|
Технология учебных циклов как оптимальная форма работы учителя математики по подготовке обучающихся 11 класса к егэ цель Богачёва Ольга Вениаминовна,
учитель математики
МБОУ «Касплянская СОШ»
Смоленского района Смоленской области Технология учебных циклов как оптимальная форма работы учителя математики по подготовке обучающихся 11 класса к ЕГЭ Цель:
Обеспечить усвоение предмета и успешную сдачу ЕГЭ каждым учеником с учетом уровня его математической подготовки.
Задачи:
1. Проанализировать содержание, уровень трудности заданий ЕГЭ, уровень подготовки учащихся и выделить ключевые задачи.
2. Создать дидактическую систему по достижению цели:
Составить (корректировать) календарно-тематическое планирование учебного материала.
Определить оптимальные формы и методы работы.
Составить дидактические материалы, соответствующие цели и
условиям работы.
Обучить учащихся технике сдачи ЕГЭ.
3. Провести мониторинг результативности учебной деятельности.
Существует множество разнообразных форм, методов, приемов, средств обучения. Как выбрать из них самые эффективные, учесть особенности класса и учебного материала?
Путём проб и ошибок выбрала «любимые», те, которые хорошо «ложились» на моё планирование, конкретные условия работы, личностные особенности, индивидуальную методическую систему преподавания. Я использовала многие элементы технологии учебных циклов (авторы Г.Г.Левитас, Е.Б.Арутюнян, М.Б.Волович, Ю.А.Глазков). Эта технология не требует от учителя каких-либо новых умений по сравнению с традиционными. Она лишь требует отказа от неэффективных приёмов работы и систематического использования эффективных, хорошо сочетается с ТРКМ, ИКТ.
Эффективные приемы работы:
1.Обязательная подготовка к изучению нового материала.
На этом этапе использую одновариантные математические диктанты. Они бывают кратким, определёнными, не зависят от сообразительности учащихся, актуализируют и проверяют точные знания, необходимые на данном уроке.
Есть вариант одновременной работы на перфокартах всех учащихся класса (зрительный диктант). Иногда возможен фронтальный опрос, в котором принимают участие все ученики класса, сигнализируя согласие и несогласие с отвечающим.
2.Изучение нового материала стараюсь подчинить следующим принципам: мотивация; научность; обязательное структурирование материала; доступность; наглядность; обратная связь (вопросы классу; система «да-нет»); объяснение не только теории, но и примеров выполнения типовых заданий.
3. Первоначальное закрепление, как правило, воспроизводящее, т.е.
алгоритм или образец действий остаётся на доске, к нему можно обращаться;
все учащиеся выполняют базовые задания одного варианта;
обязательно провожу пошаговый контроль деятельности каждого ученика (один ученик решает у доски, все - сигнализируют правильность хода решения, возможно комментирование с места или пошаговая проверка с последующей записью на доске и др.)
4.Тренировочное закрепление предусматривает нарастание трудности заданий, возможность получения консультации соседа, учителя, возможность коллективной работы в гомогенных группах (парах).
5. Итоговое закрепление - это чаще всего самостоятельная работа.
Такая система методов и приёмов является принципиальной структурой учебного цикла, т.е. фрагмента процесса обучения, в течение которого учащиеся усваивают некоторую отдельную порцию учебного материала.
Давать подробное описание технологии учебных циклов не имеет смысла: относясь к группе блочно - модульных технологий, она широко известна.
Конечно, не могу сказать, что в течение года работаю только по технологии учебных циклов, но отдельные крупные темы изучаю именно циклами, соблюдая структуру и основные требования технологии.
Работа с использованием технологии учебных циклов требует тщательной подготовки к урокам. В рабочих планах фиксирую точные формулировки вопросов и заданий, систему заданий первоначального и тренировочного закрепления, продумываю записи основных понятий, приёмов и методов рассуждений, алгоритмов, варианты их расположения и сохранения на доске.
В качестве примера применения описанной технологии привожу разработки
четырёхурочного цикла по теме «Свойства корня n-ой степени» в 11 классе по программе А.Г. Мордковича (базовый уровень)
двухурочного цикла по теме «Итоговое повторение. Логарифмические уравнения» (базовый уровень)
|
|
|