Главная страница

Учебник «Геометрия 10-11»



Скачать 268.76 Kb.
НазваниеУчебник «Геометрия 10-11»
Т. А. Бурмистрова
Дата05.04.2016
Размер268.76 Kb.
ТипУчебник


Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального образовательного стандарта 2004 года и Программы общеобразовательных учреждений Геометрия 10-11 классы, - М.Просвещение, 2009. Составитель Т. А. Бурмистрова.

Рабочая программа опирается на УМК:

- Учебник «Геометрия 10-11», М. Мросвещение 2008г. Авторы: Л. С. Атанасян и др.

- Дидактические материалы, М. Просвещение 2009, автор Б. Г. Зив

- Самостоятельные контрольные работы , М. Илекса 2003, авторы: А. П. Ершова, В. В.Голобородько.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, рекомендованные Министерством образования и науки РФ приказ № 03-1263 от 07.07.2005. Государственная программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. Составители: Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. Рекомендовано Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, 2002 год. Программа общеобразовательных учреждений АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА 10-11 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. Москва «Просвещение», 2009 год.

  • Областного базисного учебного плана Челябинской области ( приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997)

  • Приказа Министерства образования и науки России «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»

  • Учебный план МКОУ Лебедёвской СОШ на 2013 – 2014 учебный год

Общая характеристика учебного предмета


При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательная линия: «Геометрия». В рамках указанной содержательной линии решаются следующие задачи:

изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.

Цели:


  • формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;

  • овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;

  • развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;

  • воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса



Задачи :


  • Формирование понимания, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;

  • Овладение языком геометрии в устной и письменной форме, геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин;

  • Овладение практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, нахождения их размеров;

  • Развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, интуиции, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности;

  • Формирование умения проводить аргументацию своего выбора или хода решения задачи;

  • Формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.


В программу включены все рекомендуемые темы для 11 класса. Рабочая программа рассчитана на 68 часов: 2 часа в неделю. В течение года планируется провести 3 контрольные работы и 4 зачета. В соответствии с инструктивно - методическим письмом «О преподавании математики в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» дополнительно запланировано 3 самостоятельные работы по стержневым линиям курса геометрии 11 класса

В начале года запланированы два часа на повторение курса геометрии 10 класса и входящей контрольной работы. Они взяты из повторения, отведенного на конец года. Таким образом, заключительное повторение составляет не 14 часов, а 12.

При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией.
Основные типы учебных занятий:

  • урок изучения нового учебного материала;

  • урок закрепления и применения знаний;

  • урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

  • урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

На уроках используются такие формы занятий как:

  • практические занятия;

  • тренинг;

  • консультация;

  • лекция.

Формы контроля: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием .

Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы проводятся:

- после изучения наиболее значимых тем программы, - в конце учебной четверти, - в конце полугодия.
Требования к уровню подготовки выпускников.

Знать/понимать:

  • значение математической науки для решения задач, воз­никающих в теории и практике; широту и ограничен­ность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математиче­ской науки, возникновения и развития геометрии;

  • возможности геометрического языка как средства опи­сания свойств реальных предметов и их взаимного рас­положения;

  • универсальный характер законов логики математиче­ских рассуждений, их применимость в различных обла­стях человеческой деятельности;

  • различие требований, предъявляемых к доказательст­вам в математике, естественных, социально-экономиче­ских и гуманитарных науках, на практике;

  • роль аксиоматики в математике; возможность построе­ния математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;

Уметь:


  • соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;

  • изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;

  • вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;

  • применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;

  • строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

  • вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.


Содержание программы учебного курса.


  1. Векторы в пространстве

Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.

Основная цель: закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем данным некомпланарным векторам.


  1. Метод координат в пространстве. Движения.

Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Уравнение плоскости. Движения. Преобразование подобия.

Основная цель: сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.


  1. Цилиндр, конус, шар.

Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере.

Взаимное расположение сферы и прямой. Сечение цилиндрической и конической поверхностей различными плоскостями.

Основная цель: дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения – цилиндре, конусе, сфере, шаре.


  1. Объемы тел

Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента шарового слоя и шарового сектора.

Основная цель: ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе геометрии.
Формы и средства контроля.

Для проведения контрольных работ используется: «Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия 10 - 11 классы, - М.Просвещение, 2009. Составитель Т. А. Бурмистрова», для проведения самостоятельных и зачетных работ - «Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 11 класса. Разоуровневые дидактические материалы, - М. Илекса 2003. Авторы: А. П. Ершова, В. В. Голобородько», «Поурочные разработки по геометрии 11 класс к учебному комплекту Л. С. Атанасяна. Дифференцированный подход, - М. Вако 2009. Автор В. А. Яровенко, «Дидактические материалы по геометрии 11 класс, М. Просвещение 2009. Автор Б. Г. Зив».
Тематическое планирование

№ п/п

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА



Кол-во часов

Зачеты

Контрольные

работы

1

Векторы в пространстве

3







2

Метод координат в пространстве.

17

1

1

3

Цилиндр, конус и шар.

17

1

1

4

Объёмы тел.

17

1

1

5

Некоторые сведения из планиметрии

9







6

Обобщающее повторение. Решение задач.

5










Всего

68

3

3


Календарно-тематическое планирование

Геометрия 11 класс Л.С. Атанасян и др.(2 часа в неделю, всего 68 часов.)

урока

Глава,

§,

пункт
  1. Содержание


Дата

Тип

урока

Примечания




Гл.4

«Векторы в пространстве» (повторение)(3ч.)










1

П.40-42

Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число




Урок повторения и обобщения изученного матер.




2

П.43-44

Компланарные векторы




Урок повторения и обобщения изученного матер.




3

П.45

Разложение вектора по трем некомпланарным векторам




Урок повторения и обобщения изученного матер.







Гл.5

Метод координат в пространстве (17ч.)













§1

Координаты точки и координаты вектора (6ч.)










4

П46

Прямоугольная система координат




Урок изучения нового материала




5

П47

Координаты вектора




Урок изучения нового материала




6

П47

Координаты вектора




Комбинированный урок




7

П 48

Связь между координатами векторов и точек




Урок изучения нового материала




8

П49

Простейшие задачи в координатах




Урок изучения нового материала




9

П49

Простейшие задачи в координатах




Комбинированный урок







§2

Скалярное произведение векторов (5ч.)










10

П.50,51

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов




Урок изучения нового материала




11

П.50,51

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов




Комбинированный урок




12

П.52

Вычисление углов между прямыми и плоскостями




Комбинированный урок




13

П.52

Вычисление углов между прямыми и плоскостями




Комбинированный урок




14

П.53

Уравнение плоскости




Урок изучения нового материала







§3

Движения (4ч.)










15

П.54-57

Центральная, осевая, зеркальная симметрии. Параллельный перенос.




Урок изучения нового материала




16

П.54-57

Центральная, осевая, зеркальная симметрии. Параллельный перенос.




Комбинированный урок




17

П.58

Преобразование подобия




Урок изучения нового материала




18




Решение задач




Комбинированный урок




19




Контрольная работа №1




Урок контроля ЗУН учащихся.




20




Зачет № 1 по темам главы 5




Урок контроля ЗУН учащихся.







Гл.6

Цилиндр, конус, шар (17ч.)













§1

Цилиндр. (3ч.)










21

П.59

Понятие цилиндра.




Урок изучения нового материала




22

П.60

Площадь поверхности.




Комбинированный урок




23




Решение задач




Комбинированный урок







§2

Конус. (4ч.)










24

П.61

Понятие конуса.




Урок изучения нового материала




25

П.62

Площадь поверхности.




Комбинированный урок




26

П.63

Усеченный конус.




Комбинированный урок




27




Решение задач




Комбинированный урок







§3

Сфера(8ч.)










28

П.64

Сфера и шар.




Урок изучения нового материала




29

П.65

Уравнение сферы.




Комбинированный урок




30

П.66,67

Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере.




Урок изучения нового материала




31

П.67

Касательная плоскость к сфере.




Комбинированный урок




32

П.68

Площадь сферы.




Урок изучения нового материала




33

П.69

Взаимное расположение сферы и прямой




Урок изучения нового материала




34

П.70,71

Сфера, вписанная в цилиндрическую поверхность.

Сфера, вписанная в коническую поверхность.




Урок изучения нового материала




35

П.72,73

Сечения цилиндрической поверхности.

Сечения конической поверхности.




Урок изучения нового материала




36




Контрольная работа №2




Урок контроля ЗУН учащихся.




37




Зачет № 2 по темам главы 6




Урок контроля ЗУН учащихся.







Гл.7

Объемы тел (17ч.)













§1

Объем прямоугольного параллелепипеда (3ч.)










38

П.74,75

Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда




Урок изучения нового материала




39

П.75

Объем прямоугольного параллелепипеда




Комбинированный урок




40




Решение задач




Комбинированный урок







§2

Объем прямой призмы и цилиндра (2ч.)










41

П.76

Объем прямой призмы.




Урок изучения нового материала




42

П.77

Объем цилиндра.




Урок изучения нового материала







§3

Объем наклонной призмы, пирамиды, конуса (5ч.)










43

П.78

Вычисление объемов тел с помощью интеграла.




Урок изучения нового материала




44

П.79

Объем наклонной призмы.




Урок изучения нового материала




45

П.80

Объем пирамиды.




Урок изучения нового материала




46

П81

Объем конуса.




Урок изучения нового материала




47




Решение задач




Комбинированный урок







§4

Объем шара и площадь сферы (5ч.)










48

П.82

Объем шара




Урок изучения нового материала




49

П.83

Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора




Урок изучения нового материала




50

П.83

Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора




Комбинированный урок




51

П.84

Площадь сферы




Урок изучения нового материала




52




Решение задач




Комбинированный урок




53




Контрольная работа №3




Урок контроля ЗУН учащихся.




54




Зачет № 3 по темам главы 7




Урок контроля ЗУН учащихся.







Гл.8

Некоторые сведения из планиметрии (9ч.)










55

§1

Углы и отрезки, связанные с окружностью




Урок повторения и обобщения изученного матер.




56

§1

Углы и отрезки, связанные с окружностью




Урок повторения и обобщения изученного матер.







§2

Решение треугольников (4ч.)










57

П.90,91

Теорема о медиане. Теорема о биссектрисе.




Урок повторения и обобщения изученного матер.




58

П.92,93

Формулы площади треугольника.




Урок повторения и обобщения изученного матер.




59

П.94

Задача Эйлера




Урок изучения нового материала




60

§3

Теоремы Менелая




Урок изучения нового материала




61

§3

Теоремы Чевы.




Урок изучения нового материала




62

§3

Решение задач




Комбинированный урок




63

§4

Эллипс, гипербола и парабола




Урок изучения нового материала










Заключительное повторение (5ч.)




Урок повторения и обобщения изученного матер.























РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 

Список литературы:

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).

  2. Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 10–11 классы, к учебному комплексу для 10-11 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).

  3. Геометрия: учеб, для 10—11 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2009.

  4. Зив Б.Г. Геометрия: дидактические материалы для 11 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2009.

  5. О преподавании математики в 2010/2011 учебном году. Методическое письмо. Под ред. Ященко И.В., Семенова А.В. (2010, 240с.)


Дополнительная литература:

  1. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;

  2. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение,2009.



Интернет-ресурс
1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.

2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".

3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики
5. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей"

6. www .festival.1september.ru   Фестиваль педагогических идей "Открытый урок»

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Контрольная работа № 1 «Метод координат в пространстве»

Вариант №1.

10. Найдите координаты вектора , если А(5; -1; 3), В(2; -2; 4).

20. Даны векторы {3; 1; -2}, {1; 4; -3}. Найдите .

3. Дан куб АВСDА1В1С1D1. Найдите угол между прямыми АD1 и ВМ, где М – середина ребра DD1.

4. Вычислите скалярное произведение векторов и , если .

Вариант №2

10. Найдите координаты вектора , если А(6; 3; -2), В(2; 4; -5).

20. Даны векторы {5; -1; 2}, {3; 2; -4}. Найдите .

3. Дан куб АВСDА1В1С1D1. Найдите угол между прямыми АС и DС1.

4. Вычислите скалярное произведение векторов и , если .
Контрольная работа № «Цилиндр, конус и шар»

Вариант №1.

10. Осевое сечение цилиндра – квадрат. Площадь основания цилиндра равна. Найдите площадь полной поверхности цилиндра.

20. Высота конуса равна 6см. Угол при вершине осевого сечения равен .

а) Найти площадь сечения конуса плоскостью, проходящей через две образующие, угол между которыми равен .

б) Найти площадь боковой поверхности конуса.

3. Диаметр шара равен 2р. Через конец диаметра проведена плоскость под углом к нему. Найдите длину линии пересечения сферы этой плоскостью.

Вариант №2

10. Осевое сечение цилиндра – квадрат, диагональ которого равна 4см. Найдите площадь полной поверхности цилиндра.

20. Радиус основания конуса равен 6см, а образующая наклонена к плоскости основания под углом .

а) Найти площадь сечения конуса плоскостью, проходящей через две образующие, угол между которыми равен .

б) Найти площадь боковой поверхности конуса.

3. Диаметр шара равен 4р. Через конец диаметра проведена плоскость под углом к нему. Найдите площадь сечения шара этой плоскостью.
Контрольная работа № 3 «Объёмы тел»

Вариант №1.

10. Диаметр шара равен высоте конуса, образующая которого составляет с плоскостью основания угол . Найдите отношение объёмов конуса и шара.

20. Объём цилиндра равен , площадь его осевого сечения . Найдите площадь сферы, описанной около цилиндра.

3. В конус вписана пирамида. Основанием пирамиды служит прямоугольный треугольник, катет которого равен 2р, а прилежащий угол равен . Боковая грань пирамиды, проходящая через данный катет, составляет с плоскостью основания угол . Найдите объём конуса.

Вариант №2.

10.В конус, осевое сечение которого есть правильный треугольник, вписан шар. Найдите отношение площади сферы к площади боковой поверхности конуса.

20. Диаметр шара равен высоте цилиндра, осевое сечение которого есть квадрат. Найдите отношение объёмов шара и цилиндра.

3. В цилиндр вписана призма. Основанием призмы служит прямоугольный треугольник, катет которого равен 2р, а прилежащий угол равен . Диагональ большей боковой грани призмы составляет с плоскостью её основания угол . Найдите объём цилиндра.
В каждой контрольной работе кружочком отмечены задания, соответствующие уровню обязательной подготовки.