|
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Техникум «Приморский» Методическая разработка Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Техникум «Приморский»
Методическая разработка.
Тема: «Разнообразные формы и виды индивидуальной работы учащихся на уроках математики, как средство формирования теоретического мышления на примере Темы № 12 «Корни. Степени. Логарифмы».
Разработал:
преподаватель высшей категории
С-ПбГБПОУ «Техникум«Приморский»
Жидаль Наталия Анатольевна Санкт-Петербург, 2015
Аннотация.
Данная разработка является обобщением опыта преподавания темы «Корни. Степени. Логарифмы» в системе НПО и СПО. Предназначена в помощь преподавателям при подборе дидактического материала для изучении данной темы. Цель: использование педагогических технологий в учебном процессе с целью повышения качества знаний, умений и навыков учащихся.
Содержание.
Введение.
Согласно концепции модернизации российского образования среднее (общее) образование нацелено на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Обучение стало вариативным: появилось новое поколение учебной литературы и согласно закону об образовании учителя отказались от единых учебников, появились современные государственные образовательные стандарты общего образования, началось более широкое внедрение современных, информационных технологий в преподавании всех школьных предметов, изменились цели обучения. Всё это в равной мере касается и образовательной области "математика". Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по математике является интенсивное развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критического мышления, овладение математическими знаниями и умениями на всех ступенях обучения, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности. Определены три основные цели модернизации образования: - расширение доступности образования; - повышение качества образования; - повышение эффективности образования. Есть государственная программа и перечень требований к знаниям, умениям и навыкам, которыми должен овладеть выпускник. Причем учащийся должен усвоить программу, а не просто научиться решать два десятка задач определенного типа.
Решение проблем успешного обучения учащихся, развития их познавательной деятельности и активности опираются на дифференцированный подход к обучению, как средству формирования положительного отношения к учебе, познавательных способностей.
Одним из видов дифференцированного подхода к учащимся является применение разнообразных форм и видов индивидуальной деятельности учащихся, таких как:
Математический диктант;
Устный опрос;
Индивидуальная работа на уроке;
Индивидуальные домашние задания;
Выполнение практических работ;
Разноуровневые проверочные и самостоятельные работы;
Работа у доски с одновременным выполнением индивидуальных заданий.
Так как без индивидуализации заданий не может быть развивающего обучения, то формирование обобщенных приемов умственной деятельности необходимо проводить дифференцируя задания по степени сложности.
В процессе своей педагогической деятельности я заметила, что учащиеся 1курса имеют пробелы в знаниях начиная с 4-5 класса, которые не всегда удается восполнить и к концу обучения. Поэтому учащимся, имеющим очень слабую подготовку, усваивающим новый материал лишь после длительной дополнительной работы, предлагаются облегченные задания (обычно их варианты содержат в себе цифры 0,1,2,3, т.е. В-3; В-12; В-20 и т.д.). Эти варианты не требуют преобразования новых знаний, а только их применение к новым данным.
Обычно эти учащиеся с трудом усваивают 2 уровень обучения.
Седи наших учащихся есть немало таких, которые способны усваивать политехнические дисциплины только на 1 уровне обучения.
Для таких учащихся в процессе обучения разрабатываются планы и схемы выполнения действий, которыми разрешается пользоваться при выполнении индивидуальных заданий.
При оценке работ таких учащихся на новый материал следует учитывать лишь те ошибки и проблемы, которые появились при изучении данной темы. Это помогает учащимся поверить в свои силы, воспитывает у них потребность заниматься регулярно.
Но наряду со слабыми учащимися в группах есть и такие учащиеся, которые легко осваивают новый материал, могут применять новые знания при решении прикладных задач, то есть усваивают 3 уровень обучения и собираются продолжить обучение в ВУЗах. Поэтому, для таких учащихся предусмотрены задания повышенной сложности (обычно их варианты содержат в себе цифры 5,6,7,8,9, т.е. В-5; В-16; В-27 и т.д.).
Ниже приводятся примеры индивидуальных заданий для учащихся на примере изучения темы: «Корни. Степени. Логарифмы».
На изучение данной темы отводится 36 часов. Далее поурочно приводятся тексты диктантов, домашних заданий, практических работ, самостоятельных работ и других заданий.
Тема 12.
Корни. Степени. Логарифмы. (36 часов)
Свойства корней и степеней. Иррациональные уравнения и неравенства. Показательная функция. Логарифм числа Основное логарифмическое тождество. Теоремы логарифмирования. Логарифмическая функция. Показательные уравнения. Способы решения показательных уравнений. Логарифмические уравнения. Способы решения логарифмических уравнений. Решение показательных и логарифмических неравенств. Производные показательных и логарифмических функций.
Урок 1-2. Корень и его свойства. Степень с рациональным показателем. Свойства степени.
Действия со степенями.
Урок 3-4. Иррациональные уравнения и неравенства. Действия со степенями.
Самостоятельная работа № 1.
Урок 5-6. Решение иррациональных уравнений и неравенств.
Самостоятельная работа № 2.
Урок 7-8. Показательная функция и ее свойства.
Показательные уравнения и неравенства.
Урок 9-10. Решение показательных уравнений и неравенств.
Самостоятельная работа № 3.
Урок 11-12. Решение показательных уравнений и неравенств.
Самостоятельная работа № 4.
Урок 13-14. Логарифм и его свойства. Вычисление логарифмов.
Урок 15-16. Логарифмическая функция и ее свойства. Вычисление логарифмов.
Самостоятельная работа № 5.
Урок 17-18. Логарифмические уравнения и неравенства. ООФ. Самостоятельная работа № 6.
Урок 19-20. Решение уравнений и неравенств.
Самостоятельная работа № 7.
Урок 21-22. Метод введения дополнительной переменной. Однородные уравнения.
Решение уравнений и неравенств.
Урок 23-24. Решение уравнений и неравенств.
Самостоятельная работа № 8.
Урок 25-26. Производные показательной и логарифмической функций. Вычисление производной.
Урок 27-28. Производная сложной и обратной функций. Вычисление производных.
Урок 29-30. Вычисление производных. Самостоятельная работа № 9.
Урок 31-32. Решение уравнений и неравенств. Решение систем уравнений и неравенств.
Урок 33-34. Решение уравнений и неравенств. Контрольная работа № 15.
Урок 35-36. Решение уравнений и неравенств. Решение систем уравнений и неравенств.
Урок 1-2. Корень и его свойства. Степень с рациональным показателем. Свойства степени.
Действия со степенями.
Математический диктант.
26
:
1.Упростить выражения:
а)
б)
в)
2. Построить график функции
Урок 3-4. Иррациональные уравнения и неравенства. Действия со степенями.
Самостоятельная работа № 1.
Самостоятельная работа № 1.
Вариант № 1. Вариант № 5.
Сравните значения выражений:
а) 17 и а)
б) б) 1+
2. Упростите выражение:
.
3.Вычислите.
˗3 ∙ 3 ∙
Решите уравнения:
а) =0
б)
в)
Найдите область определения функции:
у=
3. Решите неравенство:
Урок 5-6. Решение иррациональных уравнений и неравенств.
Самостоятельная работа № 2.
Самостоятельная работа № 2.
Решите уравнение:
Найдите ООФ:
Решите неравенство:
| 2
х
| Урок 7-8. Показательная функция и ее свойства. Показательные уравнения и неравенства.
1). Решите уравнение:
2). Изобразите схематически график функции:
3). Решите неравенство:
4). Постройте график функции
и опишите её свойства.
5). Решите уравнения:
|
4). Практическая работа:
«Преобразование графика функции»
на примере функции
min 9 преобразований.
где
|
Урок 9-10. Решение показательных уравнений и неравенств.
Самостоятельная работа № 3.
Самостоятельная работа № 3.
Вариант №2.
Изобразите схематически график функции:
Решите уравнение:
Решите неравенство
| Вариант №26.
Изобразите схематически график функции:
Решите уравнение:
Решите неравенство
|
Изобразите схематически график функции:
Решите уравнение:
Решите неравенства:
| Изобразите схематически график функции:
Решите уравнение:
Решите неравенства:
Составьте схемы решения уравнений:
а) метод введения новой переменной;
б) однородные уравнения;
в) вынесение за скобки степени с наименьшим показателем.
|
Урок 11-12. Решение показательных уравнений и неравенств.
Самостоятельная работа № 4.
Самостоятельная работа № 4.
Вариант №33
1) Решите уравнения:
а) =
б) =
2) Решите неравенство:
0,9
| Вариант № 25
1) Решите уравнения:
а) + = 810
б) + =7
2) Решите неравенство:
|
Решите уравнения:
а) + - + 10 = 0
б)
в)
Решите неравенства:
| *1. Решите уравнения:
а)
б) =0.
в)
2. Решите неравенства:
б)
| Урок 13-14. Логарифм и его свойства. Вычисление логарифмов.
Математический диктант:
Найти логарифмы чисел по основанию 2
Вычислите: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.
Урок 15-16. Логарифмическая функция и ее свойства. Вычисление логарифмов.
Самостоятельная работа № 5.
Самостоятельная работа № 5.
Вариант № 21
1. Вычислите, зная, что
lg20.3 ; lg30.48
а)
б)
2. Решите уравнение
| Вариант № 38
1. Вычислите, зная, что
lg20.3 ; lg30.48
а)
б) lg
2. Решите уравнение
|
1. Составить таблицу: “свойства логарифмов”
2. Что больше или
3. Найти ООФ:
а)
б)
| 1. Построить график функции
и описать ее свойства.
2. Что больше?
или
3. Вычислить
4. Найти ООФ
а)
б)
| Урок 17-18. Логарифмические уравнения и неравенства. ООФ. Самостоятельная работа № 6.
Самостоятельная работа № 6.
Вариант №11 Вариант №8
1.Вычислите:
a) - a) +
б) б) -
в) в)
2.Найдите ООФ:
у = ln (3x-) h(x) =
3. Изобразите схематически график функции:
y = y = 2 -
Решите уравнение: Решите уравнение:
1.
Решить системы уравнений:
а )
б ) Решите неравенства: Решите неравенства: а )
б) б) Урок 19-20. Решение уравнений и неравенств.
Самостоятельная работа № 7.
Самостоятельная работа №7.
Вариант № 13 Вариант№ 9
1.Решите уравнение:
2.Решите неравенство:
1. Определите знак числа
а ) ln 0.5 а) ln 1.3
б) б)
в) в)
2. Решите уравнение:
=3
3. Решите неравенство:
Урок 21-22. Метод введения дополнительной переменной. Однородные уравнения.
Решение уравнений и неравенств.
1.Решите уравнения:
а). = 3 а).
г). г).
2. Решите неравенства:
а). а).
б). б).
Урок 23-24. Решение уравнений и неравенств.
Самостоятельная работа № 8.
Самостоятельная работа № 8.
Вариант № 20 Вариант № 14
Решите уравнения:
а) а)
б) б)
в) в)
2) Решите неравенства:
а) а)
б) б)
Повторить: правила дифференцирования, производные простейших функций.
Вычислить производные:
у=2х4-3х2+6х-12 1. у=
2.
3.
4.
5.
Урок 25-26. Производные показательной и логарифмической функций. Вычисление производной.
Математический диктант.
Найдите производные функций:
y =
y =
y = 2
y = (
y =
Дополнить таблицу производных.
1. Найдите значение производной функции y = ln ( 2 - x ) в точке = -1.
2. Найдите значение производной функции в точке
3. Укажите промежутки возрастания и убывания функций
*
1.Найдите значение производной функций в точке 2.Найдите значение производной функций в точке . 3.Составьте уравнение касательной к графику функции , параллельной прямой 4. Укажите промежутки возрастания и убывания функций
Урок 27-28. Производная сложной и обратной функций. Вычисление производных.
1. Найдите значение производной функции в точке
2. Найдите значение производной функции y = в точке
3.Укажите промежутки возрастания и убывания функций
4. Найдите точки экстремума функции y = x+
5. Определите промежутки возрастания и убывания функции y =
Вычислите производные функций
| Вычислите производные функций
|
Урок 29-30. Вычисление производных. Самостоятельная работа № 9.
Самостоятельная работа № 9.
Вариант №12.
Вычислите производные функций
| Вариант №16.
Вычислите производные функций
|
-
1.Решите уравнения:
а)
б)
в)
2.Решите неравенства:
| *1. Решите уравнения:
а)
б) .
в)
2. Решите неравенства:
б)
|
Урок 31-32. Решение уравнений и неравенств. Решение систем уравнений и неравенств.
Проанализировать наиболее типичные ошибки.
Подготовиться к контрольной работе.
Урок 33-34. Решение уравнений и неравенств. Контрольная работа № 15.
Контрольная работа № 15.
Вариант №13 Вариант №25
Решите уравнения:
а) а)
б) б)
в) в)
2) Решите неравенства:
а) а)
б) б)
Урок 35-36. Решение уравнений и неравенств. Решение систем уравнений и неравенств.
Проанализировать наиболее типичные ошибки. |
|
|