Химическая пауза (слайд № 14)
ВЕДУЩИЙ: А я покажу пока свое волшебство. Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь веселее. Мы сегодня открываем наше фотоателье. Я могу моментально получить ваше фото, без фотоаппарата (приглашает зрителя).
Вот на этот чистый лист посмотри внимательно
Веселее улыбнись – это обязательно.
Этот снимок проявить мы сумеем запросто:
Листик сбрызнем чуть-чуть из пульверизатора.
Опыт "Образ нерукотворный" На плотном листе бумаги заранее рисуют кисточкой контуры фигуры человека следующими растворами: лицо и руки – роданида аммония NH4CNS; одежду – танина; волосы – желтой кровяной соли.
После того как лист высохнет, обрызгивают его из пульверизатора раствором хлорида железа (III). На бумаге появляется изображение человека в черной одежде с красным лицом и руками, с синими волосами.
Хлорид железа (III) с роданидом аммония образует комплексную соль красного цвета (руки и лицо); с желтой кровяной солью – комплексную соль синего цвета (волосы); с танином – комплексную соль черного цвета (одежда).
|
ВЕДУЩИЙ: Проверим правильно ли наши команды разгадали шарады. (слайд № 15 - 18)
После конкурса подводятся предварительные итоги.4. Конкурс Загадок (слайд № 19)
ВЕДУЩИЙ: в этом конкурсе командам надо отгадать 4 загадки. Их буду читать поочереди каждой команде. За каждую правильно отгаданную загадку команда получит по 1 баллу. Если команда не может отгадать загадку, то ее может отгадать команда соперников и ей будет присужден этот балл..
1. Я блестящий, светло-серый,
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил! (Магний) (слайд № 20)
2. Я - металл серебристый и легкий,
И зовусь самолетный металл,
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал. (Алюминий). (слайд № 21)
3. Разглядев мой спектр в оконце,
Нашли меня на Солнце.
Я с благородностью дружу,
В семейство газов я вхожу. (Гелий) (слайд № 22)
4.Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша! (Медь) (слайд № 23)
5. Нрав у газа, ох, непрост!
Много жизней он унес,
А сейчас нам помогает,
От микробов защищает. (Хлор) (слайд № 24)
6. Из
названий двух животныхМое имя состоит,
На таре, где меня хранят,
Знак токсичности стоит. (Мышьяк) (слайд № 25)
7. Я светоносный элемент.
Я спички вам зажгу в момент.
Сожгут меня - и под водой
Оксид мой статен кислотой. (Фосфор) (слайд № 26)
8. В горах далеких Шао Линь
Копали глину – каолин.
Из этой глины с давних пор
В Китае делали … (Фарфор) (слайд № 27)
9. Такова моя природа:
Известняк, песок и сода,
Много требуют огня,
Чтобы выплавить меня
Я прозрачно и светло
И зовут меня … (Стекло) (слайд № 28)
10. Сообщаю: я спешу!
Я живу, пока пишу.
Исчертил всю доску белым…
Исчезаю. Был я … (Мелом) (слайд № 29)
11. Хоть составчик мой и сложный,
Без меня жить невозможно.
Я - отличный растворитель,
Жажды лучший утолитель.
А разрушите, так сразу
Два получите вы газа. (Вода) (слайд № 30)
12. У меня дурная слава:
Я - известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит. (Мышьяк) (слайд № 31)
После конкурса подводятся предварительные итоги. 5. Конкурс «Химический поезд» (слайд № 32)
ВЕДУЩИЙ: На ватмана нарисованы для команд по четыре вагона. “Оксиды”, “Кислоты”, “Соли”, “Основания”. На столе лежат карточки с формулами веществ для команд. Нужно быстрее заполнить вагоны пассажирами. Максимально за этот конкурс можно получить 8 баллов.
1 команда: CaO, N
2O
3, H
2SO
4, H
2CO
3, Fe(OH)
2, KOH, K
3PO
4, Na
2CO
3.
2 команда: CO
2, Fe
2O
3, HCl, H
3PO
4, Cu(OH)
2, NaOH, BaSO
4, CaCO
3.
3 команда: MgO, P
2O
3, H
2SO
4, H
2SiO
3, Ca(OH)
2, LiOH, K
2SO
4, MgCO
3. (слайд № 33)
4 команда: ZnO, P
2O
5, HNO
3, H
2CO
3, Mg(OH)
2, Fe(OH)
3 , CuSO
4, NaNO
3.
Проверка ответов 1 команда (слайд № 34), 2 команда (слайд № 35), 3 команда (слайд № 36), 4 команда (слайд № 37)
После конкурса подводятся предварительные итоги.6. Конкурс «Анаграммы» (слайд № 38)
ВЕДУЩИЙ: Анаграммы – это загадки, ответы на которые из одних и тех же букв.
Отгадав одно слово в загадке, нужно переставить буквы так, чтобы получилось новое.
1. Буквы лежат на столе перед вами.
Расставьте их так, чтобы стали словами.
Первое слово – фигура одна,
Всего в ней, заметьте, – четыре угла.
Слово второе сумейте собрать –
Красно – бурую жидкость вам надо назвать. (ромб – бром) (слайд № 40)
2. Буквы лежат на столе перед вами.
Расставьте их так, чтобы стали словами.
Две вещи с различным совсем назначеньем,
Но сделаны обе они из стекла.
Первая – в опытах очень значима.
Вторая – сосуд для хмельного вина. (колба – бокал) (слайд № 41)
3. Буквы лежат на столе перед вами.
Расставьте их так, чтобы стали словами.
В ярком пламени рождаясь,
Я невзрачна и сера.
Если ж буквы переставить,
Гибким стеблем стану я. (зола – лоза) (слайд № 42)
4. Буквы лежат на столе перед вами.
Расставьте их так, чтобы стали словами.
Горючий продукт я, «живу» на болотах.
Но есть одна буква в названье коротком.
Прыжок её быстрый – и все изменилось:
Я стал элементом. Так чудо свершилось! (торф – фтор) (слайд № 43)
Игра со зрителями (слайд № 39)
ВЕДУЩИЙ: а пока команды выполняют задание, я поиграю со зрителями. Они помогут добыть баллы для своих команд. За каждый правильный ответ игрок - зритель получит по 1 баллов.
1) Какой элемент не имеет постоянной "прописки" в периодической системе химических элементов? (Водород)
2) Какой элемент всегда рад? (Радон)
3)
Какой газ утверждает, что он - это не он? (Неон)
4) Какой неметалл является лесом? (Бор)
5) Какой химический элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)
6) Какой химический элемент вращается вокруг солнца? (Уран)
7) Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан)
8) Какие химические элементы утверждают, что могут "другие вещества рождать"? (Всего 3 - кислород, водород, углерод)
9) Какие химические элементы легко превратить в весёлое зрелище? (Цирконий - цирк, цинк - цирк)
10) Какой металл по древней мифологии обречён на "вечные муки"? (Тантал)
11) В состав названия какого металла входит дерево? (Никель)
12) Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина)
13) Частью какого химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети? (Золото)
14) Какие химические элементы состоят из различных рек? (индий, Полоний, Радон, Нильсборий)
15) В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов. Какие это элементы? (Бром, хром)
16) Какой химический элемент имеет прямое отношение к табуну лошадей? (Цирконий)
17) Какой химический элемент пригоден для непрерывного нагревания или кипячения воды? (Титан)
18) От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить кость скелета животного или человека? (Серебро)
19) Название какого металла несёт в себе волшебника? (Магний)
20) Какие химические элементы состоят из троек? (Натрий, иттрий)
После игры подводятся предварительные итоги конкурса «Анаграммы» и Игры со зрителями.7. Конкурс «Найди ошибку». (слайд № 44)
ВЕДУЩИЙ: В каком уравнении неправильно расставлены коэффициенты? Максимально за этот конкурс можно получить 4 баллов.
а
) 2P+5O
2 = 2P
2O
5б) SiO
2 + Mg = 2 MgO + Si (слайд № 45)
в) Zn + HCl = 2 ZnCl
2 + H
2г) 2 Fe + 3 Cl
2 = 2 FeCl
3Проверка ответов (слайд № 46)
Жюри подводит итоги.ВЕДУЩИЙ: мне осталось пожелать всем удачи и успеха. Учите химию, и ваши мысли будут более стройными, а чувства более тонкими.
(слайд № 47) Спасибо за внимание!
В заключение юным химикам в качестве подарка выпускники школы демонстрируют праздничный фейерверк! Опыт “Звездный дождь”. В железный тигель помещена смесь равных количеств KMnO4, порошка древесного угля и железных опилок по фарфоровой ложке. При нагревании смеси появляется красивый столб искр в виде звездного дождя.
Используемая литература:1. О.С. Габриелян «Химия» 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.2. Г.И. Штремплер, Г.А. Пичугина «Дидактические игры при обучении химии», М.: Дрофа, 2003.3. Картинки (автор и источник заимствования неизвестен)4. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффективные опыты по химии.- М.: Дрофа, 2002.