Главная страница

Уроках математики. «Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая сделать его занимательным»



Скачать 141.56 Kb.
НазваниеУроках математики. «Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая сделать его занимательным»
Дата23.02.2016
Размер141.56 Kb.
ТипУрок

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
« Предмет математики настолько серьёзен,

что надо не упускать случая сделать его

занимательным».

Блез Паскаль.

Ещё в древности одним из важнейших достоинств человека считали владение математическими знаниями. Слово «математика» в переводе с греческого означает знание, наука. Её роль и значение непрерывно возрастают в современной жизни.

Важнейшая задача школы - давать учащимся глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умение применять их на практике. Школа должна научить ученика находить пути к решению проблем, формировать у учащихся способность к самостоятельному, творческому мышлению. «Мыслительные операции не даны изначально, они постепенно складываются в ходе самого мышления» (Сергей Леонидович Рубинштейн).

В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приёмов познавательной деятельности.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъём, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов: мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения.

Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребёнок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идёт совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией её, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.

Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятёрки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учёбы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.

К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок не тяготился школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребёнок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путём определенной организации познавательной деятельности учащихся.

Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперёд. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

  • Ученики испытывают удивление когда, составляя задачу, узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова, живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба. Такого вида задачи я часто использую при проведении устного счёта (см. Приложение).

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться всё время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках.

Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.

Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире – на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает ещё один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.

Доказано, что дети запоминают 10% того, что читают, 26% того, что слышат, 30% того, что видят, 50% того, что видят и слышат, 70% того, что обсуждают с другими, 80% того, что основано на личном опыте, 90% того, что проговаривают в то время, когда делают, 95% того, чему они обучаются сами. Данная информация позволяет сделать однозначный вывод. Результат обучения зависит от степени активности учащихся в учебном процессе.

Чтобы разбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе её школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Поэтому я поставила перед собой цель – развивать познавательную деятельность учащихся.

Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.

Осознав эти проблемы, стала собирать и пробовать в своей работе различные методические и дидактические приёмы. Всю работу провожу по нескольким направлениям: дидактические игры и игровые моменты, работа со схемами, использование провоцирующих задач.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания.

По характеру познавательной деятельности игры можно разделить на следующие группы:

  1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. («Составим узор» )

  2. Игры, требующие воспроизводящей деятельности. К этой группе относятся игры, направленные на формирование вычислительных навыков.(«Лучший лётчик», «Математическая рыбалка», «Помоги собрать бананы»)

  3. Игры, в которых запрограммирована преобразующая (контролирующая) деятельность детей. С помощью этих игр дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. («Составь круговые примеры», «Математическая эстафета»)

  4. Игры, в которые включены элементы поисковой деятельности, где целью игры является формулирование учащимися по рисунку, схеме и опорным словам математического правила. («Угадайка», «Определи курс движения самолёта»)

Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от её места в системе уроков. Игра может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа. Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками.

На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойства, действий и вычислительных приёмов. В этом случае следует ограничить использование средств наглядности, а усилить внимание к громкому проговариванию правила, свойства, вычислительного приёма.

В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности – исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью можно использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки или разрезные цифры. Всё это служит средством активизации детей в игре.

В книге Шалвы Алексеевича Амонашвили «Здравствуйте, дети», есть такие слова:

« … без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока». Я стремлюсь создать на каждом уроке такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребёнку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат. У ребёнка в начальной школе фантазия развита настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру.

С большим успехом у нас на уроке проходят такие игры как: «Прогулка по лесу», «Путешествия по станциям», «Почтальон», « Помоги Золушке» и т.д.

(показ игр)

Мне очень нравятся игры-путешествия. В них ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия. А главное – ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизированного навыка математические знания.

Но для меня важно не только вызвать первоначальный интерес, но и удержать его, сделать стойким на долгие годы. Это трудно, но всё же возможно. Для этого необходимо продумать организацию работы не только на уроке, но и на внеклассных занятиях.

Один раз в неделю я провожу занятие «Юным умникам и умница» по рабочей тетради, разработанной О.Холодовой, часто проводим игры: «Думай, смекай, отгадывай», «Математический КВН», «Математические кругосветки», где дети сами подбирают интересные задания.

К декадам математики, которые каждый код проходят в школе, дети рисуют газеты, придумывают различные кроссворды, ведь всё это способствует развитию математических способностей, привитию интереса к математике.

В своей работе я часто использую провоцирующие задачи. В условиях таких задач содержатся различного рода упоминания, указания, намёки, подсказки, подталкивающие к выбору ошибочного пути решения или неверного ответа.

Провоцирующие задачи обладают высоким развивающим потенциалом. Они способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления – критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, её разносторонней оценке, повышают познавательный интерес. Дидактическая ценность провоцирующих задач неоспорима. Попадая в заранее приготовленную ловушку, ученик испытывает досаду, сожаление от того, что не придал особого значения тем нюансам условия, из-за которых он угодил в неловкое положение.

Провоцирующие задачи можно разделить на несколько типов.

  1. Задачи, условия которых в той или иной мере навязывают неверный ответ.

  • Задачи, навязывающие в явной форме один определённый ответ.

- Сколько прямоугольников можно насчитать в изображении окна?

- Сколько знаков будет в числе, в записи которого 5 нулей?

Навязывается ответ: пятизначным, но он неверен, т.к. помимо

5 нулей в записи числа должны обязательно присутствовать цифры,

отличные от нуля. Правильный ответ: шестизначным и более.

  • Задачи, побуждающие сделать выбор ответа из предложенной совокупности неверных ответов.

- Какое из чисел 333, 555, 666, 999 не делится на 3? Правильный ответ: никакое, т.к.

555 : 3 = 185.

  • Задачи, побуждающие сделать неправильный выбор ответа из предложенных совокупностей верных и неверных ответов.

- Какой из отрезков короче: вертикальный или горизонтальный?

- Что легче: пуд пуха или пуд железа?

  • Задачи, условия которых не содержат в явном виде неверного ответа, но каким-либо образом указывают на него.

- Какое число, кратное 3, следует за числом 202?

Напрашивается ответ 203, но это не так, т.к. 203 не делится на 3, а правильный ответ 204.

  1. Задачи, условия которых тем или иным способом подсказывает неверный путь решения.

  • Задачи, условия которых подталкивают решающего к тому, чтобы выполнить какое-либо действие с заданными числами или величинами, тогда как выполнять это действие вовсе не требуется.

- Тройка лошадей проскакала 15км. Сколько км проскакала каждая лошадь?

  • Задачи, условия которых подталкивают решающего к выполнению какого-то определённого действия, тогда как выполнять нужно другое действие.

- Крышка имеет 4 угла. Если один из них отпилить, сколько углов будет у крышки?

Напрашивается действие 4 – 1, но правильный ответ 3 + 2 = 5 углов.

  • Задачи, условия которых подталкивают к выполнению какого-то одного или нескольких действий вполне определённым образом, тогда как выполнять действия нужно иначе, чаще всего необходим сложный расчёт.

- 6 рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней?

Кажется совершенно естественным выполнить умножение 6 * 2 и получить ответ: 12 судаков. Но этот ответ не верен, нужно учесть, что один рыбак в день съедает 1/6 часть судака, и вычислять иначе: 1/6 * 12 чел. *12 дн. = 24 судака.

  • Задачи, условия которых подталкивают решающего к выполнению какого-либо действия, тогда как выполнить их не представляется возможным.

- Двое пошли 3 гриба нашли. Четверо пойдут, сколько найдут?

Напрашивается ответ 6 грибов, но правильный ответ: неизвестно, т.к. эти четверо могут вообще ничего не найти, если им не повезёт.

  1. Задачи, вынуждающие придумывать, строить такие математические объекты, которые при заданных условиях не могут иметь места.

- Используя цифры 1 и 4, запишите трёхзначное число, дающее при делении на 3 остаток равный 2.

Придумать такое число невозможно, поскольку любое число, удовлетворяющее условию задачи, делится на 3 без остатка.

  1. Задачи, вводящие в заблуждение из-за неоднозначности трактовки терминов, словесных оборотов, буквенных или числовых выражений.

- На листе бумаги записано число 606. Какое действие нужно совершить, чтобы увеличить его в полтора раза? Здесь имеется в виду не математическое действие, а просто игра с листом: его нужно перевернуть и получится 909.

  1. Задачи, условия которых допускают возможность «опровержения» семантически верного решения синтаксическим или иным нематематическим решением.

- 3 спички выложены на столе так, что получилось 4. могло ли такое быть, если других предметов на столе не было?

Отрицательный ответ опровергается рисунком: IV.

Эти разновидности провоцирующих задач не исчерпывают всего их многообразия, но дают представление о способах их составления и использования в обучении математике.
Задания, направленные на развитие внимания.

В учебный материал включаю содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

1. Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах.

2. Пересчёт предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами.

3. Отыскание чисел по таблицам Шульте.

4. Найди сходство и различие.
Задания, направленные на развитие восприятия и воображения.

Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельностью как взрослого человека, так и ребёнка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. Мы знаем, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким.

В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.

  1. Подбери заплатку к сапожку.

  2. Собери разбитую тарелку, кувшин, вазу.

  3. Упражнение «Геометрические фигуры».
Задания, направленные на развитие логического мышления.

Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира.

Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.

  1. Задачи на смекалку.

  2. Задачи в стихотворной форме (собака Клякса).

  3. Задачи шутки.

  4. Магические квадраты.

5. Числовые фигуры.

  1. Задачи с геометрическим содержанием.

  2. Кроссворды и ребусы.

  3. Комбинаторные задачи.


Задания, направленные на развитие памяти.

Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.

Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, поэтому необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления.


  1. Запомни двузначные числа.

  2. Запомни математические термины.

  3. Цепочка слов.

  4. Рисуем по памяти узоры.

  5. Запомни и воспроизведи рисунки.

  6. Зрительные диктанты.

  7. Слуховые диктанты.


Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учёбе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

Мастерство учителя состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.
Литература:

  1. Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей» –Волгоград: Учитель, 2002

  2. Лакоценина Т.П. «Необычные уроки в начальной школе» ЗАО «Книга»; изд-во «Учитель», 2008

  3. Тихомирова Л.Ф., Басова А.В. «Развитие логического мышления детей» - Волгоград: Учитель, 2002