Главная страница

Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)



НазваниеСхема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)
Дата11.02.2016
Размер66.9 Kb.
ТипДокументы

Схема нормального развития детской речи

(по А. Н. Гвоздеву)



Период

Подпе-

риод, возраст

Развитие предложения (фразы)

Усвоение речи

Слоговая структура слов

Усвоение звуковой стороны речи

Объем и типы предложений

Грамма-тический строй

Существи-тельные

Глаголы

Прилага-тельные

Местоиме-ния, наречия

Служеб-ные части речи




Звуки

Стечения соглас-ных

Предложения из аморфных слов-корней

Одно-словные,

1 год

8 мес.

Отдельные слова

(около 27 слов)

Нет

Несколько названий лиц, предметов

(около 22 слов)

Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)

Нет

Нет

Нет

В слове воспроиз-водится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)

А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь

Нет

Из двух корней,

1 год 8 мес.

Объединяет в одном предложении два аморфных слова

(около 87 слов)

Нет

Нескло-няемые

Неспряга-емые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклоне-ния: «писи», «ниси». «ди», «дай»

Нет

Нет

Нет

Воспроиз-водятся двуслож-ные слова, в трех-сложных один слог опуска-ется

Хь, ць, й, часто опуска-ется началь-ный звук в слове или конечный соглас-ный

Появ-

ляются в середине некото-рых слов: льк, ськ, пк, цьк

Усвоение грамматической структуры предложения


Первые формы слов,

1 год

10 мес. - 2 года


Рост предложе-ния до 3-4 слов


Согласование И.п. с глаголом, развивается прилага-тельное подчинение. Предложения преимущест-венно аграмма-тичны.


Начинают употреб-лять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьши-тельно-ласкатель-ные суффиксы


Первые грамм., формы

у 18 глаголов: повелит. наклоне-ние 2-го лица ед.ч., инфини-тив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. часто опускаются прис-тавки.


Появля-ются прилага-тельные без согласо-вания с существи-тельным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.


Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо),

не надо, надо и др. смеши-ваются личные место-имения

(о себе говорит в 3-м лице)


Нет предло-гов и союзов. Появ-ляются частицы ка, да, то, не


В трехслож-ных словах опуска-ется преудар-ный слог, «кусу» (укушу), может сохра-няться количест-во слогов в четырех-сложных словах


Твердые согласные н, т, д


Боль-шинство стечений соглас-ных заме-щаются одним звуком

Усвое-ние флекс-ной системы языка,

2 года - 2 года 6 мес.

Появляются бессоюзные сложные предложе-ния, затем с союзами

Употребле-ние одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы

Усваи-

ваются дательный и творит., падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонети-чески -и)

Усваи-

вается число в изъяви-тельном наклоне-нии, измене-ние по лицам (кроме

2-го лица мн.ч.), настоя-щее и прошед-шее время. В прошед-шем времени смешива-ется род

23 прилага-тельных, иногда нарушается согласова-ние и употребляются после существи-тельных, мн.ч. только в им. п.

Личные местои-мения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.

Появля-ются предло-ги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда

В много-сложных словах чаще опуска-ются преудар-ные слоги, иногда приставки

Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смеше-ние артикуля-ционно близких звуков

Стече-ние соглас-ных не усвоено,но некото-рые группы соглас-ных произ-носятся пра-вильно

Усвое-ние служеб-ных частей речи,

2 года

6 мес. -

3 года

Развитие сложного предло-жения

Появляются сложно-подчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода

Усвоены «главенст-вующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания

-ов на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличи-тельности, принадлежности

Усваива-ются все формы возврат-ных глаголов, приста-вок. Наблю-дается смешение

Согласо-вание прилага-тельных и существи-тельных в косвенных падежах. Появляют-ся краткие причастия

Отмеча-ется смешение рода у притяжа-тельных место-имений

Пра-вильное употреб-ление простых предло-гов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.

Слоговая структура слов наруша-ется редко, главным образом в мало-знакомых словах

Усваива-ются следую-щие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц

Заканчивается усвоение стечения соглас-ных

3—4 года

Дальнейшее развитие сложно-

сочиненного и сложно-подчинен-ного предложе-ний

Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы

Продолжа-ется влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизме-нении «на коне»

Часто наруша-ется чередо-вание в основах. Частицы «не» опуска-ются, неоло-гизмы с использо-ванием приставок

Наруша-ется согласова

ние прилага-тельных в среднем роде. Овладе-вают сравни-тельной степенью прилага-тельных

Усваива-ются сравни-тельные степени наречий

Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклоне-нии частица бы

Звуковая сторона речи усвоена полностью

4 года - 6 лет

Дети испытывают затруднения в построении прида-

точных предложе-ний с союзным словом который

Практически усваиваются все частные грамматичес-кие формы

Оконча-тельно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласова-ния числитель-ного с существи-тельным в косвенных падежах

Наруша-ется чередо-вание в глаголь-ных основах при создании новых форм

Овладе-вают согласо-ванием прилага-тельных с др. частями речи во всех косвенных падежах

Употреб-ляется одно деепри-частие сидя

Предло-ги употреб-ляются в самых разнооб-разных значе-ниях

Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении


Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда


Родителям следует помнить, что, если речевое развитие их ребенка значительно задерживается, а в течение беременности, родов или в период раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам: неврологу, психологу, логопеду. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержки речевого развития и оказать ребенку помощь, начать занятия с психологом и логопедом.

В современной логопедии проблема формирования лексико-грамматического строя речи

является одной из самых актуальных проблем.

Желаю удачи!



c:\users\day\pictures\звуки речи\советы-логопеда1.jpg