|
Увлекательная таблица умножения
8 2 7 6
3
5 9 УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ
Система приемов формирования регулятивных УУД на уроках математики
Пояснительная записка.
Цель начального курса математики – обеспечить предметную подготовку обучающихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения УУД в процессе усвоения предметного содержания.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий обеспечивает организацию учебной деятельности обучающимися. Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний. Причём, сначала формируются умения понимать и принимать познавательную цель, сохранять её при выполнении учебных действий, а затем и самостоятельно формулировать учебную задачу, выстраивать план действия для её последующего решения.
При этом, формирование произвольности психических процессов (внимания, памяти), умения планировать и контролировать свои действия – длительный ступенчатый процесс . Он предполагает действовать по команде взрослого , потом выполнять задание , проговаривая вслух, и лишь затем по внутренней программе. При этом вначале требуется развернутая представленная внешне программа действия. От неё ребенок может перейти к свернутому внутреннему действию, действию в уме.
Предлагаемая система игровых приемов, способствует решению как дидактической задачи - усвоение таблицы умножения , овладение сложением однозначных чисел с переходом через десяток, так и развитию регулятивных универсальных учебных действий.
Для выполнения этой задачи выбрана определенная последовательность подачи материала, которая связана с необходимостью усложнения типов заданий на программирование и контроль. Принцип от простого к сложному с точки зрения программирования и контроля определяет подбор видов заданий в каждом разделе . Начинается каждый раздел с материала для анализа, результаты которого фиксируются во внешней форме и служат развернутой зрительно представленной программой действий, подлежащей переносу во внутренний план. Для обработки программы предлагаются приемы : таблицы со случайным расположением чисел (таблицы Шульте), шифровки, задания на нахождение соответствий и на заполнение пропусков.
Усложнение материала проводится как от раздела к разделу, так и внутри раздела. Во-первых, осуществляется переход от действий по наглядной программе к действию по программе свернутой, когда ребенок должен держать в уме ответы осваиваемой таблицы умножения ( случаев сложения). Во-вторых, проводится усложнение самих программ действий- от актуализации последовательности ответов умножения на одно число к последовательности ответов умножения на два числа( параллельные ряды). В третьих, проводится усложнение способов выполнения – от разнообразных графических действий к поисковым.
Опыт применения методики показывает ее эффективность при формировании регулятивных универсальных учебных действий. Она может быть использована в работе с детьми, как успешными в школе, так и испытывающими трудности обучения.
Что к чему подходит ? Обозначь стрелками.
10+10 10 х 7 сорок 10 х 9 двенадцать
10+10+10+10
шестьдесят 10 х 2 двадцать
10+10+10+10+10+10+10
девяносто 10 х 8 семнадцать
10+10+10+10+10+10
семьдесят пятьдесят
10+10+10+10+10+10+10+10 10 х 3
восемьдесят
восемнадцать
10+10+10+10+10+10+10+10+10 10 х 4
10+10+10 10 х 6 тринадцать
тридцать
10+10+10+10+10 10 х 5
90
|
50
|
20
|
30
|
80
|
40
|
70
|
10
|
60
|
Найди и покажи. Запиши ответы.
10 х 3 = 10 х 7= 10 х 4=
10 х 5 = 10 х 9= 10 х 6=
90
|
50
|
20
|
30
|
80
|
40
|
70
|
10
|
60
|
Найди и покажи. Запиши ответы.
10 х 8 = 10 х 6= 10 х 4=
10 х 3 = 10 х 9= 10 х 2=
90
|
50
|
20
|
30
|
80
|
40
|
70
|
10
|
60
| Найди и покажи. Запиши ответы
10 х 8= 10 х 6= 10 х 4=
10 х 3= 10 х 9= 10 х 2=
Покажи ответы по порядку. Скопируй, начиная с 10.
90
|
50
|
20
|
30
|
80
|
40
|
70
|
10
|
60
|
90
|
60
|
30
|
40
|
20
|
80
|
70
|
10
|
50
|
Сосчитай, ответы запиши в порядке возрастания. Прочитай слово.
10
.
6
| 10
.
3
| 10
.
9
| 10
.
2
| 10
.
5
| 10
.
8
| 10
.
4
| 10
.
7
| д
| о
| !
| м
| о
| ц
| л
| е
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обрати внимание: запечатанный конверт - десяток. Проверь и дополни.
10
| 20
| 30
| 40
| 50
|
|
|
|
|
| 60
| 70
| 80
| 90
| 100
|
|
|
|
|
|
Продолжи ряд ответов таблицы умножения числа 10.
10
.
1
| 10
.
2
| 10
.
3
| 10
.
4
| 10
.
5
| 10
.
6
| 10
.
7
| 10
.
8
| 10
.
9
| 10
.
10
| 10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Найди и покажи. Запиши ответы.
20
|
50
|
90
|
60
|
80
|
30
|
40
|
10
|
70
|
10
.
3
| 10
.
1
| 10
.
5
| 10
.
4
| 10
.
7
| 10
.
6
| 10
.
2
| 10
.
10
| 10
.
9
| 10
.
8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| круглые - синим цветом, остальные - красным.
Как называются числа 2,4,6.8,10?
Какие числа получают при умножении числа 5 на эти числа?
Как называются числа 1,3,5,7,9?
Какие числа получают при умножении числа 5 на эти числа?
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 5
| 10
| 15
| 20
| 25
| 30
| 35
| 40
| 45
| 50
|
Игра "Поход по лесным тропам».
Дети отправились в поход по лесным тропам . Через каждые 5 км они видели указатели. Запиши в таблице ,сколько раз по 5 км они проехали, когда добрались до дятла. Сосчитай и напиши ответы на указателях.
Соедини по порядку. Покажи 5,10,15…
5
15
25
50
45 40 35 20
10
30
Заполни таблицу. Начинай с 45.
30
|
20
|
25
|
45
|
15
|
40
|
10
|
5
|
35
|
Найди в таблице и обведи ответы.
40
|
15
|
25
|
45
|
30
|
10
|
5
|
20
|
35
|
5х5
|
5х3
|
5х6
|
5х8
|
5х10
|
5х2
|
5х9
|
5х7
|
5х4
| |
|
|