Период
| Подпе-
риод, возраст
| Развитие предложения (фразы)
| Усвоение речи
| Слоговая структура слов
| Усвоение звуковой стороны речи
|
Объем и типы предложений
| Грамма-тический строй
| Существи-тельные
| Глаголы
| Прилага-тельные
| Местоиме-ния, наречия
| Служеб-ные части речи
|
| Звуки
| Стечения соглас-ных
|
Предложения из аморфных слов-корней
| Одно-словные,
1 год
8 мес.
| Отдельные слова
(около 27 слов)
| Нет
| Несколько названий лиц, предметов
(около 22 слов)
| Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)
| Нет
| Нет
| Нет
| В слове воспроиз-водится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)
| А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь
| Нет
|
Из двух корней,
1 год 8 мес.
| Объединяет в одном предложении два аморфных слова
(около 87 слов)
| Нет
| Нескло-няемые
| Неспряга-емые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклоне-ния: «писи», «ниси». «ди», «дай»
| Нет
| Нет
| Нет
| Воспроиз-водятся двуслож-ные слова, в трех-сложных один слог опуска-ется
| Хь, ць, й, часто опуска-ется началь-ный звук в слове или конечный соглас-ный
| Появ-
ляются в середине некото-рых слов: льк, ськ, пк, цьк
|
Усвоение грамматической структуры предложения
|
Первые формы слов,
1 год
10 мес. - 2 года
|
Рост предложе-ния до 3-4 слов
|
Согласование И.п. с глаголом, развивается прилага-тельное подчинение. Предложения преимущест-венно аграмма-тичны.
|
Начинают употреб-лять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьши-тельно-ласкатель-ные суффиксы
|
Первые грамм., формы
у 18 глаголов: повелит. наклоне-ние 2-го лица ед.ч., инфини-тив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. часто опускаются прис-тавки.
|
Появля-ются прилага-тельные без согласо-вания с существи-тельным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.
|
Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо),
не надо, надо и др. смеши-ваются личные место-имения
(о себе говорит в 3-м лице)
|
Нет предло-гов и союзов. Появ-ляются частицы ка, да, то, не
|
В трехслож-ных словах опуска-ется преудар-ный слог, «кусу» (укушу), может сохра-няться количест-во слогов в четырех-сложных словах
|
Твердые согласные н, т, д
|
Боль-шинство стечений соглас-ных заме-щаются одним звуком
|
Усвое-ние флекс-ной системы языка,
2 года - 2 года 6 мес.
| Появляются бессоюзные сложные предложе-ния, затем с союзами
| Употребле-ние одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы
| Усваи-
ваются дательный и творит., падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонети-чески -и)
| Усваи-
вается число в изъяви-тельном наклоне-нии, измене-ние по лицам (кроме
2-го лица мн.ч.), настоя-щее и прошед-шее время. В прошед-шем времени смешива-ется род
| 23 прилага-тельных, иногда нарушается согласова-ние и употребляются после существи-тельных, мн.ч. только в им. п.
| Личные местои-мения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.
| Появля-ются предло-ги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда
| В много-сложных словах чаще опуска-ются преудар-ные слоги, иногда приставки
| Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смеше-ние артикуля-ционно близких звуков
| Стече-ние соглас-ных не усвоено,но некото-рые группы соглас-ных произ-носятся пра-вильно
|
Усвое-ние служеб-ных частей речи,
2 года
6 мес. -
3 года
| Развитие сложного предло-жения
| Появляются сложно-подчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода
| Усвоены «главенст-вующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания
-ов на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличи-тельности, принадлежности
| Усваива-ются все формы возврат-ных глаголов, приста-вок. Наблю-дается смешение
| Согласо-вание прилага-тельных и существи-тельных в косвенных падежах. Появляют-ся краткие причастия
| Отмеча-ется смешение рода у притяжа-тельных место-имений
| Пра-вильное употреб-ление простых предло-гов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.
| Слоговая структура слов наруша-ется редко, главным образом в мало-знакомых словах
| Усваива-ются следую-щие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц
| Заканчивается усвоение стечения соглас-ных
|
3—4 года
| Дальнейшее развитие сложно-
сочиненного и сложно-подчинен-ного предложе-ний
| Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы
| Продолжа-ется влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизме-нении «на коне»
| Часто наруша-ется чередо-вание в основах. Частицы «не» опуска-ются, неоло-гизмы с использо-ванием приставок
| Наруша-ется согласова
ние прилага-тельных в среднем роде. Овладе-вают сравни-тельной степенью прилага-тельных
| Усваива-ются сравни-тельные степени наречий
| Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклоне-нии частица бы
| Звуковая сторона речи усвоена полностью
|
4 года - 6 лет
| Дети испытывают затруднения в построении прида-
точных предложе-ний с союзным словом который
| Практически усваиваются все частные грамматичес-кие формы
| Оконча-тельно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласова-ния числитель-ного с существи-тельным в косвенных падежах
| Наруша-ется чередо-вание в глаголь-ных основах при создании новых форм
| Овладе-вают согласо-ванием прилага-тельных с др. частями речи во всех косвенных падежах
| Употреб-ляется одно деепри-частие сидя
| Предло-ги употреб-ляются в самых разнооб-разных значе-ниях
| Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении
|