|
Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля 9 класс с углубленным изучением математики Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля
9 класс с углубленным изучением математики
Тип урока: получение новых знаний (Мозговой штурм) Современные условия требуют от учащихся профильных и углублённых классов прочных методов решения. Но не менее важно и умение применять полученные знания в нестандартной ситуации, на практике, а также способность творчески подходить к решению каждой задачи, генерировать идеи по её решению.
Большое значение в развитии такого «творческого» стиля мышления имеют уроки в форме учебно-мозгового штурма (УМШ). На таких уроках ученики не действуют по указанному учителем алгоритму, а учатся в ходе работы в творческих парах «открывать» свои алгоритмы, сравнивать их, критиковать, находить преимущества, корректировать, обобщать.
Я хочу вам представить урок получения новых знаний, проведённый в 9 классе с углублённым изучением математики. Урок проводился в форме учебно-мозгового штурма в комбинации с работой в парах.
Тема урока «Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля». На предшествующих уроках повторилось понятие модуля, свойства модуля, его геометрический смысл, а также вырабатывались навыки в упрощении выражений, содержащих модуль.
Учащиеся работали в парах. У каждой пары имелся лист со списком предлагаемых уравнений и лист с ответами на все уравнения. А каждому ученику была предложена таблица, с которой они работали в течение урока.
На доске изображена аналогичная таблица, которая также заполнялась на протяжении всего урока и по которой учащиеся проверяли правильность заполнения своих индивидуальных таблиц.
Содержание урока
Организационный момент
- Учащимся сообщается форма урока (УМШ) и для создания творческой обстановки приводятся в качестве эпиграфа слова В. Гюго (Слайд 1).
- Формируются творческие пары.
- Записывается в тетрадях тема урока (Слайд 2)
Актуализация знаний
- Сообщается цель урока (Слайд 3)
- Сообщаются 3 ключа (Слайд 4)
Устная работа
На доске записано определение модуля (формула) и геометрическое толкование (рисунок)
- Дайте алгебраическое определение модуля (словесное)
- В чём состоит геометрическая интерпретация модуля?
- Решите устно (Слайд 6) Этапы УМШ
1) Выделение групп однотипных уравнений; формулировка отличительных признаков
Работая в парах, необходимо выделить группы уравнений, объединённых какой-то особенностью.
Некоторые уравнения «отправляются» в группу «Тёмная лошадка».
Учащиеся используют имеющиеся на столах листы с уравнениями, классифицируя их по 5 основным видам, и вписывают в 3-ю колонку таблицы.
Учитель наблюдает за работой пар, затем вызываются к доске по 1 представителю от разных пар и им предлагается заполнить 3-ю колонку таблицы на доске.
Затем результат обсуждается и корректируется, если это необходимо.
Далее для каждого вида уравнений формулируется отличительный признак и учителем предлагается наиболее «типовое» уравнение, которое и будет решаться.
2) Генерирование идей о методе решения уравнений отдельных групп
УМШ идёт по следующему алгоритму:
Выбор одного типа уравнений
5-минутный мозговой штурм в парах ( при этом уравнения не решаются до конца, а только генерируются «идеи» решения)
Выдвижение и обсуждение идей
«Реализация» идеи – решение у доски (возможно, представителями разных пар, если идеи отличаются), запись решений в тетрадях.
Анализ решений и коррекция.
На этом этапе УМШ учителю нужно не торопить учащихся, не отвергать ни одной идеи, не навязывать им свои методы, а лишь подсказывать направления поиска, поддерживать атмосферу «изобретательства». При этом каждый «шаг» на пути поиска поощряется, а ошибки – анализируются, но не наказываются.
Незадолго до конца занятия, вне зависимости от количества рассмотренных типов уравнений, необходимо перейти к 3 этапу УМШ.
3) Анализ идей, коррекция, выводы
Формулируются полученные методы решения (только для рассмотренных типов).
Решения в общем виде записываются во 2 колонку таблицы, причём таблицу на доске заполняет учитель.
4) Домашний
Формулировка домашнего задания.
Обязательная часть: решить остальные уравнения из рассмотренных типов.
Необязательная часть: предложить идеи решения уравнений из нерассмотренных типов, а также уравнений из группы «Тёмная лошадка».
Учитель объявляет, что на следующем уроке работа по «изобретению» методов решения уравнений будет продолжена и закреплена.
Заключительная часть урока
На этом этапе необходимо коротко проанализировать работу каждой пары:
- активность;
- слаженность;
- корректность;
- умение преподносить свои идеи и принимать чужие.
Обязательно нужно отметить лучших «генераторов» идей.
На уроках УМШ нет необходимости ставить оценки, ведь оценить творчество по 5-тибалльной системе очень трудно.
Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля
1) |х - 3| = 5
| 11) |х - 1|
= х
|х - 2|
| 2) |3 + у| - |у - 2| = 5
| 12) |3 - |2 - |1 - х||| = 2
| 3) х |13 - х| - 22 = 0
| х|х| + 7х + 12 = 0
| 4) |у - 4| + |у - 6| = 8
| 14) |х2 + 3х - 4| - 6 = 0
| 5) х2 - 4|х| - 1 = 0
| 15) 3|х - 1| - 2|х - 2| + |х - 3|
= 2
| 6) |х + 2| = 2|3 - х|
| 16) х2 - 2х = |х2 - 3х|
| 7) |х| + |х - 4| + |х - 5| = 12
| 17) |х3 + 4| + 1 = 0
| |3 - х|
8) = 1
|х - 1|
| 18) |||| х | - 2| - 1| - 2| = 2
| х3
9) - 7х + 12 = 0
|х|
| 19) √х – 2 + |х - 3| = |х - 4|
| 10) |х3 + 3х2 + х| = -х + х3
| 20) |х2 – х - 2| = |2х2 – х - 1|
|
Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля
Общий вид уравнений
| Решение
| Примеры
| 1) |f(x)|=a, где а≥0
|
|
| 2) f(|x|)=a
|
|
| 3) |f(x)|=g(x)
|
|
| 4) |f(x)|=|g(x)|
|
|
| 5) |f1(x)|+|f2(x)|+…
+|fn(x)| = g(x)
|
|
| «Тёмная лошадка»
|
|
| |
|
|