Главная страница


Урок в 5 классе по теме: «Решение задач на проценты»



НазваниеУрок в 5 классе по теме: «Решение задач на проценты»
Дата03.04.2016
Размер54.3 Kb.
ТипУрок

1

Открытый урок в 5 классе по теме: «Решение задач на проценты»

Урок проводится в форме деловой игры «Ремонт» совместно с преподавателем информатики.

Идея игры: создать ситуацию практического применения учащимися математических знаний в одной из

областей человеческой деятельности.

Цель урока (познавательное содержание): применение знаний и умений , полученных учащимися при изучении темы «Проценты», с учетом использования тем: «Площади фигур» и «Действия с десятичными дробями».

Воспитательная цель: ориентация учащихся на профессии, развитие логического и критического мышления, воспитание чувства ответственности за успехи в обучении всего коллектива и за свои лично.

Метапредметная цель: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

Оборудование урока: мультимедийная доска, компьютеры, раздаточный материал

Результат урока: Реализация поставленных учебных, воспитательных и метапредметных целей.

Вступление (5 минут)

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжим работать с темой: «Проценты». Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и классная работа.

Ученик: Извините, Ольга Владимировна, мы узнали, что такое процент и как его вычислять, а пригодятся ли нам эти знания в обычной жизни?

Учитель: Ребята, давайте все вместе попробуем найти ответ на этот вопрос! В детстве мне очень хотелось поскорее стать взрослой. А вам? Какие профессии вы бы хотели получить? (Дети перечисляют профессии). Спасибо, вы так много перечислили профессий, но, наверное, вам покажется удивительным, что практически в каждой из них применяется понятие «процента». Я постараюсь убедить вас в этом на примере деловой игры «Ремонт». Вы любите играть? Замечательно! Сейчас Светлана Владимировна запустит на своей машине времени специальную программу, и вы станете взрослыми. Хотите? Тогда – вперед!

Светлана Владимировна: А, чтобы машина времени заработала, вам надо ответить на вопросы. Закройте, пожалуйста, глаза. Полетели.

Проводится устный счет (вопросы и ответы появляются на мультимедийной доске)

Вопрос №1: Чему равно произведение числа20 на 0,1? Ответ:2

Вопрос №2: Чему равна сумма чисел 0,25 и 5,75? Ответ:6

Вопрос №3: Чему равны 25% от числа 16 ? Ответ: 4

Вопрос №4: Чему равно число, если20% его равны2 ? Ответ:10

Вопрос №5: Чему равна разность чисел 8,3 и 5,3? Ответ:3

2

Вопрос №6: Чему равно частное чисел 0,5 и 0,1? Ответ:5

Вопрос №7: Чему равен квадрат числа, если 60% его равны 0,6? Ответ: 1

Дети дают ответы

Учитель: Все молодцы! Но, особенно хорошо и быстро считали (называет фамилии ребят) и у нас появляются первые пятерки.

Основная часть (20 минут)

Учитель: А теперь откройте карточки, лежащие перед вами, и прочитайте в кого вы превратились. Встаньте, пожалуйста, те, у кого на карточках написано: «Заказчик», а теперь, у кого написано «Ремонтник» и, наконец, те, у кого написано «Банкир». Спасибо, вот мы и познакомились с нашими игроками и настало время сформулировать игровую ситуацию: заказчики хотят в минимальные сроки сделать ремонт квартиры и решили начать с коридора и комнаты представленной конфигурации, но т.к. собственных средств у них не хватает, они будут брать кредит в банке. (Текст игровой ситуации дублируется на доске)

Далее, учитель предлагает ребятам каждой группы сформулировать свои цели. ( Например, «заказчики» хотят получить качественный ремонт с небольшими затратами, «ремонтники» - выполнить работу в минимальный срок с наибольшей выгодой по оплате, «банкиры» - извлечь выгоду от предоставленного кредита и т.п.)

Учитель: Итак, группы высказали свои пожелания и переходим к практической части их решения. (Каждому ребенку выдается лист с 3 задачами для каждой группы). Сейчас каждой группе предстоит в течение 10 минут решить задачу, а затем представитель от группы предложит свой вариант решения на доске. Досрочные ответы приветствуются.

Задача№1.(для группы банкиров)

Какое количество краски потребуется на покрытие потолка, если оно составляет 85% от метража пола? (ответ округлите до десятых). Бригада ремонтников назвала заказчикам 9кг. Верный ли это ответ?

Решение: 4,3х1,5 +2,1х3,2=13,17 м2 – площадь пола

13,17х0,85=11,1945~11,2кг.

Вывод: ремонтники ошиблись

Задача№2.(для группы ремонтников)

Бригада ремонтников проработала 4дня, что составило 10% от запланированного срока выполнения всей работы. За сколько дней выполнила бы всю работу бригада, если заказчики попросили сократить время работы на 30%? Выгодно ли «Ремонтникам» сокращение сроков ремонта?

Решение: 4:0,1=40-дней требуется на выполнение всего ремонта

40- 0,3х40=40-12=28-дней потребуется для выполнения ремонта

Да, т.к. ремонтники вправе потребовать с заказчика дополнительную оплату за срочность, а оплата работы рассчитывалась от метража помещений.

3

Задача№3.( для группы заказчиков)

В банке нашим заказчикам предложили на выбор две возможности кредитования: либо взять ссуду на 1 год и выплачивать ежемесячно по 15% от суммы заёма или за первый месяц выплатить 30% от суммы заёма, а за каждый оставшийся месяц от года выплачивать по 10% от суммы заёма. Какой вид кредита для заказчиков более выгоден, если они собираются взять ссуду в 100000 рублей?

Решение:

1 возможность. 100000х0,15=15000руб.-надо будет выплачивать за месяц

15000х12=180000руб.-заказчик выплатит всего банку

2 возможность. 100000х0,3=30000руб.-надо выплатить заказчику за 1-й месяц

100000х0,1=10000руб-будет платить заказчик ежемесячно

10000х11=110000руб.-выплатит заказчик за 11 месяцев всего

110000+30000=140000руб.-заказчик выплатит всего банку

Вывод: 2-ой вариант заёма для заказчика более выгоден

Через 10 минут ребята предлагают свои варианты решения и комментарии к ним, а также вносятся при необходимости поправки в решение задач.

Учитель: Молодцы! Все игроки справились с поставленной задачей и я, надеюсь, ремонт квартиры заказчиков пройдет успешно.

Учитель выставляет и комментирует оценки за решение задач.

Учитель: Как вы считаете, ребята, теперь мы сможем дать ответ Сереже на его вопрос: «Нужны ли нам знания о процентах в повседневной жизни?» и только ли в сфере ремонта пригодятся наши знания о процентах?

Учитель выслушивает варианты ответов учащихся.

Учитель: Ну что, как ты считаешь, Сережа, мы смогли с ребятами ответить на твой вопрос?

Ученик:

Учитель: Ребята, в качестве домашнего задания я предлагаю придумать 2 задачи на использование процентов в той профессии, которую со временем вы бы хотели получить.

Светлана Владимировна: А я предлагаю еще и оформить несколько из них в виде презентации (учитель показывает образец) и на следующем уроке мы проведем конкурс на лучшую задачу.

Учитель: К, сожалению, время урока подходит к концу и нам пора вновь становиться детьми.

Светлана Владимировна: Я запускаю машину времени, а вас ждет последнее испытание – выполнение тестовой работы на компьютерах, причём её результат вы узнаете сразу. (Время работы – 5 минут)

4

Ответы, с которыми вы согласны отметьте знаком +

№п/п

Вопрос

Да

Нет

1.

Верно ли, что слово «процент» латинского происхождения?

+




2.

Процент-это пятая часть числа?




+

3.

Верно ли, написан знак процента -%?

+




4.

Понятие «процент» уже использовали в Древнем Риме?

+




5.

Верно ли, что четвертая часть числа – это 20%?




+

6.

Увеличился урожай зерновых в 2 раза –это значит увеличился на 100%?

+




7.

Можно ли выразить количество учащихся успешно сдавших ЕГЭ в процентах?

+




8.

Понятие «процент» используется только в математике?




+

9.

Можно ли услышать с экрана телевизора фразу: «Рейтинг победителя хит – парада равен 75%?

+




10.

Используется ли понятие «процента» в готовых изделиях в повседневной жизни?

+




Заключение (5 минут)

Учитель подводит итоги тестирования, урока.