|
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: причастие как часть речи Конспект урока
по русскому языку
в 6 классе по теме:
ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Учитель русского языка и литературы-
Панарина Галина Ивановна ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
- Ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия; формирование умения различать причастия и прилагательные.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ:
-Составление связного устного рассказа на лингвистическую тему; обогащение синтаксического строя речи учащихся путем использования причастий.
ПОПУТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ:
Грамматические признаки прилагательных и глагола.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
1.Компьютер и проектор.
2.Раздаточные карточки по теме урока.
3.Тесты для первичного контроля.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:
1.Число.
2.Тема урока.
3.Слева- слова В.И.Даля.
ТЕМА УРОКА:
ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
«Причастие-«часть речи, причастная(т.е. близкая)
глаголу, в образе прилагательного».
(В.Даль)
1.ОРГ,МОМЕНТ.
2.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА,
Учитель: На прошлом уроке мы завершили повторение имени прилагательного и глагола.
Сегодня мы познакомимся с новым понятием ПРИЧАСТИЕ.
(Для объяснения использую воздушный шар)
- У меня в руках шар.
-Назовите признаки шара:
Ученмки:
по форме - круглый;
по величине - большой;
по материалу - резиновый, гладкий…
по назначению - праздничный.
Учитель: Какие части речи мы использовали для этого?
Ученики: Прилагательные.
Учитель: Что можно сказать об этих именах прилагательных, какие признаки предмета - постоянные или временные- они называют?
Ученики:Постоянные
Учитель: Произведем (поиграем) с этим шариком некоторые действия.
-Какие признаки приобретает шар? Шар какой?
Ученики:Летящий, падающий, упавший, пойманный, катящийся, прыгающий…
Учитель: Это признаки шара по действию: падающий - падает(наст.вр.); летевший- летел(прош.вр.)
-Какие признаки мы называем- постоянные или временные?
Ученики:Временные.
Учитель:А вот в будущем времени можно сказать - шар падает(Какой шар будет завтра?) Мы не можем назвать будущий признак.
-Почему
Ученики:Временный признак в будущем времени быть не может.
(На экране появляется таблица)
шар
Какой?
| Какой?
| Круглый
красный
большой
Резиновый
Гладкий
Праздничный ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
| Падающий (от падать- сам падает)
Летящий (от лететь – сам летит)
Прыгающий (от прыгать- сам прыгает)
Упавший(от упасть-сам упал)
Пойманный (кто-то поймал)
ПРИЧАСТИЯ
|
Учитель: Обратите внимание, что прилагательные мы можем заменить симнонимом (антонимом)- прилагательным(красный- малиновый), причастие мы можем заменить сочетанием «местоим.+ глагол», от которого образовано данное причастие (летящий- который летит).
Учитель: Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным?
СДЕЛАЕМ ВЫВОД: причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени; он не является постоянным. (На экране появляется таблица)
Признаки прилагательного, глагола, причастия…
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
| ГЛАГОЛ
| Обозначает признак предмета
| Обозначает действие предмета
| ПРИЧАСТИЕ
Обозначает признак предмета по действию
ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
| ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА
| 1.Какой?
2.Род.
3.Число.
4.Изменяется по падежам
5.Имеет полную и краткую форму.
6.Согласуется с существительным.
7.В предложении - определение и сказуемое
| 1.Что делать? и др.
2.Лицо.
3.Число.
4.Род.
5.Возвратность.
6.Время.
7.Пеходность.
8.Вид.
9.Наклонение.
10.В предложении -сказуемое.
| ПРИЗНАКИ ПРИЧАСТИЯ
|
| 1.Какой? Что делающий?
2.Род.
3.Падеж.
4.Полная и краткая формы.
5.Число.
6.Согласуется с существительным.
7.Возвратность
8.Вид.
9.Время(наст.и прош.)
10.Дейстствит. и страдат.
11.В предложении-определением
|
|
Учитель: СДЕЛАЕМ ВЫВОД:
Какую часть речи поясняет прилагательное? А причастие?
Ученики: Имя существительное
Учитель: Как изменяются прилагательные? Причастия?
Ученики: Одинаково, по числам, падежам.
Учитель : Таким образом, причастия совмещают признаки двух частей речи. Вот почему некоторые ученые называют причастия самостоятельной частью речи. большинство же лингвистов считают, что причастие - это особая форма глагола, которая имеет признаки глагола (время, вид, возвратность и др.) и признаки прилагательного (изменяется по родам, числам и падежам).
Что бы находить быстро причастия , нужно знать те суффиксы . при помощи которых они образуются от глаголов. Причастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов: -ущ-(-ющ-),-ащ-(-ящ-);-ем-, (-ом-), -им-;-вш-,-ш-; -енн-, -нн-, -т-. Причастия отличаются от прилагательных не только наличием признаков глагола (вид. время, возвратная форма и др), но и своим значением Сравните словосочетания : синее небо - синеющее небо ;красное лицо-краснеющее лицо ; молодая женщина- помолодевшая женщина. Имена прилагательные обозначают постоянные признаки предмета (синее,красное, молодая), причастия же выражают такие признаки , которые развиваются во времени (синеющее, краснеющее, помолодевшая). Такие признаки предмета создаются действием . на которое показывает причастие своей глагольной основой. Например : синеющий - это такой который синеет. Причастие не только обозначило признак, но и выразило действие.
Слово, от которого зависит причастие в словосочетаниях типа «существительное +причастие», где существительное является главным, называется определяемым.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ: (Ученик у доски)
Морозы не могут сковать бушующую водную стихию.
-Какими частями речи выражены определения?
-Прочитаем эпиграф к нашему уроку и объясним смысл.
-Какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие?
-Какие признаки глагола имеет причастие?
3.ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА:
Учитель:Откройте учебник на стр.164, прочитаем пар 34.
-А теперь составьте рассказ о причастии по данному плану( План проецируется на экран)
НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ЗАДАНИЯ:
1- «Третье лишнее»
2-Подберите к прилагательным и причастиям, подходящие по смыслу существительные .Выделите суффиксы прилагательных и причастий.)
Учитель: Прочитайте отрывок из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин» (Текст на экране):
Вспомним с нами отступавших,
Помолившихся за нас.
Воевавших год иль час,
Павших, без вести иль час,
Провожавших, вновь пропавших,
Нам попить воды подавших,
Помолившихся за нас.
-Найдите причастия и определите их роль в данном отрывке.
4.ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ.(Тесты)
5.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
упр.№ 386+ проверка тестов.
6.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ТЕСТА И УРОКА.
7.Д/З
|
|
|