|
Урок по алгебре и началам анализа в 11 классе тема :,, иррациональные уравнения,, Цели урока ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО АЛГЕБРЕ И НАЧАЛАМ АНАЛИЗА В 11 КЛАССЕ
ТЕМА : ,, ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ ,,
Цели урока :
обучающая - ввести понятие иррационального уравнения;
- показать способы решения;
развивающая - создание проблемной ситуации при решении иррациональных уравнений
при наличии посторонних корней и выработка умения у учащихся
самостоятельно определять способы решения уравнений;
- развитие алгебраической ,,зоркости,, ;
воспитательная - развитие у учащихся грамотной устной и письменной
математической речи;
- добиться осознанного восприятия темы, заинтересовать поиском
нестандартных решений ( метод ,,пристального взгляда,, )
Дидактическое оснащение урока : интерактивная доска, презентация, учебник ,,Алгебра и начала анализа 10-11,, под ред Ш.А. Алимова, переносные доски, карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Французский писатель Анатоль Франс заметил, что ,,учиться надо весело. Чтобы переваривать знания , надо поглощать их с аппетитом,, Последуем совету писателя : будем на уроке активны, внимательны, будем ,,поглощать,, знания с большим желанием, ведь все новые знания, полученные сегодня, пригодятся нам завтра.
Тема урока : ,,Иррациональные уравнения,, Перед вами стоит задача : научиться решать новый для вас вид уравнений, научиться самостоятельно определять метод их решений. 2. Устный опрос.
Проводится в форме фронтальной работы с классом.
1) Устные упражнения по пройденному материалу – повторение свойств корней п-ой степени
Слайд 1
Найти значение выражения:
; ; ; ; ; ; ; ; ;
|
Слайд 2
Вынесите множители за знак корня ( х 0, у 0 ) :
; ; ; ; ; ; ; 
|
Сслайд 3
Внесите множитель под знак корня ( х 0, у 0 ) :
3 ; 2 ; 2 ; 4ху ; 
|
Слайд 4
Как избавиться от иррациональности в знаменателе ?
; ; ; ; .
| 2) Арифметическая разминка .
Задания выполняются учащимися на переносной доске и в тетрадях.( Задание б) - проблемная ситуация : учащиеся должны догадаться и увидеть ,,спрятавшиеся формулы сокращенного умножения под знаками радикалов)
Упростить : а) ; б) . 3. Изучение нового материала. 3*Фронтальный опрос - переходный мостик от ранее изученного к новому:
* Что такое уравнение ?
* Что называется корнем уравнения ?
* Какие уравнения называются равносильными ?
* Что значит решить уравнение ?
* Какие виды уравнений вы знаете ?
( на переносной доске написан ряд уравнений – определить их вид )
3х – 2(5х + 4 ) = 17 ; 2 + 5х – 7 = 0 ; ; ; .
3** Определение: Уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня, называются иррациональными.
Решение иррационального уравнения п-ой степени сводится к переходу от иррационального уравнения к рациональному путем возведения в п –ую степень обеих частей уравнения.
Схема перехода :
:  3***Решение иррациональных уравнений. Учитель дает образец оформления решения на доске, учащиеся делают записи в тетрадях. (опорные вопросы , комментарии учителя этапов решения)
1. . Ответ: 2. При решении данного уравнения учащиеся самостоятельно должны придти к выводу 1 : При возведении обеих частей уравнения в четную степень возможно появление посторонних корней. Поэтому этот метод решения требует обязательной проверки найденных корней.
2. . Ответ : 3.
3. . Ответ : нет решений.
4. . Ответ : нет корней. ( при решении учитель показывает использование метода монотонности )
Иногда рациональнее решать иррациональное уравнение, определив ОДЗ, используя равносильные переходы.
5. . Ответ : нет корней.
6. . Ответ: 11.
7. . Ответ : 0 ; 3 ; 4. 4.Закрепление изученного материала 4* Решение уравнений из учебника №№ 418б, 419а, 420а.( трое учащихся решают на переносных досках, остальные решают самостоятельно в тетрадях. Проверка решений.
4**Итоги урока (фронтальный опрос)
- Какие уравнения называются иррациональными ? ( уравнения, содержащие неизвестное под знаком корня )
Слайд 5
Какие из уравнений являются иррациональными ?
1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) .
|
Слайд 6
Является ли число корнем уравнения ?
; ; ;

|
- Основной способ решения иррациональных уравнений ( возведение в степень )
- О чем надо помнить при решении иррациональных уравнений данным способом ? ( о необходимости сделать проверку корней , т.к. появляются посторонние корни)
- Каким еще можно решить способом ? ( найти ОДЗ и осуществить равносильные переходы ) 5. Рубрика - это интересно. А ряд иррациональных уравнений можно решить методом ,,пристального взгляда,, суть которого заключается в очевидности корней или их явного отсутствия по причине разногласия с ОДЗ. Например :
Слайд 7*
1. ;
2. ;
3. ;
4. ;
5. ;
| Слайд 7
6. ;
7. ;
8. ;
9. ;
10. .
|
5* Развиваем алгебраическую зоркость. На переносной доске записаны решения иррациональных уравнений, в которых допущены ,,стандартные,, ошибки. Найти их.
1. Решить уравнение :

Решение :

Ответ : 1
| Ошибка. Ученик возвел в квадрат формально. На области обе части уравнения не определены.
Ответ : нет решений.
| 2. Решить уравнение :

Решение :
,
 ,
. Ответ : -5 ; 3
| Ошибка.
-5 - посторонний корень
Ответ : 3
| 3. Решить уравнение :

Решение : х 
Т.к. неотрицателен на этом множестве, то уравнение не имеет решений
| Ошибка. Ученик не оценил ; при х=0,5 
Ответ : 0,5
|
6. Домашнее задание : №№ 418-420 (в.г) ( учитель комментирует каждое задание ) |
|
|