Главная страница

Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста



Скачать 43.21 Kb.
НазваниеТестопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Дата12.02.2016
Размер43.21 Kb.
ТипДокументы

Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

В семье изобразительных искусств лепка играет ту роль, как арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете.

В рисовании предмет изображается относительно. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного - тела от приставочных частей - все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки. "

Пластичный материал - это кладовая для развития детского творчества. Дети любят фантазировать, а материал, которому легко придать любую форму, уже сам по себе побуждает творить что-то необыкновенное.

Во время работы с пластичными материалами ребенок испытывает эстетическое наслаждение от их пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

Одновременно ребенок осознает различные свойства глины, пластилина, теста, знакомится с объемной формой строением и пропорциями предметов у него развивается точность движения рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Занятия лепкой способствуют развитию осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем, чаще всего, всеми десятью, а это способствует в свою очередь развитию мелкой моторики.

Лепка приводит ребят к умению ориентироваться в пространстве, к освоению некоторых математических и геометрических представлений, является подспорьем при прохождении курса естествознания.

Кроме того, лепка в большей мере, чем рисование или аппликация развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и, переходя к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества.

Актуальность данной темы посвящена изучению развития мелкой моторики у ребенка.

Уровень развития мелкой моторики рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связанная речь.

Говоря о развитии тонкой моторики руки важно заметить, что хорошим подспорьем в данной работе можно выделить тесто-пластику, как один из составляющих успешного развития мелкой моторики.

Тесто по своему составу более теплое, более податливое, а как это важно для детских неумелых ручек, работа с тестом захватывает все внимание ребенка, будит воображение, фантазию, а вместе с этим развивает умелость рук.

Тестопластику, многие авторы, часто предлагают, как начальный этап в занятиях лепки, так как с ним легче работать, не нужно много усилий, чтобы его разогреть, в отличие от пластилина.

С тестом справится любой ребенок, при правильном приготовлении теста оно не пачкает руки. Как усложнение к работе можно сделать тесто цветным, работать с ним также просто, как и с обычным, лишь с тем исключением, что нужно выбирать цвет для будущей композиции и не особенно усердствовать при смешивании цветов, может получиться серо-коричневый оттенок. Хотя и это не проблема, ведь после обжига тесто легко можно разукрасить гуашевыми красками.

Проведенное тестирование детей, показало, что уровень развития мелкой моторики недостаточный.

Исходя из данных, мы построили систему занятий направленную на развитие мелкой моторики у детей, опирающуюся на индивидуально-личностные качества детей, их интересы и способности, и уровень развития мелкой моторики.

Повторное тестирование детей на развитие мелкой моторики показало, что после проведения системы игр-занятий, результаты стали более высокие.

Подводя итоги, нужно сказать, что разработанная и проведенная нами система игр-занятий с соленым тестом является одним из важнейших и естественных путей решения проблемы развития мелкой моторики.

Нужно отметить большой простор для развития художественных работ при оптимальной нагрузки на всю кисть от запястья до кончиков пальцев обеих рук.

Уровень развития мелкой моторики у ребят вырос. Об этом говорят результаты тестирования.

Изучив эту тему можно сделать следующие выводы: развитие мелкой моторики следует начинать как можно в более раннем возрасте, и проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений: запуск волчков, лепка из глины и теста, катание карандашей пальчиком, пальчиковая гимнастика, вкладыши, конструктор, массаж кистей рук, вырезывание, рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, гуашью, углем, акварелью и т. д., игры с песком, водой, и многое другое.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Родителей и педагогов беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе, как правильно укрепить пальцы рук, развивать силу, выносливость мышц кисти, для того чтобы избежать трудностей с письмом.

В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка напрямую связано с его общим физическим развитием, поэтому необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.

Далее необходимо ограничить использование в рисовании фломастеров, они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев рук. Предпочтение следует отдать карандашам, восковым мелкам.

Очень положительно влияет на развитие мелкой моторики такие виды работы как лепка из теста, пластилина и глины, рисование, раскрашивание, всевозможные обводки, аппликация, нанизывание бусин на нить, пирамидки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горичева B.C., Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2003
2. Данкевич Е. В. Лепим из соленого теста. - СПБ: Изд. Дом. «Кристалл», 2001.
3. Развиваем руки - чтоб учится писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов/ С. Е. Гавригина, Н. Л. Кутявина, и др. -Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия холдинг, 2000.
4. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др. ; Под ред. Е. А. Стребелевой. - М. : Изд. Центр Академия», 2001