|
Урок математики «Закрепление таблицы сложения с переходом через десяток» Урок математики
«Закрепление таблицы сложения с переходом через десяток»
Цели: совершенствовать знания таблицы сложения с переходом через десяток;
-закреплять знание отношения единиц длины, умение выражать значение величины в более мелких единицах;
-закреплять умение читать и записывать выражения со скобками;
-умение составлять задачи по краткой записи и решать их, решать задачи разного вида;
- развивать речь, творческие способности, математические способности, мышление, внимание и интерес к предмету;
- работать с геометрическим материалом. Оборудование: карточки с примерами и с числами 11,12, 13, 14 и буквами з, и, м, а; цепочка примеров; геометрический материал в виде снеговика, сосульки с величинами ( единицами длины),снежинки с выражениями, сугроб с краткой записью задачи, задачи в стихах, ребус, картинка волшебницы Зимы с телеграммами и наградами, карточки с ответами к перфокартам, грам. запись к физминутке.
Ход урока.
I. Орг. момент.
Сегодня на уроке математики мы закрепим таблицу сложения с переходом через десяток.
II. Устный счет.
На озере плавали 7 гагар.
Прилетели еще 2 гагары.
Сколько всего гагар стало на озере.
В стаде было 6 белых и 8 черных оленей. Сколько всего оленей было в стаде.
На рыбалке Ваня и Витя ловили рыбу. Ваня поймал 9 щук а Витя на 4 больше. Сколько щук поймал Витя.
III. Введение в сюжет урока.
Учитель: Отгадайте-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке,
Дни его всех дней короче
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
О каком месяце говорится?
Дети; Это месяц декабрь,
Учитель: Правильно. А раз скоро наступит декабрь, хотите в гости волшебницу. А как ее зовут, мы сейчас узнаем, решив примеры.
На доске:
8+4=12 7+7=14
9+2=11 5+8=13
Учитель: Я буду читать пример, а вы поднимите карточку с правильным ответом.
- Положите карточки в ряд в порядке возрастания.
С какого числа начнем? (11) Почему?
Дети: Оно самое маленькое.
Учитель: Прочитайте ряд чисел.
Дети: 11, 12, 13, 14.
Учитель: Переверните карточки обратной стороной, и вы узнаете, кто к нам
придет в гости.
Прочитаем хором.
Дети: Зима.
Учитель: Молодцы! Положите карточки на край стола.
- Чтобы ускорить нам приход зимы. Мы посвятим ей все задания.
IV. Устные упражнения + геометрический материал.
Учитель: Чем вы любите заниматься зимой ?
Дети: ( ответы детей)
Учитель: Вот и мы сегодня на уроке слепим снеговика.
Чтобы скатать 1 ком, нужно решить «цепочку» примеров.
Дети:
Учитель: Вот мы и скатали первый ком.
А теперь помогите снеговику прочитать примеры разными способами
. На доске: 8+5(13) 7+6(13)
3+10(13) 4+9(13) 3+8(11)
Найдите среди них «лишний» пример. Почему он «лишний» ?
(1 вариант =3+10 так, как прибавляли двузначное число,
2 вариант =3+8, так как ответ 11, а остальные 13)
Учитель: А вот и 2 ком.
- В следующем задании снеговик задает задачи.
- Запишите в тетрадь математический диктант. Я буду читать задачи, а
вы запишите их решения.
• Катя нарисовала 5 снежинок, а Вика 8 снежинок. Сколько всего снежинок нарисовали девочки? (8+5=13 снежинок)
• Масса одного снеговика 9 кг, а второй на 6 кг больше. Какова масса второго снеговика? (9+6=15 кг)
• Пригрело солнышко. Когда 7 сосулек упало с крыши на ней осталось 4 сосульки. Сколько сосулек было в начале? (7+4=11с)
•Учитель: Какие решения записали, прочитайте.
Учитель: Посмотрите, а это головной убор снеговика.
- Как называется эта геометрическая фигура?
Дети: Четырехугольник.
Учитель: Почему вы так решили?
Дети: У него 4 угла, 4 стороны, 4 вершины, (одеваем «шляпу» снеговику)
Учитель: Подумайте, как провести 2 отрезка, так, чтобы получить 2
треугольника и четырехугольник.
Дети: ( дети показывают у доски)
Учитель: Ребята, вам не кажется, что чего-то не хватает у снеговика?
Дети: Носика-морковки.
Учитель: Верно, и на ней есть задание.
Из каких геометрических фигур состоит снеговик?
Дети: Из 3 кругов, разных по размеру, 1 четырехугольника, 1 прямоугольного треугольника.
Учитель: Белые морковки, а зимой растут?
Дети: Сосульки.
V. Работа у доски и в тетради.
Учитель: Сосульки поспорили, какая из них длиннее. Чтобы разрешить спор, сравним их длину.
• Назовите длины 1 и 2 сосулек.
• Запишем их
1м> 7 дм
• Можем сравнить их, так как записано?
Дети: Нет.
Учитель: Почему?
Дети: Разные единицы длины.
Учитель: Что нужно сделать, чтобы сравнить их?
Дети: Перейти к общей единице длины.
(аналогично 2 и 3, 1 и 3 сосульки)
Учитель: В каких единицах еще можно выразить длины сосулек? (в см)
Учитель: Назовите самую длинную,
- А какая самая короткая?
- Вот мы и разрешили спор сосулек, они остались довольны вашей работой.
На деревья, на кусты
С неба падают цветы
Белые, пушистые
Только не душистые.
О чем это?
Дети: Снежинки.
-Учитель: Снежинки зовут нас отдохнуть.
VI. Физминутка. (музыкальная)
Учитель: Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной
Мы снежинки(2р)
Покружиться мы не прочь
Мы снежинки балеринки
Мы танцуем день и ночь.
Учитель: Снежинки не хотят нас покидать, они принесли задания.
Прочитайте, запишите выражение и найдите его значение.
Дети: (снимают снежинки)
1 снежинка - К разности чисел 10 и 6 прибавить 9
2 снежинка - К 8 прибавить сумму чисел 9 и 1
3 снежинка - Из 20 вычесть сумму чисел 9 и 9
4 снежинка - Из 15 вычесть разность чисел 15 и 0
Дети : Действие, записанное в скобках, выполняется первым
Учитель : Молодцы! Пока мы с вами выполняли задания снежинок. Зима намела сугробы. А преодолеем мы их, если правильно составим задачу по краткой записи и решим её.
Прочитайте слова краткой записи.
Дети : (читают)
Было - 10 п.
Улетели -4п.
Прилетел и-5п.
Стало -?п.
Учитель: Что известно в задаче? Что надо узнать? Зная сколько было и,
сколько улетели. Что можно узнать?
Дети: Сколько птиц осталось.
Учитель: Каким действием?
Дети: Действием вычитания.
Учитель: Зная сколько птиц осталось и сколько прилетело , что можно узнать?
Дети: - Сколько птиц стало.
Учитель: Каким действием?
Дети: Действием сложения.
Учитель: Во сколько действий задача?
Дети: В 2
Учитель: Какое первое действие? Какое второе?
- Запишем задачу выражением.
Дети: (У доски) К разности чисел 10 и 4 прибавить 5 (10-4)+5=11(п.)
Ответ: 11 птиц стало на ветке.
Учитель: Что обозначает разность?
Дети: Сколько птиц осталось.
Учитель: А всё выражение?
Дети: Сколько птиц стало.
Учитель: Вот мы и преодолели сугробы
. - Ой, ребята, мне ветерок на ушко шепнул, что зима хочет посмотреть, как вы можете работать самостоятельно.
- Откройте на странице 41 №27
. Учитель: Прочитаем условие задачи
Дети: (вслух читают)
Учитель: Решите её самостоятельно.
Каким действием решили задачу?
Дети: Действием сложения
Учитель: Почему действием сложения?
Дети: Сказано на 5 больше.
Учитель: Причитайте решение и ответ задачи.
- Зиме понравилось, как вы работаете, самостоятельно и она на ваших столах оставила перфокарты (по вариантам). Решите их. (Проверка дети ставят себе оценки.)
На доске: Появляется рисунок зимы (с 2 конвертами
Учитель: Зима прислала нам телеграмму.
Вы ребята молодцы
Математики - бойцы
Наш закончился урок
Подведём ему итог.
Что на уроке мы повторили?
- Что вам понравилось?
Дополнительно:
Есть у нас 1 минутка
Отгадаем ребус - шутку
Да порадуем гостей
Вставьте знаки поскорей.
8*6*1=15
9*4*3=10
10*1*2=11
5*7*0=12
Учитель: Наша зимняя сказка подошла к концу
. 2 конверт:
В знак благодарности
Снежинки вы примете
Будут они в ваших
Книжках лежать
И все примеры,
И все задачи, будут они помогать
Вам решать.
• Домашнее задание: стр. 41 №23, повторить таблицу сложения. |
|
|