Главная страница


Урок алгебры в 9 классе по повторению, посвященный 50-летию первого полета человека в космос «Они были первыми» Автор разработки



Скачать 90.88 Kb.
НазваниеУрок алгебры в 9 классе по повторению, посвященный 50-летию первого полета человека в космос «Они были первыми» Автор разработки
разработки
Дата29.02.2016
Размер90.88 Kb.
ТипУрок

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 454

Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Урок алгебры в 9 классе по повторению,

посвященный 50-летию первого полета человека в космос
«Они были первыми»

Автор разработки:

Любимова Виктория Сергеевна

Санкт-Петербург

2011

Урок-путешествие (виртуальное).

Посвящается историческому событию – первому полету человека в космос и Всемирному году Космонавтики.

Цель урока: в занимательной форме познакомить учащихся с основными фактами из биографии первого в мире космонавта, повторить пройденный материал по математике.

Задачи:

  • ознакомить с некоторыми фактами из истории космонавтики;

  • актуализировать знания по некоторым разделам алгебры;

  • создать условия для развития логического мышления;

  • создать условия для формирования коммуникативных умений.

Оборудование:

  • мультимедийный комплекс;

  • раздаточные материалы;

  • инструменты для создания вымпелов;


Подготовка. Учащимся предлагается сформировать три экипажа для осуществления плана путешествия. Между членами экипажа распределяются роли: капитан, штурман, первый пилот, второй пилот. Каждый экипаж придумывает себе название и оформляет вымпел, на котором указывается название и имена членов экипажа. Учитель – руководитель центра управления полетом.
Ход урока.

Перед экипажами ставится цель: преодолеть препятствия (выполнить задания), которые они встретят на своем пути и первыми доставить на неизведанную планету НЕМАЗКЭ свой вымпел.

Что для этого нужно (цели для учащихся):

  • Быть собранными, чтобы не терять время на обдумывание.

  • Быть внимательными, чтобы не допустить ошибки при выполнении заданий.

  • Быть сообразительными, смекалистыми, чтобы разгадать хитрость задания.

  • Быть аккуратными, чтобы дать правильный ответ.

Экипажи имеют право: обратиться в центр управления полетом, если капитан чувствует, что его экипаж встретил непреодолимое препятствие и не может самостоятельно скорректировать свой курс.

Во время путешествия экипажи должны отправлять в центр управления полетом свои сообщения (решения заданий) о преодолении встретившегося препятствия. При этом первый приславший свое сообщение экипаж получает 3 талона на дополнительное «топливо», второй – 2 талона, третий – 1 талон. Экипаж, который обращался за помощью в центр управления, талонов не получает.
Таблица

Экипаж







Всего














































Рефлексия. Когда все вымпелы будут доставлены на планету НЕМАЗКЭ, экипажи обсуждают вклад каждого путешественника в достижение поставленной цели и дают оценку деятельности членов своих экипажей. Наиболее отличившиеся участники получают «награды» – отличные отметки в классный журнал.
Они были первыми

[слайд 1]

Учитель. С давних времен людей интересовал вопрос, есть ли жизнь на других планетах. Особенность человека в том, что он способен фантазировать, придумывать то, что еще не смогли открыть ученые. В своем воображении многие фантасты описывали полеты на несуществующих летательных аппаратах, жизнь в других мирах. Вспомните хотя бы книги Жюль Верна «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны», книгу Толстого «Аэлита» и др.

Одним из таких мечтателей был простой учитель арифметики и геометрии из Калуги, который не только указал, как идти в космос, но и этап за этапом рассчитал пути проникновения во вселенную. Современникам трудно было понять его идеи, и они считали его безумцем [слайд 2]

Чтобы узнать имя основоположника космонавтики, установите, какая пара чисел является решением уравнения y = 2x – 7. Эти числа и укажут вам на правильный ответ.

В отличие от других фантастов, Циолковский не только мечтал, но старательно изучал научную литературу по медицине, астрономии, физике, химии, механике и др. Со временем он стал составлять астрономические чертежи и ставить опыты по космической медицине. В сконструированных им центробежных машинах подвергал действию усиленной тяжести разных животных. Опыт показал, что никакого вреда животным эти перегрузки не причинили. И, как предвидел великий ученый, именно с десятикратными перегрузками встретились при посадке первые космонавты.

До последних дней жизни Циолковский продолжал популяризировать идеи заатмосферных путешествий, искал продолжателей своего дела. Предполагают (точно установить этот факт не удалось), что в Калуге же произошла встреча будущего Главного конструктора и теоретика космонавтики с Циолковским.

[слайд 3]

Узнать фамилию Главного конструктора вам поможет следующее задание. Решите уравнения и выберите букву, соответствующую корню уравнения.

С весны 1934 года Сергей Павлович Королев – руководитель отдела ракетных летательных аппаратов, которых пока еще нет. Научные эксперименты, начатые в 30-е годы, были прерваны из-за войны. Новая техника рождалась в годы послевоенной разрухи. Очень сложными были условия, с которыми столкнулись ученые. На разработку научной аппаратуры для тяжелого спутника не хватало средств. И тогда Главный конструктор решает отказаться на некоторое время от грандиозных планов и создать более легкий искусственный спутник Земли.

[слайд 4]

Чтобы узнать, какого числа и какого года был запущен первый искусственный спутник Земли, выполните предложенные задания.

Запуск первого искусственного спутника Земли произошел 4 октября 1957 года. В этот день русское слово «спутник» вошло во все языки мира. С этого дня началась новая космическая эра.

[слайд 5]

Через месяц после старта первого спутника в космос было отправлено первое живое существо.

Имя этого животного вы сможете узнать, если правильно выполните следующее задание. Для каждой функции, заданной графически, найдите соответствующую формулу и букву.


Портреты Лайки появились на первых страницах газет, обложках журналов, на почтовых марках. Лайка стала самой знаменитой собакой на свете, ее популярности завидовали кинозвезды. 19 августа следующего года в космос поднялись Белка и Стрелка [слайд 6]. Они благополучно вернулись на Землю.
Но ученые продолжали думать и о первом полете человека в космос, хотя знали о тех огромных сложностях, которые предстоит преодолеть первому космонавту. 14 января 1959 года состоялось необычное заседание: ученые обсуждали будущий полет человека в космос. Среди претендентов были парашютисты, спортсмены, акробаты и, конечно, летчики. Решено было, что кандидат должен быть из числа летчиков-истребителей.

«Для полета в космос искали горячие сердца, быстрый ум, крепкие нервы, несгибаемую волю, стойкость духа, бодрость и жизнерадостность» – так в общих чертах был сформулирован процесс отбора. Те из летчиков, которые прошли все испытания, составили первый отряд космонавтов, но еще не было известно, кто из них станет первым человеком, который поднимется в космос. 31 мая 1960 года из этого отряда была выделена «ударная шестерка».

Кто же будет первым?

Его имя вы сможете узнать, если разгадаете шифровку [слайд 7].


Почему именно Гагарин был выбран первым?

Космонавт Борис Волынов считает: «Потому что он был лучшим!». А космонавт Виталий Севастьянов объясняет это так: «Юрий был из тех людей, для которых нести добро людям – такая же естественная потребность, как потребность дышать, двигаться, действовать. Он был удивительно добрым человеком … Он обогащал богатством своего внутреннего мира всех, кто хоть однажды вступал с ним в общение».

Юрий Гагарин родился в обычной крестьянской семье [слайд 8].

Выполните задание, которое поможет вам узнать год его рождения.

Юра рос в трудные военные годы. Учился в школе, затем в ремесленном училище в Люберцах и в Саратовском индустриальном техникуме. Получил специальность литейщика. Занимался в аэроклубе, окончил Оренбургское авиационное училище.
Его путь к Подвигу был как будто совсем обыкновенным: учеба и труд. Судьба этого человека – яркий пример того, что уникальными нередко становятся люди обыкновенные.

И вот наступил день, когда весь мир узнал имя этого простого русского парня.

Ах, этот день, двенадцатый апреля,

Как он пронесся по людским сердцам.

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясенный сам.

Как назывался корабль, на котором Гагарин совершил свое первое космическое путешествие? [слайд 9]
Свист, гул, грохот, огонь, дым …

Ракета задрожала и медленно пошла в небо …

Какое знаменитое гагаринское выражение сопровождало начало его полета? Вы узнаете это, если правильно выполните задание

[слайд 10]



В ряду десятилетий каждый год

Мы метили космическими вехами.

Но помним: к звездам начался поход

С гагаринского русского «Поехали!»
С космонавтом была установлена постоянная радиосвязь. Всеми его действиями руководили люди, находившиеся в центре управления полетом.

Какое слово было позывными у первого космонавта? Ответить на этот вопрос вам поможет следующее задание [слайд 11].



Сколько времени длился полет Юрия Гагарина вокруг Земли? [слайд 12].

Чтобы это узнать, вам достаточно найти значение выражения.



108 минут полета принесли Гагарину всемирную славу. На планете не было человека популярнее Юрия Алексеевича. Он стал кумиром миллионов людей. Чем же покорил весь Мир этот человек? [слайд 13]

Решите уравнения. Замените их корни буквами, воспользовавшись «ключом».
Первый космонавт покорил всю планету своей улыбкой, теплотой души, удивительной любовью к людям. В его встречах, выступлениях подкупали простая, но красивая, правильная и выразительная речь, юмор, искренняя радость от общения. Кинокадры донесли до нас улыбку, озарившую лицо Гагарина перед стартом. Так с его улыбкой человечество одолело силу земного тяготения, а человек самого себя. И как это здорово, что выход землян в космос соединился в представлениях людей с улыбкой Гагарина.
Своими впечатлениями Гагарин хотел поделиться со всеми. Вот его рассказ о первых минутах полета: «Как только «Восток» пробил плотные слои атмосферы, увидел Землю. Корабль пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо были видны острова на ней и освещенные солнцем лесистые берега … Четко различались горные хребты, крупные озера. Видны были даже поля» [слайд 14].

[жюри подводит итоги]
С того дня прошло ровно 50 лет. Но мы и сегодня по праву гордимся тем, что первым человеком во Вселенной стал наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин.

Весной 1968 года Гагарин собирался выступить с докладом на конференции ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях. Авиационная катастрофа, происшедшая 27 марта 1968 года, помешала Юрию Алексеевичу осуществить многие его замыслы. Можно гадать, какие богатства таились в этой личности, так и не успев раскрыться в полной мере.

Но мы свято должны выполнять пожелание Юрия Алексеевича: «Облетев Землю в корабле-спутнике я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее» [слайд 16].
Звучит музыка (песня «Знаете, каким он парнем был»)

Все экипажи получают грамоты в соответствии с занятыми ими местами.