Главная страница

Тема. «Повторение знаний об имени существительном. Падежи имен существительных» Цели



Скачать 128.26 Kb.
НазваниеТема. «Повторение знаний об имени существительном. Падежи имен существительных» Цели
Дата12.03.2016
Размер128.26 Kb.
ТипДокументы

Русский язык 3 класс
Тема. «Повторение знаний об имени существительном.

Падежи имен существительных»
Цели. Отрабатывать умения определять части речи, род, число, падеж имен существительных; повторить состав слова; работать над выразительностью речи; воспитывать любовь и внимание к женщинам.
Оборудование. Таблицы по русскому языку; мультимедийный проектор; праздничное оформление (портреты мам, цветы, шарики).
Ход урока.


  1. Организационный момент.




  1. Чистописание.

На доске:

В марте с первого числа

Начинается весна.

Женский день – Восьмое марта

Отмечает вся страна.

Учитель. Спишите стихотворение. Подчеркните орфограммы, написание которых вы можете объяснить.

Выполнение задания проверяется.


  1. Постановка целей и задач урока.

Учитель. На сегодняшнем уроке, посвященном Женскому дню 8 Марта, мы постараемся порадовать наших любимых мам своими знаниями. Встречаясь с именами существительными, мы повторим все, что знаем о признаках этой части речи, будем определять падежи существительных. Языковым материалом будут служить предложения из сказок и строки стихотворений.


  1. Закрепление пройденного материала.

Учитель. Прочитайте еще раз стихотворение, которое вы записали. Сколько в нем предложений?

Дети. Два.

У. Разберите первое предложение по частям речи. Выделите грамматическую основу. Назовите и выпишите из этого предложения существительные. Укажите их род, число, падеж.

Дети выполняют задание.

- Что такое имя существительное? Как оно изменяется? Как определяем число имен существительных? Род? Падеж? Сколько падежей в русском языке?

Выслушиваются ответы учащихся.

- Я приглашаю всех в сказку, в гости к необычной Маме, которую зовут Склонение, - ведь, склоняя слово мама, можно проверить любой падеж. Этим мы и займемся.

Учитель рассказывает сказку (сопровождая наглядностью), ученики помогают ему.

У. В самом центре города Слов стоит высокий дом со стеклянной крышей, в нем живут Мама склонение и шесть ее сыновей-падежей.

Самое любимое место в доме – кухня. Она расположена под самой крышей. Как хорошо по вечерам собираться здесь всей семьей, пить чай, смотреть на звезды и рассказывать о том, что произошло за день! Когда часы бьют полночь, все желают друг другу спокойной ночи и расходятся по своим комнатам-этажам.

Каждое утро, как только проснутся первые лучи солнца, Мама спускается из кухни вниз по этажам с полным подносом горячих пирожков.

На верхнем этаже живет Именительный падеж. Он предпочитает быть в предложении главным членом – подлежащим. Правда, как говорит Мама Склонение, иногда ему приходится соглашаться побыть и сказуемым. Любимые вопросы этого падежа – кто? что?

-Тук – тук – тук! – стучит Мама в дверь.

- Кто?

- Мама!

- Что?

- Пирожки!

Этажом ниже живет Родительный падеж. Он уже давно проснулся и с нетерпением ждет своего завтрака, а Мамы все нет и нет. Что он спросит?

- Нет кого?

- Мамы.

- Нет чего?

- Пирожков.

Догадались, какие вопросы он любит больше всего? Правильно – кого? чего?

Еще на этаж ниже живет Дательный падеж – самый добрый из братьев. Он всегда готов прийти на помощь, и его любимые вопросы – кому? чему?

- Рад кому?

- Маме.

- Рад чему?

- Пирожкам.

А вот и Винительный падеж! Как вы думаете, почему его так назвали? Правильно: потому что он всегда и во всем всех обвиняет. Солнце – в том, что оно рано встает. Маму – в том, что она недостаточно его любит (хотя это и неправда!), а братьев-падежей – в том, что они разобрали все хорошие вопросы.

Что-то Мамы давно нет. А может про него забыли? Или пирожки кончились?

- Виню кого?

- Маму!

- Виню что?

- Пирожки.

Вам ничего не напоминают эти вопросы? Напоминают? А вот Винительный падеж с вами не согласен.

Ну, хватит о нем. Давайте познакомимся со следующим братом – Творительным падежом. Этот падеж – мастер на все руки: вечно что-то пилит, строгает, чертит, творит. Солнце только что взошло, а он уже за работой. Мама поставила ему тарелочку с пирожками на верстак. Он очень доволен.

- Доволен кем?

- Мамой.

- Доволен чем?

- Пирожками.

Это любимые вопросы Творительного падежа.

Слышите песню? Это самый младший из падежей – Предложный. Голос у него чистый, звонкий – заслушаешься! Даже птицы в небе притихли.

- Пою о ком?

- О маме.

- Пою о чем?

- О пирожках.

Живущие в городе слова любят ходить в гости к падежам. Но зайти в комнаты не так-то просто. Чтобы открыть дверь, нужно правильно ответить на вопросы. Помогите слову лиса побывать у всех падежей. Запишите слова с вопросами:

И.п. (кто? что?) лиса

Р.п. (кого? чего?) лисы

Д.п. (кому? чему?) лисе

В.п. (кого? что?)лису

Т.п. (кем? чем?) лисой

П.п. (о ком? о чем?) о лисе

А теперь задание потруднее. Определите, у каких падежей побывали эти слова: к реке, возле дома, перед дорогой, у мамы, о книге, трава, лису.

И напоследок открою вам еще один секрет. Иногда Винительный падеж капризничает и становится похожим на своего брата – Именительного падежа. В таких случаях зовите на помощь Маму Склонение – уж она-то сразу определит, кто это.

Художник нарисовал красивый стол. (Какой падеж у слова стол?. Меняем слово стол на слово мама. Художник нарисовал красивую маму - винительный падеж. Значит, слово стол в этом предложении стоит в винительном падеже.

Посреди комнаты стол. (Какой падеж у слова стол?) Посреди комнаты стоит мама - именительный падеж. Значит, слово стол стоит в именительном падеже.

Мама все может, мама поможет,

Мама научит все понимать.

Как словом мама падеж проверять?

- Сколько падежей в русском языке?

Д. Шесть.

У. Как определить падеж существительного?

Д. По вопросам.

У. Что изменяется в слове, когда задается другой вопрос?

Д. Окончание.

Подготовленный ученик читает стихотворение:
Разные дети живут на планете,

Но мам своих любят все дети на свете.

Бывает, что мы и не слушаем мам,

Но мамы нас учат хорошим делам.

А мамы нас учат, как добрыми быть,

Как Родину нашу беречь и любить.

Мамы все могут, мамы помогут,

Мамы научат все понимать.

С мамами любим мы вместе играть.


  1. Физкультминутка.

Учитель проводит игру на внимание.


  1. Закрепление пройденного материала (продолжение).

У. А вы любите делать подарки?

Д. Да.

У. А вы любите получать подарки?

Д. Да.

У. Подарите сегодня друг другу и нашим гостям хорошее настроение, порадуйте всех знаниями по русскому языку.

Продолжим определять падежи имен существительных. Прочитайте текст на экране (доске).



Самое прекрасное слово на земле – мама.

Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.

У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы

самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно

ни к чему не остается равнодушным.

И сколько бы тебе ни было лет – пять или пятьдесят, тебе всегда

нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери,

тем радостнее и светлее жизнь.

(З. Воскресенская)
- Выпишите выделенные существительные и определите их падеж.

Дети выполняют задание.

- Как определить падеж имени существительного? Что, кроме вопросов, помогает вам определить падежи существительных?

Д. Предлоги.

У. Какие падежи чаще всего вызывают у вас сомнение и почему?

Д. Именительный и винительный, винительный и родительный.

У. На какие вопросы отвечают слова в этих падежах?

Д. Именительный падеж – кто? что?

Родительный падеж – кого? чего?

Винительный падеж – кого? что?

У. Послушайте стихи о падежах.
Подготовленные дети читают стихи.
Я – Именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы кто? и что?

Ни с кем не спутает никто.
Я из дома убежал,

Я до вечера гулял,

С дерева в сугроб нырял,

Без уроков жить мечтал.

Для коллекции снежинки

Языком я собирал,

Около костра плясал

И вокруг двора скакал.

Вот стою я у доски

И вздыхаю от тоски,

Но родительный падеж

Не забуду, хоть зарежь.
Я – Винительный падеж,

Обвиняю всюду всех.

Нету никаких надежд,

Что не допущу огрех.

Слово вижу подставляй

И меня определяй.
У. Посмотрите на таблицу падежей. Какие предлоги употребляются с существительными в этих падежах?

Дети отвечают.


  1. Творческая работа.

У. Так как наш урок посвящен празднику всех мам, то я думаю, что пришло время каждому из вас объясниться своей маме в любви. Ваша творческая работа будет начинаться с предложений, записанных на доске.

На доске:

Я очень люблю свою маму. Мама учит нас хорошим делам.

- Придумайте и запишите три-четыре предложения о том, какая ваша мама. Составьте предложение-пожелание маме в день Восьмое марта.

Дети записывают предложения. Две-три работы зачитываются вслух.

- Разберите первые два предложения по членам предложения и частям речи. Укажите, в каком падеже стоит в них слово мама.


  1. Итог урока.

У. В заключении нашего урока – поздравления всем женщинам.
Дети исполняют песню-поздравление.
В таком красивом классе

Мы с вами собрались затем,

Чтоб наших женщин всех поздравить

В Международный Женский день.
В самый добрый день на свете,

В самый-самый светлый час

Ваши внуки, ваши дети –

Мы хотим поздравить вас!
Весны вам радостной и нежной,

Счастливых дней и розовой мечты!

Пусть дарит март вам, даже снежный,

Свои улыбки и цветы!

Русский язык

УРОК РАЗВИТИЯ РЕИ
Тема. «Поговорим о маме»
Цель. Учить детей писать сочинения по плану и опорным словам; воспитывать любовь, внимание, заботливое отношение к маме.

Ход урока.


  1. Организационный момент.




  1. Сообщение темы урока.

Подготовленный ученик читает стихотворение Н.Саксонской «Разговор о маме»
От чистого сердца,

Простыми словами

Давайте, друзья,

Потолкуем о маме.
Мы любим ее,

Как хорошего друга,

За то, что у нас

С нею все сообща.
За то, что, когда

Нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть

У родного плеча.
Мы любим ее и за то,

Что порою

Становятся строже

В морщинках глаза.
Но стоит с повинной

Прийти головою –

Исчезнут морщинки,

Умчится гроза.
За то, что всегда

Без утайки и прямо

Мы можем доверить

Ей сердце свое.
И просто за то,

Что она – наша мама,

Мы крепко и нежно

Любим ее.
Учитель. Кому посвящено это стихотворение?

Дети. Маме.

У. У одного древнего народа для названия солнца и мамы употребляется одно и то же слово. Почему?

Д. Солнце дает нам свет, тепло, дарит нам жизнь. И мама – самый светлый, самый лучший и дорогой для каждого из нас человек, который подарил нам жизнь. В трудную минуту мы всегда зовем на помощь маму. Она раньше всех встает, позже всех ложится. Мама заботится о нас, радуется и горюет вместе с нами.

У. Какие пословицы сложили народы мира, говоря о маме, о материнской любви?

Дети называют пословицы, которые искали дома сами.

Д. Материнская ласка конца не знает.

  • В материнском сердце для всех детей ласки хватит.

  • Всякой матери свое дитя мило.

  • Птица рада весне, а дитя – матери.

  • Без отца – полсироты, а без матери – и вся сирота.

  • Ближе матери друга нет.

  • Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

  • При солнышке тепло, а при матери – добро.

  • Роднее матери родни нет.

  • Материнский гнев – что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.

  • У сына болит пальчик, у матери сердце.

У. Какой день является общим праздником для наших мам, бабушек и сестренок?

Д. Восьмое марта – Международный Женский день.

У. В этот день все женщины получают подарки. Мы с вами тоже сделаем своим мамам подарки. Это будут наши сочинения, в которых мы найдем самые нежные, ласковые слова признательности, слова – объяснения любви.


  1. Подготовка к сочинению.

У. Сформулируйте тему своего сочинения.

Д. Сочинение о маме.

У. Назовите основную мысль сочинения.

Д. Моя мама – самая лучшая, самая красивая, добрая, нежная… Моя мама – мой лучший верный друг. Она не оставит меня в беде.

У. Придумайте заголовок для сочинения.

Д. «Моя мама»

У. Выберем эпиграф для сочинения. Что называется эпиграфом?

Д. Краткое изречение, которое помещается перед произведением, выражая его главную мысль или отношение автора к событиям.

У. Прочитайте отрывки из стихотворений, записанные на доске.

На доске:



Мы любим ее,

Как хорошего друга,

За то, что у нас

С нею все сообща.

(Н.Саксонская)
Мама, мама!

Это ласка нежных рук.

Мама, мама!

Это самый верный друг.

(М.Пляцковский)
Весна стучится в окна,

Поет на все лады;

Блестят на солнце стекла

И лужицы воды.

(С.Вигдоров)
Люблю свою маму,

Скажу я вам прямо,

Ну просто за то,

Что она моя мама!

(Л.Дымова)


- Какой эпиграф вы выберете? Почему?

Дети отвечают.

- Какой из них лишний? Почему?

Д. Не соответствует теме сочинения стихотворение Вигдорова.

У. Назовите основные части плана сочинения.

Д. Вводная, основная, заключительная.

У. Посмотрите на примерный план сочинения.

На доске:





  1. Имя и отчество моей мамы.

  2. Моя мамочка:

    1. Моя мама самая красивая и добрая:

- походка;

- волосы;

- глаза;

- характер.

2) У моей мамы золотые руки.

3) Мама – мой лучший друг.

3. Я люблю свою маму.



Что вы можете сказать о плане?
Д. Он сложный, так как отдельные его части включают в себя подпункты и мелкие части.

У. О чём мы напишем во вводной части? в основной? в заключительной?

Дети отвечают.

- Какой выберем стиль речи?

Д. Художественный, то есть речь, в которой словами рисуется то, о чём человек хочет сказать, используя эпитеты, сравнения, яркие образные выражения.

У. Какие типы речи будут присутствовать в нашем сочинении?

Д. Описание, рассуждение.

У. Какие вопросы можно поставить к тексту сочинения?

Д. Описание-какая? Рассуждение-почему?

У. В сочинении мы будем доказывать, что наша мама - самый верный, надёжный друг. Значит, сочинение будет с элементами описания и рассуждения.

Каждый ребёнок приводит свои примеры и доказательства того, что его мама - самый лучший и надёжный друг.


  1. Предупреждение лексических, грамматических и пунктуационных ошибок.

У. Прочитайте опорные слова (про себя, вслух). Какие слова непонятны?
На доске:
стройная красивые

карие голубые

сине-зеленые русые

каштановые черные

золотые мягкая

светло-русые любимая

уверенная нежная

решительная веселая

родная заботливая

добрая уважают

сердечная ценят

ласковая любят

жизнерадостная
- К какому существительному относятся эти признаки? О чем так можно сказать? О чем нужно помнить, когда вы будете писать сочинение?
Д. О знаках препинания и орфограммах.

У. Рассмотрите схемы.
На доске:
,а; ,но; ,что; за то, что; потому что;

__________ __________ __________ __________

__________ , __________ , __________ .
__________ __________ ___________ __________

__________ , __________ .
- Перечислите случаи, когда вы должны будете поставить эти знаки препинания.

Дети отвечают.

- Когда употребляют слова, записанные на доске.
На доске:
Я думаю, …

По-моему, …

Мне кажется, …
Д. При рассуждении, когда люди могут с тобой не согласиться.

У. Будьте внимательны, чтобы не допустить ошибок во время работы.


  1. Физкультминутка.




  1. Самостоятельная работа.

У. Возьмите листочки. Подпишите их. Укажите число, название работы, заголовок, эпиграф. Если вам что-то непонятно – спрашивайте. Самое главное – это творчество.

Дети пишут сочинение.
- Перечитайте ваши работы и подумайте, раскрыта ли тема сочинения и основная мысль, нет ли речевых и других ошибок.
Дети осуществляют самопроверку.


  1. Итог урока.

У. На уроке технологии мы красиво оформим сочинения, и вы подарите их своим мамам.