|
Тика Работу XLIV Региональная научно – практическая
конференция школьников и учащейся молодежи Омской области
«Математическая статистика и Интернет»
Научно-практическая работа
Секция: математика
Работу выполнил: Балакин Никита Витальевич
ученик 9 класса
МОУ «Харламовская СОШ»
Таврического района
Омской области
Руководитель: Баранова Татьяна Алексеевна
учитель математики
МОУ «Харламовская СОШ»
Таврического района
Омской области
Омск - 2012
Оглавление
Введение………………………………………………………3 - 4
Теоретическая часть………………………………………….5 - 7
Практическая часть…………………………………………...8 - 14
Заключение……………………………………………………15
Список литературы и Интернет-источники ……………….16
Рецензия ………………………………………………………17 - 18
1. Введение.
Актуальность темы. Основой описания научной картины мира по праву можно считать вероятностно - статистические законы. Их универсальность очевидна. Современная физика, химия, биология, демография, социология, лингвистика, философия, весь комплекс социально-экономических наук развиваются на вероятно-статистической базе. Независимо от того, в какой отрасли знания получены числовые данные, они обладают определенными свойствами, для выявления которых может потребоваться особого рода научный метод обработки. Последний известен как статистический метод или, короче, статистика. Математика как одна из наиболее консервативных образовательных областей с большой «неохотой» меняет свое содержание в школе. И все-таки меняет. Это связано с развитием самой «царицы наук», так и главным образом с переменами в смежных областях, являющихся потребителями прикладной математики. С конца прошлого столетия все настойчивее стучится в двери российских общеобразовательных школ теория вероятностей и статистика. Откроем смело двери математической статистике, и узнаем о ней побольше, использую учебную литературу и Интернет – источники.
Е.А. Бунимович, В.А. Булычев. Вероятность и статистика. Москва. Дрофа. 2005.
И.Л. Бродский, Р.А. Литвиненко. Вероятность и статистика. Москва. Аркти. 2006.
М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова. Элементы статистики и вероятность. Москва. Просвещение. 2005.
www.detionline.ru
https://ph4s.ru/
https://ru.wikipedia.org/
https://slovari.yandex.ru/
https://uchites.ru/tvims
https://e-college.ru/xbooks/xbook007/book/part-003/page.htm
Объектом данного исследования являются 100 учащихся МОУ «Харламовская СОШ» в возрасте от 12 до 17 лет.
Предмет исследования: социальная активность в Интернете. Цель работы: доказать, что математическая статистика действительно неразрывно связана с нашей повседневной жизнью и её методы помогают выявлять проблемы нашего общества. Гипотеза исследования: мы увидим, что математическая статистика действительно неразрывно связана с нашей повседневной жизнью и помогает выявлять и частично решать актуальные проблемы, связанные с рисками при работе в сети Интернет, если будут
проведены опросы общественного мнения;
обработаны полученные данные;
построены диаграммы.
Исходя, из цели и гипотезы исследования в работе ставятся следующие задачи исследования:
Провести опросы общественного мнения.
Обработать полученные данные.
Построить диаграммы.
Сделать выводы.
Методы исследования:
Анализ литературы по проблеме исследования.
Опрос.
Методы количественной и качественной обработки данных.
Исследование включало в себя три этапа:
Подготовительный этап- (декабрь 2012 г.) анализ научной литературы по данной теме. Определение методов исследования. Составление вопросов для опросов респондентов (учащихся школы в возрасте от 12 до 17 лет);
Практический этап – (январь 2012 г.) проведение опросов респондентов по теме исследования;
Заключительный этап – (февраль 2012 г.) обработка полученных в ходе исследования данных, анализ этих результатов, оформление работы.
2.Теоретическая часть.
В науку термин «статистика» ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль(1719—1772) в 1746 году. Он предложил заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины. Несмотря на это, статистический учет велся намного раньше: проводились переписи населения в Древнем Китае(4тыс. лет назад), осуществлялось сравнение военного потенциала государств, велся учет имущества граждан в Древнем Риме и пр.
Слово «статистика» происходит от латинского Status (состояние, положение вещей) и в современном русском языке используется в следующих значениях: Статистика - научное направление объединяющее принципы и методы работы с числовыми данными, характеризующими массовые явления. Статистика – отрасль практической деятельности направленная на сбор, обработку, анализ статистических данных. Статистика – совокупность статистических данных, характеризующих какое-нибудь явление или процесс. Статистика – любая функция от результатов наблюдения.
По виду обрабатываемых статистических данных математическая статистика делится на четыре направления:
- одномерная статистика (статистика случайных величин), в которой результат наблюдения описывается действительным числом;
- многомерный статистический анализ, где результат наблюдения над объектом описывается несколькими числами (вектором);
- статистика случайных процессов и временных рядов, где результат наблюдения – функция;
- статистика объектов нечисловой природы, в которой результат наблюдения имеет нечисловую природу, например, является множеством (геометрической фигурой), упорядочением или получен в результате измерения по качественному признаку.
Математическая статистика использует понятия, методы и результаты теории вероятностей. Рассматривает основные вопросы построения вероятностных моделей принятия решений в экономических, управленческих, технологических и иных ситуациях. Для активного и правильного использования нормативно-технических и инструктивно-методических документов по вероятностно-статистическим методам принятия решений нужны предварительные знания. Так, необходимо знать, при каких условиях следует применять тот или иной документ, какую исходную информацию необходимо иметь для его выбора и применения, какие решения должны быть приняты по результатам обработки данных и т.д.
Статистическая информация-это числовые данные о массовых явлениях, это значения наблюдаемых признаков объектов, составляющих статистическую совокупность, которые получены в результате статистического наблюдения. Таким образом, источником статистической информации является реальный опыт, эксперимент, наблюдение, измерение, производимые над реальными объектами и явлениями окружающего нас мира.
Является распространенным заблуждением, что статистика, как и теория вероятностей, изучает только случайные массовые явления. На самом деле статистика изучает массовые явления любой природы, в том числе и не случайные - этим статистика также отличается от теории вероятностей. Основной задачей статистики является выявление и исследование общих закономерностей, присущих совокупностям, состоящим из очень большого числа элементов. Эти закономерности обычно проявляются не как точный закон, а только как общая тенденция, с колебаниями и отношениями от нее в свойствах отдельных элементов.
Целью статистики является изучение системы статистических показателей, применяемых в рыночной экономике, овладение методикой их расчета и анализа, освоение опыта, на основе постижения методов сбора и обработки статистической информации, установление закономерностей. Человек должен уметь собрать и обработать статистическую информацию, провести её анализ, сделать необходимые выводы, иметь представление о содержании статистики, ее основных понятиях, методологии расчета важнейших статистических показателей. Объектом статистического изучения является население. Благодаря статистике мы можем узнать уровень рождаемости, смертности и естественный прирост населения, коэффициенты жизненности и депопуляции населения, среднюю продолжительность предстоящей жизни, показатели брачности и разводимости. В общем, все, что действительно касается нашей жизни.
Ученые, внесшие вклад в развитие статистики: Уильям Петти (1623-1687) – основатель статистики. Его заслуга в том, что он впервые применил числовой метод для анализа закономерностей общественной жизни. Работа – "Политическая арифметика".
Адольф Кетле – бельгийский статистик. Считается, что он положил начало третьему направлению статистической науки - статистико-математическому. Ему принадлежит термин «социальная физика», так он называл науку, изучающую закономерности массовых общественных явлений, к анализу которых могут быть применены математические методы. Тем самым он доказал, что даже кажущиеся случайности общественной жизни обладают внутренней закономерностью и необходимостью.
Д.П. Журавский – русский статистик-демократ. Работа «Об источниках и употреблении статистических сведений. Определив статистику как «счет по категориям», Журавский отмечал, что она необходима для «изучения всего, относящегося к человеку».
Журавский определил важнейшие разделы социальной статистики:
статистика народонаселения – необходимость его исчисления по классам и занятиям;
изучение народного быта, жилища, питания;
статистика театров, клубов, дворянских собраний, народных увеселений;
статистика учреждений, охраняющих права собственности;
статистика нищеты, бедности, сиротства;
статистика самоубийств с указанием средств, причин, званий, возраста и прочих характеристик лиц, лишивших себя жизни.
К.Ф. Герман – русский статистик ("Всеобщая теория статистики").
В.И. Ленин – Работа «Развитие капитализма в России». В.И.Ленин занимался развитием земской статистики (статистические работы, предпринятые по собственной инициативе земских учреждений).
3. Практическая часть.
Так как источником статистической информации является реальный опыт или эксперимент, то мы решили провести такой эксперимент в виде опроса реальных объектов – респондентов, основной целью которого являлось исследовать общие закономерности присущие 100 респондентам и выявить общую тенденцию развития социальной активности респондентов в сети Интернет.
Мы провели опрос по следующим вопросам:
Есть ли у вас дома Интернет?
Перечислите все наиболее посещаемые сайты?
Сколько времени вы проводите в сети Интернет? (менее 1 часа, 1 – 2 часа, 3 – 4 часа, более 4 часов)?
С какой целью вы используете сеть Интернет? ( для развлечения, для поиска полезной информации, для подготовки к экзаменам, для общения с друзьями, другое…).
Контролируют ли ваше пребывание в Интернете взрослые?
Результаты опроса представлены следующими диаграммами: 1.Есть ли у вас дома Интернет?
Вывод: большинство респондентов (83% ) имеют домашний Интернет, 11% используют возможность выхода в Интернет у своих друзей или одноклассников. Лишь у 6% респондентов нет возможности посещать сеть Интернет. 2.Перечислите все наиболее посещаемые сайты?
Самые посещаемые сайты «vkontakte.ru» и «odnoklassniki.ru». эти сайты посещает более 75% опрошенных. Сайтом «wikipedia.org» пользуются 45 % респондентов. Активно используют респонденты электронную почту (42%). Сайт «gdzbaza.ru» готовых домашних заданий посещают 30% респондентов. 27% опрошенных интересуются через Интернет хоккейными баталиями Омского хоккейного клуба «Авангард». 21% респондентов использует переводчик. 16% респондентов проверяют свои знания с помощью онлайн-тестов. 13% - 12% респондентов интересуются последними новостями школьной жизни, заходя на школьный сайт и сайт музея нашей школы. 11% респондентов скачивают через сайт «zombie.com/» музыку и фильмы. 4% - 5% респондентов интересуются современной модой, жизнью звезд кино и музыки, посещая сайты «glamur.ru», «cosmopolitan.ru». Вывод: респонденты очень активно посещают через Интернет интересующие их сайты. 3.Сколько времени вы проводите в сети Интернет? (менее 1 часа, 1 – 2 часа, 3 – 4 часа, более 4 часов)?
Вывод: большинство респондентов (61) проводят в Интернете не более 2 часов, а третья часть (33) опрошенных более 3 часов, что очень вредно для здоровья.
Основные вредные факторы, влияющие на состояние здоровья людей, долго сидящих за компьютером:
сидячее положение в течение длительного времени;
воздействие электромагнитного излучения монитора;
утомление глаз, нагрузка на зрение;
перегрузка суставов кистей;
стресс при потере информации.
Сидячее положение. Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда излишняя нагрузка на позвоночник, остеохондроз, а у детей - сколиоз. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к гипертонии и ожирению.
Электромагнитное излучение. Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А вот, если у вас совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.
Воздействие на зрение. Глаза регистрируют даже на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, неправильное расположение экрана.
Перегрузка суставов кистей рук. Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
Стресс при потере информации. Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.
Пыль и грязь: аллергия и кишечные инфекции. Пыли и грязи в компьютере и вокруг него со временем скапливается немало, причем убрать их зачастую бывает весьма сложно. А где грязь, там и всяческие микробы, бактерии и грибки, где пыль, там и пылевые клещи. Все это может спровоцировать самые разные заболевания - от аллергии до "болезней грязных рук".
Влияние компьютера на психику. Игромания, интернет-зависимость – это очень серьезные проблемы. Действительно, компьютер сильно влияет на психическое здоровье людей, вызывая нервные расстройства, головные боли.
4.С какой целью вы используете сеть Интернет?( для развлечения, для поиска полезной информации, для подготовки к экзаменам, для общения с друзьями, другое…).
Вывод: самые популярные ответы на вопрос: «С какой целью вы используете Интернет?» оказались ответы : «для развлечения» - 65 респондентов, «для общения с одноклассниками и друзьями» - 59 респондентов, «для общения с родственниками» - 48 респондентов. Чуть менее популярными целями использования Интернета оказались ответы: «для поиска полезной информации» (35 респондентов), «для скачивания музыки, фильмов» (27 респондентов), «для выполнения домашней работы» (25 респондентов), «для подготовки к урокам» (23 респондентов). Такие цели использования Интернета радуют. Ведь замечательно, что треть респондентов использует Интернет для своего развития и учебы, для поиска полезной информации, для подготовки к урокам и выполнения домашней работы. Ответы «для подготовки к экзаменам» (15 респондентов) и «для онлайн – тестирования» (9 респондентов) выбрали респонденты, которые решили основательно подготовиться к сдачи выпускных экзаменов. Самым редким из представленных ответов оказался ответ «для просмотра фильмов».
5.Контролируют ли ваше пребывание в Интернете взрослые?
(Выберите один из вариантов ответа: «Да», «Нет», «Иногда»).
Вывод: диаграмма наглядно показывает, что 35% респондентов посещают Интернет под контролем взрослых, а это значит, что они более защищены от противоправных посягательств в социальных сетях и в целом Интернете. Пятую часть (20%) респондентов родители контролируют лишь иногда.
45% респондентов родители вообще не контролируют. Такие учащиеся и их родители даже и не подозревают, что в Интернете они могут встретиться с целым рядом угроз:
Угроза заражения вредоносным ПО. Ведь для распространения вредоносного ПО и проникновения в компьютеры используется целый спектр методов. Среди таких методов можно отметить не только почту, компакт-диски, дискеты и прочие сменные носители информации или скачанные из Интернет файлы. Например, программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями сегодня являются простым способом распространения вирусов, так как очень часто используются для прямой передачи файлов. Этот метод часто используется хакерами для распространения троянских вирусов.
Доступ к нежелательному содержимому. Ведь сегодня дела обстоят таким образом, что любой человек, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики порнография, страницы подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), убийствам, страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое. Ведь все это доступно в Интернет без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от нас, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера;
Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить людей выдать личную информацию. В других случаях это могут быть педофилы, которые ищут новые жертвы. Выдавая себя за сверстника жертвы, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи;
Неконтролируемые покупки. Не смотря на то, что покупки через Интернет пока еще являются чем-то новым для большинства из нас, однако недалек тот час, когда эта угроза может стать весьма актуальной. Уже сегодня в средствах массовой информации появляются сообщения от обманутых таким образом покупателей.
4.Заключение.
Наша научно-исследовательская работа, благодаря возможностям математической статистики помогла нам исследовать актуальные проблемы, связанные с всёвозрастающей социальной активностью в Интернете. На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая в нашем исследовании, подтвердилась. Мы увидели, что математическая статистика действительно неразрывно связана с нашей повседневной жизнью и помогает выявлять и частично решать серьезные проблемы, связанные с рисками при работе в сети Интернет. Для подтверждения нашей гипотезы мы провели опросы общественного мнения, обработали полученные данные, построили диаграммы.
Интернет это прекрасное место для общения, обучения. Но мы ещё поняли и другое, что Интернет, он также как и наш реальный мир, может быть весьма и весьма опасен.
Приведем в заключение несколько рекомендаций, с помощью которых посещение Интернета может стать менее опасным для нас:
Посещайте Интернет вместе с родителями. Делитесь с родителями своими успехами и неудачами в деле освоения Интернет;
Если в Интернете вас что-либо беспокоит, то следует не скрывать этого, а поделиться с родителями своим беспокойством;
При общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.), использовании онлайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, выбирайте регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации;
Нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца, или матери и т.д.;
В реальной жизни и в Интернете нет разницы между неправильными и правильными поступками. Далеко не все, что можно прочесть или увидеть в Интернете – правда.
Учитесь уважать собеседников в Интернете. Ведь правила хорошего тона действуют одинаково в Интернете и в реальной жизни;
Никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернет. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;
Лучше всего, чтобы родители контролировали вас в Интернете с помощью специального программного обеспечения. Доверяйте своим родителям.
5.Список литературы и Интернет-источники.
Е.А. Бунимович, В.А. Булычев. Вероятность и статистика. Москва. Дрофа. 2005.
И.Л. Бродский, Р.А. Литвиненко. Вероятность и статистика. Москва. Аркти. 2006.
М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова. Элементы статистики и вероятность. Москва. Просвещение. 2005.
www.detionline.ru
https://ph4s.ru/
https://ru.wikipedia.org/
https://slovari.yandex.ru/
https://uchites.ru/tvims
Рецензия на научно-исследовательскую работу
Балакина Никиты Витальевича
учащегося МОУ «Харламовская СОШ»
«Математическая статистика и Интернет»
Данная тема актуальна, поскольку математика, как одна из наиболее консервативных областей с большой «неохотой» меняет своё содержание в школе. И всё-таки меняет. Это связано как с развитием самой «царицы наук», так и главным образом с переменами в смежных областях, являющихся потребителями прикладной математики. С конца прошлого столетия всё настойчивее стучится в двери российской массовой общеобразовательной школы теория вероятностей и статистика. Элементы статистики не включались в школьный курс математики, это совершенно новые для школьной программы вопросы. Поэтому вокруг них, как любого новшества, возникает ореол настороженности. Приходится доказывать целесообразность изучения этого предмета, не пользуясь абсолютно никакой поддержкой общественности. Сегодня, пожалуй, нет крупной отрасли знаний, где не используются вероятностно-статистические методы: физика и военное дело, экономика и биология, медицина и лингвистика. Значит, вероятностно-статистическая линия в математике всегда будет уместна и важна.
Целью работы было доказать гипотезу, а именно, доказать, что математическая статистика действительно неразрывно связана с нашей повседневной жизнью и её методы помогают выявлять проблемы нашего общества.
Задачи, поставленные в данной работе, выполнены. Ученик самостоятельно провел опросы респондентов, обработал полученные данные, построил диаграммы, создал презентацию к данной работе.
В работе использованы такие методы исследования, как теоретический
анализ литературы по проблеме исследования, опрос, методы количественной и качественной обработки данных.
Использованные методы сбора и обработки материала корректны, соответствуют достижению поставленных задач. Основная часть работы содержит литературный обзор по рассматриваемой теме, анализ статистических данных, полученные выводы, рекомендации. Структура работы выдержанна, логически правильно построена.
Данная работа отличается чёткостью и последовательностью изложения, достоверностью полученных результатов, полнотой и практической значимостью, так как использованный для исследования материал был достаточным и исчерпывающим.
В результате проведённой работы гипотеза, выдвинутая в исследовании, подтвердилась, учащиеся действительно увидели, что математическая статистика действительно присутствует в нашей повседневной жизни и помогает выявлять и решать серьезные проблемы, связанные с опасностями при работе в сети Интернет. Она помогает выявлять возникающие риски при работе в сети Интернет, которые, прежде всего очень сильно влияют на здоровье и, конечно же, на безопасность людей в целом. Данная научно-исследовательская работа была заслушана на школьной научно-практической конференции. Результаты работы и сделанные выводы помогли многим присутствующим ребятам разобраться в себе, понять самих себя. Рекомендации, приведенные в данной работе, оказались весьма актуальными и полезными для учащихся.
08.02.2012 г.
Рецензент: учитель математики МОУ «Харламовская СОШ»
Баранова Татьяна Алексеевна.
|
|
|