|
Урока ввести учащихся в мир «маленького человека» "И пусть будет счастье, когда его не может быть..." Повесть А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 6 классе
Опубликовано 08.08.2013 - 23:04 - Полянских Нина Николаевна
Повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель» в 6 классе
Цель урока — ввести учащихся в мир «маленького человека» пушкинской прозы, пробудить сочувствие и сострадание к герою повести; показать особенность сюжета и композиции пушкинской повести.
Ведущий прием — беседа-анализ.
Приемы — заочная экскурсия, работа с изобразительным материалом, комментированное чтение, выразительное чтение, слово учителя.
Наглядность. Серия фотографий для заочной экскурсии «Музей станционного смотрителя в Выре» (по кн.: Болдино. Осень. 1820. — М.: Планета, 1990); К.И.Кольман. Литография «Завтрак путешественников на почтовой станции». 1825; М.В.Добужинский. Иллюстрации к повести «Станционный смотритель». 1905.
Вступительное слово проводим в форме заочной экскурсии «Музей станционного смотрителя в Выре».
— Перед вами литография К.И.Кольмана «Завтрак путешественников на почтовой станции». Деревянный навес, выпряженные из дорожной кибитки лошади. Богатая дама сидит на бревне, перед нею — смотритель с женою уговаривают барыню отобедать; молодой офицер, явно желающий обратить на себя внимание. Все изображенное на картине — знак времени. Для путешественников почтовая станция — лишь очередная остановка в пути, где можно отдохнуть, выпить чаю, сменить лошадей, а для станционного смотрителя — дом, где живет его семья, растут дети...
На пути из Петербурга в Москву третья почтовая станция — Выра. А.С.Пушкин тринадцать раз проезжал через эту станцию. Эта бесконечная пушкинская дорога! Жители Выры уверены, что история, описанная Пушкиным в «Станционном смотрителе», произошла на их тракте, что фамилия Вырин происходит от названия места. А в Выре в здании бывшей почтовой станции открыт музей станционного смотрителя, единственный в своем роде. Заглянем и мы в этот музей, представим удивительную обстановку пушкинской поры проникнемся духом уважения и сочувствия к «маленькому человеку».
Мы в ямщицкой — большой комнате, где отдыхали ямщики, чинили конскую сбрую, коротали время, пока их господа изволят приказать ехать дальше. На стене — хомуты, дуга, уздечки, фонарь чугунного литья... Две лавки. шаткий столик с немудреной посудой — вот и вся мебель этой комнаты. Домотканые дорожки на полу придают ямщицкой опрятность. Примечательная деталь — полотенце с вышивкой, изображающей лихую русскую тройку. В красном углу, как и положено, теплится лампада перед образами, две картины в простых рамках с изображением батальных сцен. Около старенького табурета стоят лапти. Словно хозяин сей обуви отлучился на миг и скоро вернется.
Рядом с ямщицкой — маленькая комнатка смотрителя, что-то вроде кабинета, которую почти полностью занимает массивный дубовый стол. Чернильница, гусиное перо, погасшая свеча в простом подсвечнике, развернутая книга, куда смотритель вписывал подорожные, несколько потертых ассигнаций дополняют каждодневную работу «мученика четырнадцатого класса».
Из комнаты смотрителя мы попадаем в горницу — комнату для гостей, где господа могли скоротать непогожую пору, дождаться лошадей. Диван, кресло, непременная лавка у стола, чайная посуда, самовар, «горшки с бальзамином» на подоконниках и картинки на стенах, изображающие «историю блудного сына»...
В комнате Дуни все дышит чистотой и опрятностью. Высокий сундук, покрытый кружевной накидкой, на нем кувшинчик для цветов, маленькое зеркальце. На диване — платье Дуни. Кажется, девушка лишь на минуту отлучилась из своей светёлки, чтобы встретить очередного путешественника...
Таким образом, предметы, утварь, бережно собранные в музее, воспроизводят убедительную картину русской жизни XIX века, помогают дополнить увиденное Пушкиным на бесконечных российских дорогах.
Беседа-анализ по содержанию повести.
—Дома вы прочли вторую повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель», которая входит в цикл «Повестей Белкина». Что показалось вам особенным, запоминающимся в этой повести? (Простые люди, добрые сердца, печальный конец.)
—Своей повести рассказчик предпослал немного видоизмененные стихи своего друга поэта Петра Вяземского: «Коллежский регистратор, / Почтовой станции диктатор». Всерьез ли автор воспринимает эти слова князя Вяземского? Может быть, за ними скрыта горькая ирония, так свойственная автору «Повестей. .»? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к повести. «Что такое станционный смотритель?» — спрашивает рассказчик. Как автор развенчивает расхожие представления об этом дорожном «диктаторе»?
( - Станционный смотритель в России имел самый низший класс в служебной лестнице чинов — четырнадцатый.
- Смотритель терпел унижения и даже побои от проезжих, которые вымещали на нем досаду за скверную погоду, усталых лошадей, плохое настроение.
- На голову смотрителя, как из рога изобилия, сыпались ругательства и оскорбления. «В бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца».
- Никакой благодарности, простого «спасибо» трудно дождаться от какого-нибудь генерала или фельдъегеря.)
— Как сам рассказчик относится к этим служителям почтовых станций?
(Автор призывает своего читателя «вместо негодования» наполнить сердце свое «искренним состраданием». Рассказчику, изъездившему много дорог, изведавшему не одно поколение ямщиков, знавшему каждого смотрителя в лицо, можно поверить.)
— Кто такие станционные смотрители, по мнению рассказчика?
(Представление о смотрителе, как о «муромском разбойнике», «изверге», притеснителе и грубияне, по мнению рассказчика, ложно. Работники сии — труженики мирные, услужливые, скромные и «не слишком сребролюбивые», оклеветаны людской молвой.)
— Чем интересны автору эти люди?
(Добрым сердцем, незлобивостью, удивительным умением вести беседу, которую писатель часто предпочитает «речам какого-нибудь чиновника 6-го класса».)
—Действительно, весьма иронично на фоне пушкинских представлений о станционном смотрителе звучат слова князя Вяземского. Рассказчик с чувством гордости признается в том, что есть у него «приятели из почтенного сословия смотрителей», а память об одном из них, историю которого писатель запечатлел в повести, особенно «драгоценна» ему. И эта «драгоценная память» возвращает автора в месяц май 1816 года. Рассказчик едет на перекладных, платит прогоны за две лошади, смотрители на станциях с ним не церемонятся. Подумайте, почему? Какие размышления посещают путешественника? Что удивляет его? Почему он так негодует «на низость и малодушие смотрителя»?
(Рассказчик замечает, что в ту пору «чин он имел небольшой», а все внимание смотрителя было сосредоточено на том, кто побогаче.)
— Верно. Путешественник размышляет: «...что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила чин чина почитай ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай». Тогда бы приниженный смотритель не посмел бы отдать приготовленную для рассказчика коляску чиновному барину. Простодушный пушкинский рассказчик удивительно уместно размышляет об этих «общеудобных правилах», господствующих в обществе, согласно которым твой чин и богатство позволяют тебе обижать неимущего, а власть имущий может растоптать бедняка. Но, как замечает рассказчик, подобные мысли посещали его, когда он был «молод и вспыльчив», а ныне эти «общеудобия» кажутся ему «в порядке вещей».
- В чем ирония Пушкина? Горькая ирония...
(Наверное, в том, что сам рассказчик вроде бы и не замечает своей невольной двойственности и, словно спохватившись, торопит наше читательское любопытство: «Но обращаюсь к моей повести».)
— Можно ли считать случайными подобные рассуждения рассказчика об «общеудобных правилах»? (Напротив, дальнейшее содержание повести показывает порицание этих самых «правил», и тогда ясно виден сам Пушкин, ироничный, сострадающий героям повести.)
— Итак, рассказчик, молодой человек, облеченный «мелким чином», приехал на станцию, чтобы отдохнуть, поменять лошадей, переодеться после дождя. Расскажите, какое впечатление производит на гостя Дуня, дочка смотрителя? (Путешественника поразила красота этой четырнадцатилетней девочки, ее большие голубые глаза. По словам отца, Дуня — «разумная», «проворная», «вся в покойницу мать». Еще рассказчик замечает в поведении Дуни самолюбование, стремление понравиться гостю; он называет девочку «маленькой кокеткой» .Дуня ведет себя с гостем «безо всякой робости» и даже позволила ему в сенях поцеловать себя на прощание.)
— Как ведет себя гость с хозяевам станции? Почему так понравились ему смотритель и его дочка? (Это были добрые, радушные люди, почувствовавшие интерес гостя к ним. Им есть о чем говорить, недаром они долго беседующие чаем, «как будто век были знакомы».)
— Несомненно, рассказчик - человек добрый, искренний, внимательный. Его умиляет обстановка комнаты, где живут эти добрые люди, горшки с бальзамином, кровать с пёстрой занавеской и, конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю блудного сына. Как вы думаете, почему рассказчик подробно описал сюжет этих картинок о беспокойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после скитания? (Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери, героини повести. А «почтенный старик в колпаке и шлафроке» напоминает самого смотрителя.)
— Действительно, в современной Пушкину России проблема отцов и детей была не менее важной, чем в наши дни. Библейская история о блудном сыне была размножена в тысячах популярных картинок, которыми простые люди украшали свои избы в назидание отцам и детям. Но Пушкина и здесь не покидает горькая ирония: увы, не по этим картинкам развивается жизнь и даже не по сюжету сентиментальной истории об обманутой девушке в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Писатель словно пытается вступить в спор с неведомыми силами за судьбу Дуни.
- В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. Первый и второй приезды заключают в себе немало общего. Рассказчик видит все тот же почтовый домик, входит в комнату с картинками на стене; стол и кровать стояли на прежних местах. Смотритель переписывает подорожную приезжего в свою книгу. Потом следует чаепитие, рассказчик предлагает Самсону Вырину пуншу... Почти все, как в первый приезд? (Нет, это лишь внешняя похожесть обоих приездов. Нет Дуни, и поэтому все привычное кажется уже другим. В этой знакомой обстановке все выказывает «ветхость и небрежение». Нет ни горшков с цветами, ни пестрой занавески. Все это было создано заботливыми руками Дуни.)
— Как изменился сам смотритель? (Еще несколько лет назад это был «бодрый мужчина», а теперь — «хилый старик».)
— Обратите внимание на весьма характерную деталь: «смотритель спал под тулупом». Она подчеркивает, как Самсон Вырин запущен. Болезненность и дряхлость смотрителя подчеркиваются еще одной деталью. Сравним, в первый раз: «Тут принялся он переписывать мою подорожную». То есть немедленно взялся исполнять свой служебный долг. Во второй же приезд: «Покамест собирался переписывать мою подорожную... продолжал пошептом читать...» Смотритель по-стариковски медлит, с трудом разбирает написанное, произносит вслух слова — старческим «пошептом».
Перед нами — горькая история угасания одной разбитой жизни... А что же Дуня?
- Расскажите о первом появлении на станции гусара Минского. Отвечают ли его облик и поведение «общеудобному правилу» «чин чина почитай»? (Приезжий был в чине ротмистра, при разговоре со смотрителем требовал скорее лошадей, «возвысил было голос и нагайку», и лишь ласковое обращение Дуни к гусару развеяло его гнев.)
— Посмотрите, как художник М.В.Добужинский изобразил приезд Минского на почтовую станцию. Опишите эту иллюстрацию. (Посреди скромной, но опрятной комнаты — бравый гусар «в черкесской шапке, в военной шинели». В руках у него нагайка, которою он, вероятно, собирается призвать к ответу несчастного смотрителя. Смотритель же, обращенный к зрителю спиной, выказывает своей фигурой самое покорство: склоненная на бок голова, рука, заведенная за спину, полусогнутые ноги. И лишь появление Дуни смиряет злость гусара.)
— Из каких слов рассказчика мы понимаем, что Дуня произвела сильное впечатление на Минского? (Гусар подобрел, согласился ждать лошадей и даже заказал себе ужин. Ротмистр начал весело разговаривать со смотрителем и его дочерью. Минский, желая подольше задержаться на станции, сказался «больным», даже подкупил доктора.)
— Чувствует ли бедный отец, что Минский обманывает всех и чем его внезапная «болезнь» грозит Дуне? (Нет, Самсон Вырин и Дуня искренне верят в болезнь Минского, они не слишком наблюдательные люди, иначе бы заметили, что «больной» «выпил две чашки кофе и заказал себе обед», выпил кружку лимонада. И вместе с доктором «ели с большим аппетитом, выпили бутылку вина».)
— Верно, Самсон Вырин — добрый и доверчивый человек. Он убежден в порядочности Минского, и невольно сам отпускает от себя свою дочь, когда гусар предложил довезти ее до церкви: «Чего же ты боишься?., ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест». Передайте состояние бедного смотрителя после отъезда Дуни с гусаром. (Он чувствовал за собой вину: как он мог позволить Дуне сесть в кибитку к гусару. Словно на него нашло «ослепление». Вскоре после отъезда дочери «сердце его начало ныть», им овладело беспокойство, сам идет к церкви, вернулся домой «ни жив, ни мертв».)
— С каким чувством говорит рассказчик о болезни Вырина?
(«Бедняк занемог сильной горячкой». В тоне рассказчика уже нет и тени иронии, когда он говорит, что несчастный старик «слег в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик». В голосе автора — искреннее сочувствие.)
— Как смотритель начинает бороться за свою дочь? Какие детали помогают нам глубже понять душу несчастного отца? (Он пешком отправляется искать дочь. Надеется привести домой свою «заблудшую овечку». Минский, встретив в прихожей смотрителя, особенно не церемонился с ним, объясняя, что Дуня с ним будет счастлива, откупился от Вырина деньгами. Во второй раз слуга ротмистра объяснил Вырину, что «барин никого не принимает, грудью вытеснил из передней и хлопнул двери ему под нос». Когда Вырин в третий раз осмелился потребовать у Минского свою дочь, «гусар вытолкнул его на лестницу».)
— Подумайте, как Минский относится к Дуне. Любит ли ее или «коварный соблазнитель» играет чувствами девушки? (Минский, похоже, по-настоящему любит Дуню, окружил ее вниманием и роскошью, но и Дуня любит своего «похитителя»: с какой нежностью она смотрела на Минского, «наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы».)
— Что же, Пушкин приукрашивает жизнь? Коварный соблазнитель превращается в нежного и любящего человека? (Нет, Пушкин не стремится приукрасить жизнь. Почему же невозможна любовь Минского к Дуне? Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь ее отца стала еще несчастнее.)
— Верно, отца не пустили даже на порог.
Рассказчик вновь подтверждает живучесть «общеудобия» «чин чина почитай»: бедняк не просто остался бедняком — оскорбили и растоптали его человеческое достоинство. Он по-прежнему остался в стане бесправных бедняков, тягаться ему с сильными мира сего бесполезно. Любое, самое сказочное превращение Дуни в «прекрасную барыню» никак не изменит жизни Самсона Вырина. Даже его имя! Самсон — доблестный герой античного мира. Наш же Самсон Вырин — воплощение бессилия.
- Повесть завершается грустно. Прошли годы, и добрый наш рассказчик в третий раз посещает эти места, вспоминая бедного смотрителя. Вы заметили, с каждым новым посещением нашего путешественника почтовой станции уменьшается число персонажей: в первый приезд — смотритель и Дуня, во второй — один смотритель, в третий — никого, только одинокая могила смотрителя «за околицей». Этот третий приезд рассказчика усиливает угасание жизни. В сени, где когда-то молодой путешественник поцеловал Дуню, выходит толстая баба. Все — чужое...
— Вспомните, в какое время рассказчик впервые посетил эту станцию?
(Это произошло «веселым весенним днем», путешественник был застигнут в дороге живительным майским ливнем. Тем с большей охотой он стремится в тепло и уют «смиренной обители» смотрителя.)
— А третий и последний раз рассказчик приезжает на станцию осенью, «на закате». Понаблюдайте за деталями этого осеннего пейзажа. Как описание природы помогает дорисовать скорбную картину увядания жизни? (Небо заволокло серыми тучами, с пустых полей дул холодный ветер, желтые и красные листья уже не радовали взора, в беспокойстве уносясь с веток деревьев...)
— Жива ли память о смотрителе у людей? (Да, люди помнят его могилу. Хозяйский мальчик Ванька выучился у смотрителя вырезать дудочки. Самсон Вырин играл с детьми, одаривал их орехами.)
— Рассказчик на могиле смотрителя. Почему кладбище произвело на него такое удручающее впечатление? (Это было голое место, не было даже ограды, над могилами возвышались одни деревянные кресты — видно, что там покоились бедняки.
Рассказчик замечает, что на могилах не было ни кустика, ни деревца, не говоря уже о цветах.
Печальный вид кладбища навеян автору рассказом хозяйского мальчика о богатой «прекрасной барыне», приехавшей однажды в карете «в шесть лошадей», с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською...
К Дуне пришло позднее раскаяние. Но в отличие от старика в шлафроке с картинки о блудном сыне, Дуня застала лишь могилу отца. Да, она стала богатой, у нее трое маленьких детей, но отец ее потерял любовь навсегда, а вместе с этой любовью утратил и надежду на саму жизнь.)
Подведение итогов.
— Прочитана повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель». О чем она?
(О глубокой отцовской любви.
О дочерней неблагодарности.
Эта повесть о том, как бедному человеку трудно соперничать с богатым и сильным.
О «маленьком человеке», сохранившем свое достоинство.
О запоздалом раскаянии «блудной дочери», которая будет жить с чувством вины перед своим отцом.
Роскошь, богатство, благополучие, даже самые внушительные, не могут заменить слез на могиле близкого человека.
Рассказчик еще и размышляет о неизбежности расставания детей и родителей. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием. Дуня могла бы давно, еще при жизни отца, приехать и продлить ему жизнь своим появлением на станции. Пусть бы Вырин вместе с ней порадовался внукам...)
— Да, всех тем, которые вы назвали, касалось гениальное перо поэта. Повесть, при всей простоте сюжета, многозначительна. Но остается неясность: повел ли Минский Дуню под венец или нет? Возможно, и повел, потому что самому поэту хотелось верить в собственную свадьбу, мечтать о доме, о счастливой семейной жизни. Вот почему бесконечно унылый и печальный конец повести получает чисто пушкинское оптимистическое разрешение:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть...
На могилу к отцу Дуня приехала с детьми, внуками Самсона Вырина, «призвала попа», одарила «рыжего и кривого мальчишку серебряным пятаком». Пушкин дальновиднее воображаемого рассказчика: поучительные картинки о блудном сыне не смогли «напророчить» Дуне тяжелой судьбы, потому что жизнь развивается не по картинкам.
Размышляя над «счастливыми концами» «Повестей Белкина», поэт Анна Андреевна Ахматова замечала, что сам Пушкин словно подсказывал судьбе, как спасти его, пояснял, что нет безвыходных положений. И пусть будет счастье, когда его не может быть, как у него самого...
Скачать:
bolnoy_minskiy.jpeg
| 30.22 КБ
| dunya_na_mogile_otca.jpeg
| 19.99 КБ
| minskiy_i_dunya.jpeg
| 25.8 КБ
| muzey_starncionnogo_smotritelya.jpeg
| 23.72 КБ
| priezd_minskogo.jpeg
| 22.02 КБ
| vyrin_v_peterburge.jpeg
| 21.32 КБ
|
|
|
|