|
Тема. «Повторение знаний об имени существительном. Падежи имен существительных» Цели Русский язык 3 класс Тема. «Повторение знаний об имени существительном.
Падежи имен существительных» Цели. Отрабатывать умения определять части речи, род, число, падеж имен существительных; повторить состав слова; работать над выразительностью речи; воспитывать любовь и внимание к женщинам. Оборудование. Таблицы по русскому языку; мультимедийный проектор; праздничное оформление (портреты мам, цветы, шарики). Ход урока.
Организационный момент.
Чистописание.
На доске:
В марте с первого числа
Начинается весна.
Женский день – Восьмое марта
Отмечает вся страна.
Учитель. Спишите стихотворение. Подчеркните орфограммы, написание которых вы можете объяснить.
Выполнение задания проверяется.
Постановка целей и задач урока.
Учитель. На сегодняшнем уроке, посвященном Женскому дню 8 Марта, мы постараемся порадовать наших любимых мам своими знаниями. Встречаясь с именами существительными, мы повторим все, что знаем о признаках этой части речи, будем определять падежи существительных. Языковым материалом будут служить предложения из сказок и строки стихотворений.
Закрепление пройденного материала.
Учитель. Прочитайте еще раз стихотворение, которое вы записали. Сколько в нем предложений?
Дети. Два.
У. Разберите первое предложение по частям речи. Выделите грамматическую основу. Назовите и выпишите из этого предложения существительные. Укажите их род, число, падеж.
Дети выполняют задание.
- Что такое имя существительное? Как оно изменяется? Как определяем число имен существительных? Род? Падеж? Сколько падежей в русском языке?
Выслушиваются ответы учащихся.
- Я приглашаю всех в сказку, в гости к необычной Маме, которую зовут Склонение, - ведь, склоняя слово мама, можно проверить любой падеж. Этим мы и займемся.
Учитель рассказывает сказку (сопровождая наглядностью), ученики помогают ему.
У. В самом центре города Слов стоит высокий дом со стеклянной крышей, в нем живут Мама склонение и шесть ее сыновей-падежей.
Самое любимое место в доме – кухня. Она расположена под самой крышей. Как хорошо по вечерам собираться здесь всей семьей, пить чай, смотреть на звезды и рассказывать о том, что произошло за день! Когда часы бьют полночь, все желают друг другу спокойной ночи и расходятся по своим комнатам-этажам.
Каждое утро, как только проснутся первые лучи солнца, Мама спускается из кухни вниз по этажам с полным подносом горячих пирожков.
На верхнем этаже живет Именительный падеж. Он предпочитает быть в предложении главным членом – подлежащим. Правда, как говорит Мама Склонение, иногда ему приходится соглашаться побыть и сказуемым. Любимые вопросы этого падежа – кто? что?
-Тук – тук – тук! – стучит Мама в дверь.
- Кто?
- Мама!
- Что?
- Пирожки!
Этажом ниже живет Родительный падеж. Он уже давно проснулся и с нетерпением ждет своего завтрака, а Мамы все нет и нет. Что он спросит?
- Нет кого?
- Мамы.
- Нет чего?
- Пирожков.
Догадались, какие вопросы он любит больше всего? Правильно – кого? чего?
Еще на этаж ниже живет Дательный падеж – самый добрый из братьев. Он всегда готов прийти на помощь, и его любимые вопросы – кому? чему?
- Рад кому?
- Маме.
- Рад чему?
- Пирожкам.
А вот и Винительный падеж! Как вы думаете, почему его так назвали? Правильно: потому что он всегда и во всем всех обвиняет. Солнце – в том, что оно рано встает. Маму – в том, что она недостаточно его любит (хотя это и неправда!), а братьев-падежей – в том, что они разобрали все хорошие вопросы.
Что-то Мамы давно нет. А может про него забыли? Или пирожки кончились?
- Виню кого?
- Маму!
- Виню что?
- Пирожки.
Вам ничего не напоминают эти вопросы? Напоминают? А вот Винительный падеж с вами не согласен.
Ну, хватит о нем. Давайте познакомимся со следующим братом – Творительным падежом. Этот падеж – мастер на все руки: вечно что-то пилит, строгает, чертит, творит. Солнце только что взошло, а он уже за работой. Мама поставила ему тарелочку с пирожками на верстак. Он очень доволен.
- Доволен кем?
- Мамой.
- Доволен чем?
- Пирожками.
Это любимые вопросы Творительного падежа.
Слышите песню? Это самый младший из падежей – Предложный. Голос у него чистый, звонкий – заслушаешься! Даже птицы в небе притихли.
- Пою о ком?
- О маме.
- Пою о чем?
- О пирожках.
Живущие в городе слова любят ходить в гости к падежам. Но зайти в комнаты не так-то просто. Чтобы открыть дверь, нужно правильно ответить на вопросы. Помогите слову лиса побывать у всех падежей. Запишите слова с вопросами:
И.п. (кто? что?) лиса
Р.п. (кого? чего?) лисы
Д.п. (кому? чему?) лисе
В.п. (кого? что?)лису
Т.п. (кем? чем?) лисой
П.п. (о ком? о чем?) о лисе
А теперь задание потруднее. Определите, у каких падежей побывали эти слова: к реке, возле дома, перед дорогой, у мамы, о книге, трава, лису.
И напоследок открою вам еще один секрет. Иногда Винительный падеж капризничает и становится похожим на своего брата – Именительного падежа. В таких случаях зовите на помощь Маму Склонение – уж она-то сразу определит, кто это.
Художник нарисовал красивый стол. (Какой падеж у слова стол?. Меняем слово стол на слово мама. Художник нарисовал красивую маму - винительный падеж. Значит, слово стол в этом предложении стоит в винительном падеже.
Посреди комнаты стол. (Какой падеж у слова стол?) Посреди комнаты стоит мама - именительный падеж. Значит, слово стол стоит в именительном падеже.
Мама все может, мама поможет,
Мама научит все понимать.
Как словом мама падеж проверять?
- Сколько падежей в русском языке?
Д. Шесть.
У. Как определить падеж существительного?
Д. По вопросам.
У. Что изменяется в слове, когда задается другой вопрос?
Д. Окончание.
Подготовленный ученик читает стихотворение: Разные дети живут на планете,
Но мам своих любят все дети на свете.
Бывает, что мы и не слушаем мам,
Но мамы нас учат хорошим делам.
А мамы нас учат, как добрыми быть,
Как Родину нашу беречь и любить.
Мамы все могут, мамы помогут,
Мамы научат все понимать.
С мамами любим мы вместе играть.
Физкультминутка.
Учитель проводит игру на внимание.
Закрепление пройденного материала (продолжение).
У. А вы любите делать подарки?
Д. Да.
У. А вы любите получать подарки?
Д. Да.
У. Подарите сегодня друг другу и нашим гостям хорошее настроение, порадуйте всех знаниями по русскому языку.
Продолжим определять падежи имен существительных. Прочитайте текст на экране (доске).
Самое прекрасное слово на земле – мама.
Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.
У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы
самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно
ни к чему не остается равнодушным.
И сколько бы тебе ни было лет – пять или пятьдесят, тебе всегда
нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери,
тем радостнее и светлее жизнь.
(З. Воскресенская) - Выпишите выделенные существительные и определите их падеж.
Дети выполняют задание.
- Как определить падеж имени существительного? Что, кроме вопросов, помогает вам определить падежи существительных?
Д. Предлоги.
У. Какие падежи чаще всего вызывают у вас сомнение и почему?
Д. Именительный и винительный, винительный и родительный.
У. На какие вопросы отвечают слова в этих падежах?
Д. Именительный падеж – кто? что?
Родительный падеж – кого? чего?
Винительный падеж – кого? что?
У. Послушайте стихи о падежах. Подготовленные дети читают стихи. Я – Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что?
Ни с кем не спутает никто. Я из дома убежал,
Я до вечера гулял,
С дерева в сугроб нырял,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал,
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски,
Но родительный падеж
Не забуду, хоть зарежь. Я – Винительный падеж,
Обвиняю всюду всех.
Нету никаких надежд,
Что не допущу огрех.
Слово вижу подставляй
И меня определяй. У. Посмотрите на таблицу падежей. Какие предлоги употребляются с существительными в этих падежах?
Дети отвечают.
Творческая работа.
У. Так как наш урок посвящен празднику всех мам, то я думаю, что пришло время каждому из вас объясниться своей маме в любви. Ваша творческая работа будет начинаться с предложений, записанных на доске.
На доске:
Я очень люблю свою маму. Мама учит нас хорошим делам.
- Придумайте и запишите три-четыре предложения о том, какая ваша мама. Составьте предложение-пожелание маме в день Восьмое марта.
Дети записывают предложения. Две-три работы зачитываются вслух.
- Разберите первые два предложения по членам предложения и частям речи. Укажите, в каком падеже стоит в них слово мама.
Итог урока.
У. В заключении нашего урока – поздравления всем женщинам. Дети исполняют песню-поздравление. В таком красивом классе
Мы с вами собрались затем,
Чтоб наших женщин всех поздравить
В Международный Женский день. В самый добрый день на свете,
В самый-самый светлый час
Ваши внуки, ваши дети –
Мы хотим поздравить вас! Весны вам радостной и нежной,
Счастливых дней и розовой мечты!
Пусть дарит март вам, даже снежный,
Свои улыбки и цветы!
Русский язык
УРОК РАЗВИТИЯ РЕИ Тема. «Поговорим о маме» Цель. Учить детей писать сочинения по плану и опорным словам; воспитывать любовь, внимание, заботливое отношение к маме.
Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы урока.
Подготовленный ученик читает стихотворение Н.Саксонской «Разговор о маме» От чистого сердца,
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме. Мы любим ее,
Как хорошего друга,
За то, что у нас
С нею все сообща. За то, что, когда
Нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть
У родного плеча. Мы любим ее и за то,
Что порою
Становятся строже
В морщинках глаза. Но стоит с повинной
Прийти головою –
Исчезнут морщинки,
Умчится гроза. За то, что всегда
Без утайки и прямо
Мы можем доверить
Ей сердце свое. И просто за то,
Что она – наша мама,
Мы крепко и нежно
Любим ее. Учитель. Кому посвящено это стихотворение?
Дети. Маме.
У. У одного древнего народа для названия солнца и мамы употребляется одно и то же слово. Почему?
Д. Солнце дает нам свет, тепло, дарит нам жизнь. И мама – самый светлый, самый лучший и дорогой для каждого из нас человек, который подарил нам жизнь. В трудную минуту мы всегда зовем на помощь маму. Она раньше всех встает, позже всех ложится. Мама заботится о нас, радуется и горюет вместе с нами.
У. Какие пословицы сложили народы мира, говоря о маме, о материнской любви?
Дети называют пословицы, которые искали дома сами.
Д. Материнская ласка конца не знает.
В материнском сердце для всех детей ласки хватит.
Всякой матери свое дитя мило.
Птица рада весне, а дитя – матери.
Без отца – полсироты, а без матери – и вся сирота.
Ближе матери друга нет.
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
При солнышке тепло, а при матери – добро.
Роднее матери родни нет.
Материнский гнев – что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.
У сына болит пальчик, у матери сердце.
У. Какой день является общим праздником для наших мам, бабушек и сестренок?
Д. Восьмое марта – Международный Женский день.
У. В этот день все женщины получают подарки. Мы с вами тоже сделаем своим мамам подарки. Это будут наши сочинения, в которых мы найдем самые нежные, ласковые слова признательности, слова – объяснения любви.
Подготовка к сочинению.
У. Сформулируйте тему своего сочинения.
Д. Сочинение о маме.
У. Назовите основную мысль сочинения.
Д. Моя мама – самая лучшая, самая красивая, добрая, нежная… Моя мама – мой лучший верный друг. Она не оставит меня в беде.
У. Придумайте заголовок для сочинения.
Д. «Моя мама»
У. Выберем эпиграф для сочинения. Что называется эпиграфом?
Д. Краткое изречение, которое помещается перед произведением, выражая его главную мысль или отношение автора к событиям.
У. Прочитайте отрывки из стихотворений, записанные на доске.
На доске:
Мы любим ее,
Как хорошего друга,
За то, что у нас
С нею все сообща.
(Н.Саксонская) Мама, мама!
Это ласка нежных рук.
Мама, мама!
Это самый верный друг.
(М.Пляцковский) Весна стучится в окна,
Поет на все лады;
Блестят на солнце стекла
И лужицы воды.
(С.Вигдоров) Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,
Ну просто за то,
Что она моя мама!
(Л.Дымова)
|
- Какой эпиграф вы выберете? Почему?
Дети отвечают.
- Какой из них лишний? Почему?
Д. Не соответствует теме сочинения стихотворение Вигдорова.
У. Назовите основные части плана сочинения.
Д. Вводная, основная, заключительная.
У. Посмотрите на примерный план сочинения.
На доске:
Имя и отчество моей мамы.
Моя мамочка:
Моя мама самая красивая и добрая:
- походка;
- волосы;
- глаза;
- характер.
2) У моей мамы золотые руки.
3) Мама – мой лучший друг.
3. Я люблю свою маму.
|
Что вы можете сказать о плане? Д. Он сложный, так как отдельные его части включают в себя подпункты и мелкие части.
У. О чём мы напишем во вводной части? в основной? в заключительной?
Дети отвечают.
- Какой выберем стиль речи?
Д. Художественный, то есть речь, в которой словами рисуется то, о чём человек хочет сказать, используя эпитеты, сравнения, яркие образные выражения.
У. Какие типы речи будут присутствовать в нашем сочинении?
Д. Описание, рассуждение.
У. Какие вопросы можно поставить к тексту сочинения?
Д. Описание-какая? Рассуждение-почему?
У. В сочинении мы будем доказывать, что наша мама - самый верный, надёжный друг. Значит, сочинение будет с элементами описания и рассуждения.
Каждый ребёнок приводит свои примеры и доказательства того, что его мама - самый лучший и надёжный друг.
Предупреждение лексических, грамматических и пунктуационных ошибок.
У. Прочитайте опорные слова (про себя, вслух). Какие слова непонятны? На доске: стройная красивые
карие голубые
сине-зеленые русые
каштановые черные
золотые мягкая
светло-русые любимая
уверенная нежная
решительная веселая
родная заботливая
добрая уважают
сердечная ценят
ласковая любят
жизнерадостная - К какому существительному относятся эти признаки? О чем так можно сказать? О чем нужно помнить, когда вы будете писать сочинение? Д. О знаках препинания и орфограммах.
У. Рассмотрите схемы. На доске: ,а; ,но; ,что; за то, что; потому что;
__________ __________ __________ __________
__________ , __________ , __________ . __________ __________ ___________ __________
__________ , __________ . - Перечислите случаи, когда вы должны будете поставить эти знаки препинания.
Дети отвечают.
- Когда употребляют слова, записанные на доске. На доске: Я думаю, …
По-моему, …
Мне кажется, … Д. При рассуждении, когда люди могут с тобой не согласиться.
У. Будьте внимательны, чтобы не допустить ошибок во время работы.
Физкультминутка.
Самостоятельная работа.
У. Возьмите листочки. Подпишите их. Укажите число, название работы, заголовок, эпиграф. Если вам что-то непонятно – спрашивайте. Самое главное – это творчество.
Дети пишут сочинение. - Перечитайте ваши работы и подумайте, раскрыта ли тема сочинения и основная мысль, нет ли речевых и других ошибок. Дети осуществляют самопроверку.
Итог урока.
У. На уроке технологии мы красиво оформим сочинения, и вы подарите их своим мамам. |
|
|