лабиринтах химии»



Скачать 132.97 Kb.
НазваниеВнеклассное мероприятие по химии в 8 классе «В лабиринтах химии»
Дата06.03.2016
Размер132.97 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

г. Таганрога Ростовской области

Внеклассное мероприятие по химии
в 8 классе
«В лабиринтах химии»

подготовила

учитель химии и биологии

Лаврентьева Снежана Павловна

г. Таганрог

2010г.

Внеклассное мероприятие

«В лабиринтах химии» (слайд № 1)

Методические рекомендации: внеклассное мероприятие под таким названием проводится для учащихся 8 классов. Перед началом внеклассного мероприятия кабинет оформляется красочными тематическими стенгазетами, тщательно подготовлена экспериментальная часть. Число участников – 4 команды «Кислород», «Углерод», «Азот» и «Водород». Судит жюри. В начале игры ведущий загадывает загадки командам, разгадав которые получают названия своей команды.

Мероприятие включает 7 конкурсов: 1 конкурс – «Угадай название команды», 2 конкурс – «Техника безопасности», 3 конкурс – «Шарады», 4 конкурс – «Загадки», 5 конкурс – «Химический поезд», 6 конкурс – «Анаграммы», 7 конкурс – «Найди ошибку».

Между 5 и 6 конкурсами проводится игра со зрителями.

Между 2 и 3 конкурсами, а также между 3 и 4 – проводятся Химические паузы.
Образовательные задачи:

  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках химии;

  • вовлечение в словарный запас химических слов и выражений;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • осуществление межпредметных связей.

Коррекционные задачи:

  • развитие памяти, внимания;

  • развитие образного мышления;

  • развитие творческого воображения;

  • развитие восприятия;

  • повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи:

  • воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • самореализация личности подростка через внеклассную деятельность.

Цели мероприятия:

  • закрепить знания, полученные учащимися на уроках химии;

  • заинтересовать учащихся предметом;

  • развивать в процессе игры логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать;

  • помочь учащимся проявить свои потенциальные способности.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, таблица Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Оборудование и реактивы для опыта «Образ нерукотворный»: роданид аммония NH3CNS, танин, желтая кровяная соль K4[Fe(CN)6], раствор хлорида железа (III), кисточка, лист ватмана, пульверизатор.

Оборудование и реактивы для опыта «Много крови без ран»: раствор хлорида железа (III), раствор роданида калия KCNS или аммония NH3CNS, фторид натрия NaF, вата, тупой нож.
Оборудование и реактивы для опыта «Звездный дождь»: железный тигель, 1 фарфоровая ложка KMnO4, 1 фарфоровая ложка порошка древесного угля, 1 фарфоровая ложка железных опилок, штатив, спиртовка, спички.

В лабиринтах химии.
ВЕДУЩИЙ: Химия - это наука великая и до сих пор до конца непознанная. Ещё в I в. до н.э. в поэме Тита Лукреция Кара "о природе вещей" идут рассуждения и объяснения химических явлений. Сегодня наше мероприятие связано тесной нитью с химией, её процессами и веществами. Для этого нам нужны две команды (команды занимают свои места за столами). Представляю вам независимое жюри, которое будет судить наше состязание. (Представление жюри).

ВЕДУЩИЙ: для того, чтобы наше мероприятие началось необходимо узнать, как же будут называться наши команды. Для этого я загадаю каждой команде по загадке. Ответ на загадку и будет название команды. За правильность ответа каждая команда получит по 1 баллу.

1. Угадай название команды (слайд № 2)
(слайд № 3) Для первой команды:

Нахожусь, друзья, везде:

В минералах и в воде.

Без меня вы как без рук:

Нет меня - огонь потух. (Кислород)
(слайд № 4) Для второй команды:

Чаще черный я по цвету,

Могу и быть прозрачным.

Мною пишут и рисуют

Бываю я и мрачным. (Углерод)
(слайд № 5) Для третьей команды:

Предупреждаю вас заранее:

Я непригоден для дыхания!

Но все как будто бы не слышат

И постоянно мной дышат. (Азот)
(слайд № 6) Для четвёртой команды:

Первый я на белом свете:

Во Вселенной, на планете.

Превращаясь в легкий гелий,

Зажигаю Солнце в небе. (Водород)

2. Конкурс «Техника безопасности» (слайд № 7)
ВЕДУЩИЙ: Приглашаю по одному участнику от каждой команды. Они вытягивают рисунок, на котором нарисовано Правило техники безопасности. Им надо рассказать о каком правиле идёт речь на рисунке. За правильно отгаданное правило команда получает 5 баллов.


  1. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.

  2. Нельзя наклоняться к сосуду и вдыхать полной грудью.

  3. Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя их пары или газы лёгким движением ладони.

  4. Нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы открытый конец её был направлен в сторону и от себя, и от соседей.

Проверим правильность выполнения задания. (слайд № 8,9,10,11)
После конкурса подводятся первые итоги.

Химическая пауза (слайд № 12)
ВЕДУЩИЙ: Вот вам развлеченье: кто даст руку на отсеченье? Жалко руку на отсеченье, тогда нужен больной для леченья (приглашается зритель). Обращается к помощнику: ты будешь ассистентом. Оперируем без боли, правда, будет много крови. При каждой операции нужна стерилизация. Помогите ассистент, дайте йод. Йодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно. Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент. Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку – от разреза ни следа.



Опыт "Много крови без ран"
Желающему из зала протирают руку ваткой, смоченной раствором FeCL3 (можно сказать, что это иод), затем берут тупой нож, опускают, будто бы для дезинфекции, в раствор роданида калия KCNS или аммония NH3CNS и проводят по руке, обработанной хлоридом железа(III). В месте соприкосновения ножа с кожей мгновенно появляется “кровяная” полоса (образуется родановое железо). Создается впечатление, что руку порезали и появилась кровь. Затем, тампоном ваты, смоченном в растворе фтористого натрия NaF, проводят по “порезу”. “Рана” мгновенно исчезает. Фтористый натрий обесцвечивает родановое железо.


3. Конкурс «Шарады». (слайд № 13)

ВЕДУЩИЙ: командам выдаются листочки с шарадами. Необходимо как можно быстрее отгадать шарады и ответы сдать жюри. Максимальное количество – 4 балла.

1. Слог мой первый – предлог.

Слог второй – сообщение.

Чтобы назвать меня смог,

Назови кальция соединение.

(из, весть – известь)
2. Основа моя – сухая трава.

С обоих концов – согласные,

В целом я – газ, дорогие друзья,

И название, думаю, ясно вам.

(к, сено, н – ксенон)
3. Первый мой слог – повозка большая.

Моральная сила – вот слог мой второй.

В целом важнейшую роль выполняя,

Хотя и невидим, всегда я с тобой.

(воз, дух – воздух)

4. Найдите две ноты в начале октавы;

Участок, где выросли сочные травы.

Из букв этих слов элемента название

Подумав, попробуйте быстро составить.

Чудесными свойствами он обладает:

То ярко сверкает, то чёрным бывает.

(до, ре, луг – углерод)

Химическая пауза (слайд № 14)
ВЕДУЩИЙ: А я покажу пока свое волшебство. Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь веселее. Мы сегодня открываем наше фотоателье. Я могу моментально получить ваше фото, без фотоаппарата (приглашает зрителя).

Вот на этот чистый лист посмотри внимательно

Веселее улыбнись – это обязательно.

Этот снимок проявить мы сумеем запросто:

Листик сбрызнем чуть-чуть из пульверизатора.



Опыт "Образ нерукотворный"
На плотном листе бумаги заранее рисуют кисточкой контуры фигуры человека следующими растворами: лицо и руки – роданида аммония NH4CNS; одежду – танина; волосы – желтой кровяной соли.

После того как лист высохнет, обрызгивают его из пульверизатора раствором хлорида железа (III). На бумаге появляется изображение человека в черной одежде с красным лицом и руками, с синими волосами.

Хлорид железа (III) с роданидом аммония образует комплексную соль красного цвета (руки и лицо); с желтой кровяной солью – комплексную соль синего цвета (волосы); с танином – комплексную соль черного цвета (одежда).



ВЕДУЩИЙ: Проверим правильно ли наши команды разгадали шарады. (слайд № 15 - 18)

После конкурса подводятся предварительные итоги.

4. Конкурс Загадок (слайд № 19)

ВЕДУЩИЙ: в этом конкурсе командам надо отгадать 4 загадки. Их буду читать поочереди каждой команде. За каждую правильно отгаданную загадку команда получит по 1 баллу. Если команда не может отгадать загадку, то ее может отгадать команда соперников и ей будет присужден этот балл..
1. Я блестящий, светло-серый,

Образую хлорофилл,

И меня фотограф первый

Очень поджигать любил! (Магний) (слайд № 20)
2. Я - металл серебристый и легкий,

И зовусь самолетный металл,

И покрыт я оксидною пленкой,

Чтоб меня кислород не достал. (Алюминий). (слайд № 21)

3. Разглядев мой спектр в оконце,

Нашли меня на Солнце.

Я с благородностью дружу,

В семейство газов я вхожу. (Гелий) (слайд № 22)
4.Меня любит человек!

Мною назван целый век!

Я блестяща и рыжа,

Очень в сплавах хороша! (Медь) (слайд № 23)
5. Нрав у газа, ох, непрост!

Много жизней он унес,

А сейчас нам помогает,

От микробов защищает. (Хлор) (слайд № 24)
6. Из названий двух животных

Мое имя состоит,

На таре, где меня хранят,

Знак токсичности стоит. (Мышьяк) (слайд № 25)
7. Я светоносный элемент.

Я спички вам зажгу в момент.

Сожгут меня - и под водой

Оксид мой статен кислотой. (Фосфор) (слайд № 26)
8. В горах далеких Шао Линь

Копали глину – каолин.

Из этой глины с давних пор

В Китае делали … (Фарфор) (слайд № 27)
9. Такова моя природа:

Известняк, песок и сода,

Много требуют огня,

Чтобы выплавить меня

Я прозрачно и светло

И зовут меня … (Стекло) (слайд № 28)
10. Сообщаю: я спешу!

Я живу, пока пишу.

Исчертил всю доску белым…

Исчезаю. Был я … (Мелом) (слайд № 29)
11. Хоть составчик мой и сложный,

Без меня жить невозможно.

Я - отличный растворитель,

Жажды лучший утолитель.

А разрушите, так сразу

Два получите вы газа. (Вода) (слайд № 30)

12. У меня дурная слава:

Я - известная отрава.

Даже имя говорит,

Что я страшно ядовит. (Мышьяк) (слайд № 31)
После конкурса подводятся предварительные итоги.

5. Конкурс «Химический поезд» (слайд № 32)
ВЕДУЩИЙ: На ватмана нарисованы для команд по четыре вагона. “Оксиды”, “Кислоты”, “Соли”, “Основания”. На столе лежат карточки с формулами веществ для команд. Нужно быстрее заполнить вагоны пассажирами. Максимально за этот конкурс можно получить 8 баллов.




1 команда: CaO, N2O3, H2SO4, H2CO3, Fe(OH)2, KOH, K3PO4, Na2CO3.

2 команда: CO2, Fe2O3, HCl, H3PO4, Cu(OH)2, NaOH, BaSO4, CaCO3.

3 команда: MgO, P2O3, H2SO4, H2SiO3, Ca(OH)2, LiOH, K2SO4, MgCO3. (слайд № 33)

4 команда: ZnO, P2O5, HNO3, H2CO3, Mg(OH)2, Fe(OH)3 , CuSO4, NaNO3.

Проверка ответов 1 команда (слайд № 34), 2 команда (слайд № 35), 3 команда (слайд № 36), 4 команда (слайд № 37)
После конкурса подводятся предварительные итоги.

6. Конкурс «Анаграммы» (слайд № 38)

ВЕДУЩИЙ: Анаграммы – это загадки, ответы на которые из одних и тех же букв. Отгадав одно слово в загадке, нужно переставить буквы так, чтобы получилось новое.

1. Буквы лежат на столе перед вами.

Расставьте их так, чтобы стали словами.

Первое слово – фигура одна,

Всего в ней, заметьте, – четыре угла.

Слово второе сумейте собрать –

Красно – бурую жидкость вам надо назвать. (ромб – бром) (слайд № 40)
2. Буквы лежат на столе перед вами.

Расставьте их так, чтобы стали словами.

Две вещи с различным совсем назначеньем,

Но сделаны обе они из стекла.

Первая – в опытах очень значима.

Вторая – сосуд для хмельного вина. (колба – бокал) (слайд № 41)
3. Буквы лежат на столе перед вами.

Расставьте их так, чтобы стали словами.

В ярком пламени рождаясь,

Я невзрачна и сера.

Если ж буквы переставить,

Гибким стеблем стану я. (зола – лоза) (слайд № 42)
4. Буквы лежат на столе перед вами.

Расставьте их так, чтобы стали словами.

Горючий продукт я, «живу» на болотах.

Но есть одна буква в названье коротком.

Прыжок её быстрый – и все изменилось:

Я стал элементом. Так чудо свершилось! (торф – фтор) (слайд № 43)

Игра со зрителями (слайд № 39)

ВЕДУЩИЙ: а пока команды выполняют задание, я поиграю со зрителями. Они помогут добыть баллы для своих команд. За каждый правильный ответ игрок - зритель получит по 1 баллов.

1) Какой элемент не имеет постоянной "прописки" в периодической системе химических элементов? (Водород)

2) Какой элемент всегда рад? (Радон)

3) Какой газ утверждает, что он - это не он? (Неон)

4) Какой неметалл является лесом? (Бор)

5) Какой химический элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)

6) Какой химический элемент вращается вокруг солнца? (Уран)

7) Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан)

8) Какие химические элементы утверждают, что могут "другие вещества рождать"? (Всего 3 - кислород, водород, углерод)

9) Какие химические элементы легко превратить в весёлое зрелище? (Цирконий - цирк, цинк - цирк)

10) Какой металл по древней мифологии обречён на "вечные муки"? (Тантал)

11) В состав названия какого металла входит дерево? (Никель)

12) Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина)

13) Частью какого химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети? (Золото)

14) Какие химические элементы состоят из различных рек? (индий, Полоний, Радон, Нильсборий)

15) В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов. Какие это элементы? (Бром, хром)

16) Какой химический элемент имеет прямое отношение к табуну лошадей? (Цирконий)

17) Какой химический элемент пригоден для непрерывного нагревания или кипячения воды? (Титан)

18) От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить кость скелета животного или человека? (Серебро)

19) Название какого металла несёт в себе волшебника? (Магний)

20) Какие химические элементы состоят из троек? (Натрий, иттрий)

После игры подводятся предварительные итоги конкурса «Анаграммы» и Игры со зрителями.

7. Конкурс «Найди ошибку». (слайд № 44)

ВЕДУЩИЙ: В каком уравнении неправильно расставлены коэффициенты? Максимально за этот конкурс можно получить 4 баллов.
а) 2P+5O2 = 2P2O5

б) SiO2 + Mg = 2 MgO + Si (слайд № 45)

в) Zn + HCl = 2 ZnCl2 + H2

г) 2 Fe + 3 Cl2 = 2 FeCl3

Проверка ответов (слайд № 46)

Жюри подводит итоги.

ВЕДУЩИЙ: мне осталось пожелать всем удачи и успеха. Учите химию, и ваши мысли будут более стройными, а чувства более тонкими.

(слайд № 47) Спасибо за внимание!

В заключение юным химикам в качестве подарка выпускники школы демонстрируют праздничный фейерверк! Опыт “Звездный дождь”. В железный тигель помещена смесь равных количеств KMnO4, порошка древесного угля и железных опилок по фарфоровой ложке. При нагревании смеси появляется красивый столб искр в виде звездного дождя.

Используемая литература:

1. О.С. Габриелян «Химия» 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

2. Г.И. Штремплер, Г.А. Пичугина «Дидактические игры при обучении химии», М.: Дрофа, 2003.

3. Картинки (автор и источник заимствования неизвестен)

4. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффективные опыты по химии.- М.: Дрофа, 2002.