|
Учебник «Геометрия 10-11» Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального образовательного стандарта 2004 года и Программы общеобразовательных учреждений Геометрия 10-11 классы, - М.Просвещение, 2009. Составитель Т. А. Бурмистрова.
Рабочая программа опирается на УМК:
- Учебник «Геометрия 10-11», М. Мросвещение 2008г. Авторы: Л. С. Атанасян и др.
- Дидактические материалы, М. Просвещение 2009, автор Б. Г. Зив
- Самостоятельные контрольные работы , М. Илекса 2003, авторы: А. П. Ершова, В. В.Голобородько.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, рекомендованные Министерством образования и науки РФ приказ № 03-1263 от 07.07.2005. Государственная программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. Составители: Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. Рекомендовано Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, 2002 год. Программа общеобразовательных учреждений АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА 10-11 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. Москва «Просвещение», 2009 год.
Областного базисного учебного плана Челябинской области ( приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997)
Приказа Министерства образования и науки России «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»
Учебный план МКОУ Лебедёвской СОШ на 2013 – 2014 учебный год
Общая характеристика учебного предмета При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательная линия: «Геометрия». В рамках указанной содержательной линии решаются следующие задачи:
изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.
Цели: формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса
Задачи : Формирование понимания, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
Овладение языком геометрии в устной и письменной форме, геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин;
Овладение практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, нахождения их размеров;
Развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, интуиции, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности;
Формирование умения проводить аргументацию своего выбора или хода решения задачи;
Формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.
В программу включены все рекомендуемые темы для 11 класса. Рабочая программа рассчитана на 68 часов: 2 часа в неделю. В течение года планируется провести 3 контрольные работы и 4 зачета. В соответствии с инструктивно - методическим письмом «О преподавании математики в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» дополнительно запланировано 3 самостоятельные работы по стержневым линиям курса геометрии 11 класса
В начале года запланированы два часа на повторение курса геометрии 10 класса и входящей контрольной работы. Они взяты из повторения, отведенного на конец года. Таким образом, заключительное повторение составляет не 14 часов, а 12.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией. Основные типы учебных занятий:
урок изучения нового учебного материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
На уроках используются такие формы занятий как:
практические занятия;
тренинг;
консультация;
лекция.
Формы контроля: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием .
Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значимых тем программы, - в конце учебной четверти, - в конце полугодия. Требования к уровню подготовки выпускников.
Знать/понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки, возникновения и развития геометрии;
возможности геометрического языка как средства описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
Уметь:
соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Содержание программы учебного курса.
Векторы в пространстве
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.
Основная цель: закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем данным некомпланарным векторам.
Метод координат в пространстве. Движения.
Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Уравнение плоскости. Движения. Преобразование подобия.
Основная цель: сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.
Цилиндр, конус, шар.
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере.
Взаимное расположение сферы и прямой. Сечение цилиндрической и конической поверхностей различными плоскостями.
Основная цель: дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения – цилиндре, конусе, сфере, шаре.
Объемы тел
Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента шарового слоя и шарового сектора.
Основная цель: ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе геометрии. Формы и средства контроля.
Для проведения контрольных работ используется: «Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия 10 - 11 классы, - М.Просвещение, 2009. Составитель Т. А. Бурмистрова», для проведения самостоятельных и зачетных работ - «Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 11 класса. Разоуровневые дидактические материалы, - М. Илекса 2003. Авторы: А. П. Ершова, В. В. Голобородько», «Поурочные разработки по геометрии 11 класс к учебному комплекту Л. С. Атанасяна. Дифференцированный подход, - М. Вако 2009. Автор В. А. Яровенко, «Дидактические материалы по геометрии 11 класс, М. Просвещение 2009. Автор Б. Г. Зив». Тематическое планирование
№ п/п
| НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА
| Кол-во часов
| Зачеты
| Контрольные
работы
| 1
| Векторы в пространстве
| 3
|
|
| 2
| Метод координат в пространстве.
| 17
| 1
| 1
| 3
| Цилиндр, конус и шар.
| 17
| 1
| 1
| 4
| Объёмы тел.
| 17
| 1
| 1
| 5
| Некоторые сведения из планиметрии
| 9
|
|
| 6
| Обобщающее повторение. Решение задач.
| 5
|
|
|
| Всего
| 68
| 3
| 3
|
Календарно-тематическое планирование
Геометрия 11 класс Л.С. Атанасян и др.(2 часа в неделю, всего 68 часов.)
урока
| Глава,
§,
пункт
| Содержание | Дата
| Тип
урока
| Примечания
|
| Гл.4
| «Векторы в пространстве» (повторение)(3ч.)
|
|
|
| 1
| П.40-42
| Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число
|
| Урок повторения и обобщения изученного матер.
|
| 2
| П.43-44
| Компланарные векторы
|
| Урок повторения и обобщения изученного матер.
|
| 3
| П.45
| Разложение вектора по трем некомпланарным векторам
|
| Урок повторения и обобщения изученного матер.
|
|
| Гл.5
| Метод координат в пространстве (17ч.)
|
|
|
|
| §1
| Координаты точки и координаты вектора (6ч.)
|
|
|
| 4
| П46
| Прямоугольная система координат
|
| Урок изучения нового материала
|
| 5
| П47
| Координаты вектора
|
| Урок изучения нового материала
|
| 6
| П47
| Координаты вектора
|
| Комбинированный урок
|
| 7
| П 48
| Связь между координатами векторов и точек
|
| Урок изучения нового материала
|
| 8
| П49
| Простейшие задачи в координатах
|
| Урок изучения нового материала
|
| 9
| П49
| Простейшие задачи в координатах
|
| Комбинированный урок
|
|
| §2
| Скалярное произведение векторов (5ч.)
|
|
|
| 10
| П.50,51
| Угол между векторами. Скалярное произведение векторов
|
| Урок изучения нового материала
|
| 11
| П.50,51
| Угол между векторами. Скалярное произведение векторов
|
| Комбинированный урок
|
| 12
| П.52
| Вычисление углов между прямыми и плоскостями
|
| Комбинированный урок
|
| 13
| П.52
| Вычисление углов между прямыми и плоскостями
|
| Комбинированный урок
|
| 14
| П.53
| Уравнение плоскости
|
| Урок изучения нового материала
|
|
| §3
| Движения (4ч.)
|
|
|
| 15
| П.54-57
| Центральная, осевая, зеркальная симметрии. Параллельный перенос.
|
| Урок изучения нового материала
|
| 16
| П.54-57
| Центральная, осевая, зеркальная симметрии. Параллельный перенос.
|
| Комбинированный урок
|
| 17
| П.58
| Преобразование подобия
|
| Урок изучения нового материала
|
| 18
|
| Решение задач
|
| Комбинированный урок
|
| 19
|
| Контрольная работа №1
|
| Урок контроля ЗУН учащихся.
|
| 20
|
| Зачет № 1 по темам главы 5
|
| Урок контроля ЗУН учащихся.
|
|
| Гл.6
| Цилиндр, конус, шар (17ч.)
|
|
|
|
| §1
| Цилиндр. (3ч.)
|
|
|
| 21
| П.59
| Понятие цилиндра.
|
| Урок изучения нового материала
|
| 22
| П.60
| Площадь поверхности.
|
| Комбинированный урок
|
| 23
|
| Решение задач
|
| Комбинированный урок
|
|
| §2
| Конус. (4ч.)
|
|
|
| 24
| П.61
| Понятие конуса.
|
| Урок изучения нового материала
|
| 25
| П.62
| Площадь поверхности.
|
| Комбинированный урок
|
| 26
| П.63
| Усеченный конус.
|
| Комбинированный урок
|
| 27
|
| Решение задач
|
| Комбинированный урок
|
|
| §3
| Сфера(8ч.)
|
|
|
| 28
| П.64
| Сфера и шар.
|
| Урок изучения нового материала
|
| 29
| П.65
| Уравнение сферы.
|
| Комбинированный урок
|
| 30
| П.66,67
| Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере.
|
| Урок изучения нового материала
|
| 31
| П.67
| Касательная плоскость к сфере.
|
| Комбинированный урок
|
| 32
| П.68
| Площадь сферы.
|
| Урок изучения нового материала
|
| 33
| П.69
| Взаимное расположение сферы и прямой
|
| Урок изучения нового материала
|
| 34
| П.70,71
| Сфера, вписанная в цилиндрическую поверхность.
Сфера, вписанная в коническую поверхность.
|
| Урок изучения нового материала
|
| 35
| П.72,73
| Сечения цилиндрической поверхности.
Сечения конической поверхности.
|
| Урок изучения нового материала
|
| 36
|
| Контрольная работа №2
|
| Урок контроля ЗУН учащихся.
|
| 37
|
| Зачет № 2 по темам главы 6
|
| Урок контроля ЗУН учащихся.
|
|
| Гл.7
| Объемы тел (17ч.)
|
|
|
|
| §1
| Объем прямоугольного параллелепипеда (3ч.)
|
|
|
| 38
| П.74,75
| Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда
|
| Урок изучения нового материала
|
| 39
| П.75
| Объем прямоугольного параллелепипеда
|
| Комбинированный урок
|
| 40
|
| Решение задач
|
| Комбинированный урок
|
|
| §2
| Объем прямой призмы и цилиндра (2ч.)
|
|
|
| 41
| П.76
| Объем прямой призмы.
|
| Урок изучения нового материала
|
| 42
| П.77
| Объем цилиндра.
|
| Урок изучения нового материала
|
|
| §3
| Объем наклонной призмы, пирамиды, конуса (5ч.)
|
|
|
| 43
| П.78
| Вычисление объемов тел с помощью интеграла.
|
| Урок изучения нового материала
|
| 44
| П.79
| Объем наклонной призмы.
|
| Урок изучения нового материала
|
| 45
| П.80
| Объем пирамиды.
|
| Урок изучения нового материала
|
| 46
| П81
| Объем конуса.
|
| Урок изучения нового материала
|
| 47
|
| Решение задач
|
| Комбинированный урок
|
|
| §4
| Объем шара и площадь сферы (5ч.)
|
|
|
| 48
| П.82
| Объем шара
|
| Урок изучения нового материала
|
| 49
| П.83
| Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора
|
| Урок изучения нового материала
|
| 50
| П.83
| Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора
|
| Комбинированный урок
|
| 51
| П.84
| Площадь сферы
|
| Урок изучения нового материала
|
| 52
|
| Решение задач
|
| Комбинированный урок
|
| 53
|
| Контрольная работа №3
|
| Урок контроля ЗУН учащихся.
|
| 54
|
| Зачет № 3 по темам главы 7
|
| Урок контроля ЗУН учащихся.
|
|
| Гл.8
| Некоторые сведения из планиметрии (9ч.)
|
|
|
| 55
| §1
| Углы и отрезки, связанные с окружностью
|
| Урок повторения и обобщения изученного матер.
|
| 56
| §1
| Углы и отрезки, связанные с окружностью
|
| Урок повторения и обобщения изученного матер.
|
|
| §2
| Решение треугольников (4ч.)
|
|
|
| 57
| П.90,91
| Теорема о медиане. Теорема о биссектрисе.
|
| Урок повторения и обобщения изученного матер.
|
| 58
| П.92,93
| Формулы площади треугольника.
|
| Урок повторения и обобщения изученного матер.
|
| 59
| П.94
| Задача Эйлера
|
| Урок изучения нового материала
|
| 60
| §3
| Теоремы Менелая
|
| Урок изучения нового материала
|
| 61
| §3
| Теоремы Чевы.
|
| Урок изучения нового материала
|
| 62
| §3
| Решение задач
|
| Комбинированный урок
|
| 63
| §4
| Эллипс, гипербола и парабола
|
| Урок изучения нового материала
|
|
|
| Заключительное повторение (5ч.)
|
| Урок повторения и обобщения изученного матер.
|
|
|
|
|
|
|
|
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Список литературы:
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 10–11 классы, к учебному комплексу для 10-11 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).
Геометрия: учеб, для 10—11 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2009.
Зив Б.Г. Геометрия: дидактические материалы для 11 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2009.
О преподавании математики в 2010/2011 учебном году. Методическое письмо. Под ред. Ященко И.В., Семенова А.В. (2010, 240с.)
Дополнительная литература:
Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение,2009.
Интернет-ресурс 1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики 5. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей"
6. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок»
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ Контрольная работа № 1 «Метод координат в пространстве»
Вариант №1.
10. Найдите координаты вектора , если А(5; -1; 3), В(2; -2; 4).
20. Даны векторы {3; 1; -2}, {1; 4; -3}. Найдите .
3. Дан куб АВСDА1В1С1D1. Найдите угол между прямыми АD1 и ВМ, где М – середина ребра DD1.
4. Вычислите скалярное произведение векторов и , если .
Вариант №2
10. Найдите координаты вектора , если А(6; 3; -2), В(2; 4; -5).
20. Даны векторы {5; -1; 2}, {3; 2; -4}. Найдите .
3. Дан куб АВСDА1В1С1D1. Найдите угол между прямыми АС и DС1.
4. Вычислите скалярное произведение векторов и , если . Контрольная работа № «Цилиндр, конус и шар»
Вариант №1.
10. Осевое сечение цилиндра – квадрат. Площадь основания цилиндра равна. Найдите площадь полной поверхности цилиндра.
20. Высота конуса равна 6см. Угол при вершине осевого сечения равен .
а) Найти площадь сечения конуса плоскостью, проходящей через две образующие, угол между которыми равен .
б) Найти площадь боковой поверхности конуса.
3. Диаметр шара равен 2р. Через конец диаметра проведена плоскость под углом к нему. Найдите длину линии пересечения сферы этой плоскостью.
Вариант №2
10. Осевое сечение цилиндра – квадрат, диагональ которого равна 4см. Найдите площадь полной поверхности цилиндра.
20. Радиус основания конуса равен 6см, а образующая наклонена к плоскости основания под углом .
а) Найти площадь сечения конуса плоскостью, проходящей через две образующие, угол между которыми равен .
б) Найти площадь боковой поверхности конуса.
3. Диаметр шара равен 4р. Через конец диаметра проведена плоскость под углом к нему. Найдите площадь сечения шара этой плоскостью. Контрольная работа № 3 «Объёмы тел»
Вариант №1.
10. Диаметр шара равен высоте конуса, образующая которого составляет с плоскостью основания угол . Найдите отношение объёмов конуса и шара.
20. Объём цилиндра равен , площадь его осевого сечения . Найдите площадь сферы, описанной около цилиндра.
3. В конус вписана пирамида. Основанием пирамиды служит прямоугольный треугольник, катет которого равен 2р, а прилежащий угол равен . Боковая грань пирамиды, проходящая через данный катет, составляет с плоскостью основания угол . Найдите объём конуса.
Вариант №2.
10.В конус, осевое сечение которого есть правильный треугольник, вписан шар. Найдите отношение площади сферы к площади боковой поверхности конуса.
20. Диаметр шара равен высоте цилиндра, осевое сечение которого есть квадрат. Найдите отношение объёмов шара и цилиндра.
3. В цилиндр вписана призма. Основанием призмы служит прямоугольный треугольник, катет которого равен 2р, а прилежащий угол равен . Диагональ большей боковой грани призмы составляет с плоскостью её основания угол . Найдите объём цилиндра. В каждой контрольной работе кружочком отмечены задания, соответствующие уровню обязательной подготовки.
|
|
|